Сведения об образовательной организации

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

 

Куракина Е.С.

Московский городской педагогический университет

kurakina.el@gmail.com

 

Концепция государственной информационной политики Российской Федерации требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе. Информатизация образования актуализирует качественное изменение процесса получения знаний, в результате которого техническое и программное обеспечение становятся неотъемлемыми частями обучения студентов и означает не просто использование программно-технических средств, а радикальное изменение организации и сущности процессов обучения и развития человека. Применение компьютерных технологий ведёт к существенной перестройке науки и образования, открывая для них новые перспективы для развития информационной компетентности [1].

Современная высшая школа должна готовить высокообразованных профессионалов, которые обладают системой компетенций, позволяющих им эффективно реализовать свой творческий потенциал в условиях жесткой конкуренции на российском и мировом рынках труда. Выпускник должен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания и умения, применять их в практической работе. В частности, согласно требованиям к результатам освоения образовательных программ бакалавриата ФГОС ВПО по направлению 050100 Педагогическое образование, студент должен овладеть следующими компетенциями:

?                   способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

?                   способностью работать с информацией в Глобальных компьютерных сетях (ОК-9) [2].

 Уникальные возможности Глобальной сети позволяют сделать акцент на самостоятельной работе студента в рамках специально организованных видов деятельности. С помощью интернет-технологий можно организовать самостоятельную работу обучающихся и развить у них навыки самостоятельной деятельности. Это несомненно будет способствовать более качественному усвоению теоретического материала, применению его на практике и в конечном итоге приведет к повышению эффективности обучения в высшей школе.

Большую роль в освоении программы обучения играют образовательные интернет-ресурсы. Под образовательными интернет-ресурсами обычно понимаются ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения (образовательные и учебно-методические материалы) на определенной ступени образования и для определенной предметной области, а также предназначенные для информационного обеспечения    системы образования, деятельности образовательных учреждений или органов управления образованием [3].

Использование образовательных интернет-ресурсов обеспечивает возможность создания единого информационно-образовательного пространства, дает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам  информации,   предоставляет разным группам обучающихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме online [4].

При использовании образовательных интернет-ресурсов в учебном процессе повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес студентов, возрастает эффективность самостоятельной работы, реализуются все потенциалы личности ? познавательные, морально-нравственные, творческие, коммуникативные и эстетические [5], то есть осуществляется адаптация студентов к обучению в вузе в условиях информатизации образования. Новые технологии позволяют молодому поколению оперативно получать актуальную информацию о том, что происходит в мире. Студенты овладевают «безграничными» возможностями Интернета. Использование этих возможностей в учебной деятельности превращает привычные занятия в  чрезвычайно увлекательный и творческий учебный процесс. Современные образовательные интернет-ресурсы могут обеспечить передачу знаний и доступ к разной учебной информации, наравне, а в большей степени и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Они позволяют реализовать принципиально новый подход к изучению различных дисциплин.

Использование образовательных интернет-ресурсов в учебной деятельности позволяет изменить и позицию преподавателя. Он перестает быть «источником знаний», а становится организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ и т.д. Достижение целей обучения при использовании образовательных интернет-ресурсов способствует развитию социальных и психологических качеств обучающихся, таких как: уверенность в себе, способность работать в коллективе; повышает стремление к достижению успеха, повышает и уровень саморазвития, а также стремление к высокой самооценке. Позитивные отзывы преподавателей и сокурсников о проделанной работе, позволяют студенту как самоутвердиться, так и поставить новые цели. В процессе такой работы студенты также устанавливают более глубокие и тесные контакты с окружающими их людьми, что способствует их самоактуализации. Безусловно образовательные интернет- ресурсы, выступая инструментом обучения, способствуют развитию личности студента.

Особо следует отметить значение образовательных интернет-ресурсов в процессе дистанционного обучения. Оно отличается от традиционного обучения тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую погружается студент. Для верного расчета своих сил студенту нужно точно знать, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Дистанционная форма обучения обеспечивает формирование автономности студентов ? социально-психологические качества, позволяющие человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, а также демонстрировать способность к самостоятельности и самопониманию. Развитие автономности тесно связано с необходимостью проявления познавательной активности, саморазвития, инициативности, ответственности, свободы выбора, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий [6].

Таким образом, использование образовательных интернет-ресурсов и технологий Глобальной сети будет способствовать формированию профессиональной компетентности будущего педагога, а также положительно влиять на развитие личности студента и поддерживать интерес к обучению.

 

Литература

  1. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как средство развития информационной компетентности современного педагога // Мультимедиа-технологии в образовании: путь к свободе. Екатеринбург, 2011.С. 13-19.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 46 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf (дата обращения: 19.10.15)

  3. Информатизация системы образования // Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt4.html (дата обращения: 19.10.15)

  4. Шевко Н.Р. Проблемы определения информационной компетенции на современном этапе// Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины. 2012. Т. 212. С. 503-507.

  5. Педагогические технологии / под ред. B.C. Кукушина. М.; Ростов-н/Д., 2006.

  6. Сырцова Е.Л. Возможности дистанционного обучения для развития автономности студентов // Фундаментальные исследования. 2007. № 10. С.103-104.

Разделы