Сведения об образовательной организации

ИННОВАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Гончарова Н.А., Гончарова М.А.

Орловский государственный университет

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Орловский филиал

n.a.goncharowa@yandex.ru

 

В современных условиях реализации новых образовательных стандартов высшего образования особую актуальность приобретает изучение инновационных и методических аспектов организации самостоятельной работы студентов. Ведь от того,  как решается этот вопрос в рамках конкретного вуза, направления подготовки, дисциплины, зависит развитие внутренней и внешней самоорганизации участников образовательного процесса, способствует их личностному и профессиональному росту и развитию.

При организации самостоятельной работы студентов, безусловно, должны учитываться требования новых образовательных стандартов высшего образования, педагогики и дидактики высшей школы, индивидуальные особенности студентов, включая уровень их подготовки, форму обучения. Так, при самостоятельной работе студентов заочной формы обучения особое внимание следует уделять изучению теоретических основ дисциплины.

Определение форм и содержания самостоятельной работы должно осуществляться во взаимосвязи с используемыми инновационными образовательными технологиями: обучении в сотрудничестве (cooperative learning), методом проектов и портфолио. Остановимся на некоторых инновационных и методических аспектах, используемых на практике форм организации самостоятельной работы студентов: подготовке мультимедийных презентаций, написании рецензий по публикациям научных периодических изданий, разработке проектов, составлении портфолио. Следует подчеркнуть универсальность и вариативность используемых форм для освоения и развития компетенций по различным направлениям подготовки.

Инновационность мультимедийным презентациям, например, при подготовке лекций-презентаций как одной из рассматриваемых форм придает не только относительная самостоятельность студентов в определении их содержания и техническом воплощении, но и использование приема «чтения лекций наоборот»: во-первых, обязанности лектора (аудиторно – полностью или частично) возлагаются студента (разработкой занимается, как правило, малая группа студентов, возможно один студент – магистрант); во-вторых, остальные студенты также готовятся к лекции, чтобы в аудитории активно участвовать в обсуждении изучаемого материала. Следует обратить внимание на четкое определение и соблюдение позиции преподавателя на разных этапах подготовки и проведения лекции-презентации, знание методических особенностей использования мультимедийных презентаций в учебном процессе.

В качестве задания для самостоятельной работы может выступить подготовка письменной рецензии на публикацию одного из научных периодических изданий. Структура рецензии, требования к ее оформлению, общий алгоритм работы сообщаются студентам преподавателем. Задание может быть выдано на любом этапе освоения учебной дисциплины в зависимости от целей, которые стоят перед участниками образовательного процесса. Как показывает опыт работы отбор публикаций преподавателю целесообразнее оставить за собой. Проверка результата выполнения самостоятельной работы может быть организована, например, в форме индивидуального собеседования или групповой дискуссии, контрольной работы. Такая форма работы ориентирована на углубленное изучение современных теоретических и практических проблем изучаемой дисциплины, способствует развитию интереса к научной работе, научной культуры. Рассматриваемая форма работы, как показывает практика, хорошо сочетается и дополняет выполнение обязательных письменных работ, если они предусмотрены учебным планом, по дисциплине (контрольных, рефератов, курсовых работ или проектов).

В последние годы особую популярность приобрел метод проектов, что даже нашло отражение в изучении так называемой проектной компетентности преподавателя высшей школы. Метод применяется как самостоятельная индивидуальная или групповая работа учащихся в течение разного по продолжительности периода времени. Для метода проектов характерным является не только исследование проблемы, творческая, поисковая деятельность студентов, но и предлагаемый вариант решения проблемы. Преподаватель должен владеть сущностью и содержанием метода проектов как педагогической технологии, в том числе включающей создание условий для самостоятельного выдвижения студентами проблем (возможные варианты решения которых должны быть продуманы преподавателем заранее), консультационную поддержку в распределении задач по группам, определение возможных методов исследования, поиск информации, нахождения творческих решений, организацию групповой работы студентов, оппонирования и оценивания проекта. Следует учитывать, что на аудиторных занятиях проекты могут начинаться и защищаться (презентоваться), основная работа над ними ведется студентами самостоятельно. Продолжительность таких проектов – несколько недель или месяцев.

Для практического использования метода проектов важно также знать их классификацию. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо остановиться на следующих классификационных признаках. Так, в зависимости от деятельности, доминирующей в проекте, выделяют исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, практико-ориентированные проекты. В соответствии с предметно-содержательной областью различают монопроекты и межпредметные проекты. На практике предпочтение отдается преимущественно монопроектам, поскольку они проводятся в рамках одной дисциплины. По характеру координации – это проекты с открытой, явной координацией. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Составление портфолио также является одной из форм организации самостоятельной работы студентов. Так, в документальный портфолио, как правило, должны включаться лучшие работы обучаемого, позволяющие судить о его достижениях в освоении дисциплины. Отбор работ в такой тип портфолио может осуществляться обучаемым как полностью самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Документальный портфолио рассматривается как инструмент самопрезентации, позиционирования студента в учебной группе, как механизм коммуникации всех членов группы, что позволяет им учиться друг у друга, обмениваться мнениями, совместно обсуждать ключевые вопросы дисциплины.

Реализация разных форм организации самостоятельной работы студентов изменяет позицию и роли преподавателя – он становится организатором познавательной, исследовательской, творческой деятельности студентов, консультантом, в том числе помогающим им выстроить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию.

Таким образом, учет инновационных и методических аспектов при организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации новых образовательных стандартов будет способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса, формированию и развитию компетенций у обучающихся, в т.ч. посредством активизации познавательной деятельности. Рассмотренные выше формы организации самостоятельной работы студентов имеют универсальный и вариативный характер, успешно используются как на уровне бакалавриата, так при подготовке магистров, специалистов, обеспечивая сквозное управление формированием и развитием компетентности и компетенций обучаемых.

Разделы