vgta-fspo@yandex.ru
В настоящее время в сфере экономики за качество интеллектуальных ресурсов разворачивается конкурентная борьба. Вряд ли вызывает сомнение утверждение, высказываемое многими исследователями проблем формирования современной образовательной парадигмы о том, что развивающийся и в нашей стране постиндустриальный тип социализации обуславливает переход ведущей роли в общественном устройстве от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным, к возрастанию творческой составляющей во всех сферах человеческой деятельности [1].
Фундаментальные инновационные изменения, происходящие в мире в начале XXI века, требуют нетрадиционных подходов к организации учебного процесса. Прежде всего, речь идет о подходах, которые соответствуют требованиям современных наук, технологиям, отношениям и ценностям, а значит, о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин, как гуманитарных, так и технических.
Поэтому изменение требований личности и общества потребовало кардинальных перемен к результатам образования, как в его содержании, так и в педагогических технологиях. В этом аспекте следует понимать креативность как высший уровень интеллектуальной активности мышления, а за дефиницию принять совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств), способствующих становлению и проявлению творчества.
Исходным положением при использовании инновационных аспектов креативной системы для разработки модели специалиста явилось утверждение психологов: каждый психически нормальный человек обладает творческими способностями, определенным творческим потенциалом, которые надо развивать, и как можно раньше. Поэтому можно констатировать, что основная цель креативной системы образования - «пробудить» в человеке творца, развить в нем заложенный творческий потенциал, воспитать уверенность в своих творческих силах, смелость мысли, способность генерировать нестандартные новые идеи, имеющие общечеловеческую ценность, воспитать потребность в творческом образе жизни.
К креативному образовательному процессу можно предъявить важное педагогическое требование, сущность которого заключается в его непрерывности, преемственности и включении учащегося в активную образовательную среду, умение управлять самостоятельно творческим процессом, т.е. «подстраивать» свои знания под профессионально-значимые критерии оценки деятельности специалиста в сфере производства, потребления, обмена и распределения как материальных, так и духовных благ.
Изложенное позволяет полагать, что инновационные аспекты креативной системы подготовки специалистов предусматривают:
1) обращение к системе интеллектуальной компьютерной поддержки мышления как к единому дидактическому средству;
2) применение основных интеллектуальных инструментов в процессе поисковой деятельности (выявление и постановка творческой задачи, проблемная ситуация, оценка и выбор оптимального варианта решения по критериям образовательного стандарта, целенаправленный поиск многовариантных решений);
3) использование принципа «Уча - учимся сами» не только в процессе обучения, но и контроля за продвижением в творческой деятельности;
4) развитие профессионального интереса у обучающихся, органическое соединение их теоретического обучения с элементами творчества.
Понятно, что эта классификация по предложенным блокам условна, но она все-таки позволяет более четко представить в целом теоретические основы креативной системы.
Критериями оценки эффективности формирования структуры творческого системного мышления студентов могут служить:
- их способность осуществлять системный анализ проблемной производственной ситуации;
- выявлять из сложившейся нестандартной ситуации задачу и корректно ее сформулировать;
- формулировать и видеть существующие противоречия (технические и физические, административные) и целенаправленно, принимая креативные решения разрешать их;
- выдвигать гипотезы;
- адекватно формулировать «идеальный конечный результат»;
- вести многовариантный целенаправленный поиск решения творческой проблемы или задачи;
- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему);
- вести целенаправленный поиск необходимой учебной, научно-технической, экономической информации по интересующей проблеме.
По своему содержанию креативная система – это гибкая интегрированная система, представляющая совокупность взаимодействующих и иерархически упорядоченных элементов, варьирование которыми позволяет изменить структуру системы соответственно изменяющимся целям и условиям функционирования системы [2].
Исследуя системы культуроформирующего обучения, мы исходим из того, что такое обучение может осуществляться посредством проектирования и использования различных систем. В зависимости от того, как «наполняются» содержанием цели образования, как осуществляется деятельность преподавателя, строится содержание обучения, определяются организационные формы, средства и методы обучения и контроля, культуроформирующее обучение может осуществляться в системах личностно ориентированного, контекстного, компетентностного, креативного и иного обучения. Тем самым категория «система культуроформирующего обучения» представляет материальный аспект, а категория «культуроформирующее обучение как система» - процессуальный аспект исследования культуроформирующего обучения определенной дисциплине.
Иными словами, креативная система подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования делает возможным для студентов овладевать и обладать высокими теоретическими профессиональными знаниями, навыками и умениями в сфере производственной и непроизводственной деятельности. В применении креативной системы образования организующим субъектом являются преподаватели, читающие курс лекций, проводящие практические и семинарские занятия, оценивающие курсовые и дипломные работы, научно-практические рефераты и др. В связи с этим креативная система образования опосредствует собой не только систему подготовки специалистов, но и преподавателей.
1.Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
2. Мещерякова Е.И., Яурова И.С., Булгаков Д.Н. О креативном обучении юридическим дисциплинам //Вестник Воронежского института МВД России. 2007. Вып. 1(226). С. 117 – 122.