Сведения об образовательной организации

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ
НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

 

Прокудин Ю.П., Милосердова Т.Е.

 

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Институт повышения квалификации работников образования

prokudin68@mail.ru

 

Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, а также современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Российское образование – 2020) особое внимание должно быть уделено обеспечению инновационного характера системы высшего профессионального образования, в том числе внедрению новых образовательных технологий. Ведущее место при этом должны занять инновационные методы подготовки студентов, которые помогут будущим специалистам участвовать в формировании и реализации инвестиционной и инновационной политики государства[1].

Важнейшая задача высшего учебного заведения – формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи нельзя осуществить путем передачи знаний в виде лекций и практических занятий от преподавателя к студенту. Обучающийся не должен оставаться инертным потребителем знаний. Он должен стать активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, подвергнуть анализу пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его верность. Проводимая в настоящее время реформа высшего образования, переход на образовательные стандарты третьего поколения связаны, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. Перед образовательной системой стоит новая и непростая задача - формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности обучающегося.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики вид занятий в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования, усиление мотивации студента к познанию. Студент должен стать живым участником образовательного процесса. Идеальное воплощение новых стандартов на практике - это такой вид занятий, на котором так организована деятельность обучающихся, где преподаватель лишь направляет, заставляя мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что современной высшей школе нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения[2].

Одной из таких форм  является дистанционное обучение студентов. Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или же другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством[3]. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования[4].

Одним из основных достоинств ДО является технологичность. Данный вид обучения характеризуется использованием современных программных и технических средств, что, в свою очередь, делает обучение более эффективным. Новейшие технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Немало важным является доступность и открытость обучения. Обучаться можно, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Это делает процесс обучения более доступным и организационно проще, чем классическое обучение. Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов.

Особо значение имеют свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в нескольких местах, сравнивая курсы между собой. В сети размещают самые лучшие курсы дистанционного образования по самым различным направлениям. Это дает шанс многим абитуриентам обучаться в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.

Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Особое значение ДО имеет для инвалидов и людей с различными отклонениями. В условиях активного использования модулей дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, оно более гибкое: обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования. Дистанционное обучение предоставляет возможности обучения большему количеству людей, при этом повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения. Оно позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп[5].

Но наряду с ярко выраженными достоинствами имеются и недостатки. В первую очередь при разработке программ дистанционного обучения важно тщательно распланировать занятия, организовать обучение с постановкой целей и задач обучения. Студенты должны понимать назначение предложенных курсов. Нужно учитывать психологические закономерности восприятия, памяти, мышление, внимания, возрастные особенности студентов.

Важным фактором в процессе дистанционного обучения является обратная связь между преподавателем и студентом. Ее суть заключается в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией усложняется и возникает проблема появления коммуникативного барьера. Если это случается, то информация подаётся в искажённом виде, что приводит к тому, что появляется угроза перерастания когнитивного барьера в барьер отношений, переходящий в чувство недоверия и враждебности по отношению к источнику информации. Следовательно, для максимально эффективной психологической атмосферы важны личные качества преподавателей в системе дистанционного обучения.

 

Литература

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fcpro.ru

  2. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения // Интернет-журнал «Науковеденье». 2014. Вып. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: naukovedinie.ru/PDF/127PVN214.pdf

  3. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа:  ru.wikipedia.org/wiki.

  4. Приказ Министерства Образования РФ от 18.12.2002 г. №4452

  5. Давлатова И.М. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки, перспективы развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsportal.ru

Разделы