Сведения об образовательной организации

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИКТ И ИНТЕРНЕТ

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИКТ И ИНТЕРНЕТ

 

Де Соуза А.С.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

aly-souza@yandex.ru

 

В условиях глобализации всех общественных сфер процесс обучения требует широкого применения новых обучающих технологий, в частности, компьютерных, которые способствуют индивидуализации процесса обучения и повышают его эффективность.

В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Информатизация государственного управления, экономической и социальной сфер, общественной и индивидуальной жизни граждан является необходимым условием, выполнение которого позволяет любой стране претендовать на достойное место в современной информационной цивилизации.

Компьютер оценивает ответы обучающихся и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Отличительной особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением. Исследования показывают, что компьютерное обучение позволяет обучающимся довольно быстро усваивать учебный материал. В настоящее время компьютерное обучение является неотъемлемой составной частью других активных методов обучения.

Компьютерные (новые информационные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Более того, организация занятий иностранного языка с применением информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и образовательных ресурсов Интернета неразрывно связана с реализацией самообразовательной компетенции студентов, так как ИКТ могут быть использованы ими в автономном режиме. Целью обучения английскому языку в вузах является достижение такого уровня практического владения языком, который бы позволял активно пользоваться языком в профессиональном общении, а повышение этого уровня в будущем невозможно без навыков самостоятельной работы.

Компьютерные технологии являются одним из самых инновационных и эффективных средств, которые помогают значительно разнообразить процесс обучения. Но нужно помнить, что даже самая передовая технология приводит к успеху только при активной роли человека как субъекта познания.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу достичь:

1. Обеспечения ориентированного на результат подхода. Применение ЭВМ в данном случае связано с действующими учебными программами и призвано облегчить, ускорить и сделать более совершенным процесс обучения;

2. Развития общих когнитивных способностей: решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, обладать коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), то есть упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка [1, с. 101].

Языковой материал может быть представлен в трех форматах: текстовом, аудио и видео. Так, учащиеся одновременно могут совершенствовать все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование и письмо).

Например, многие обучающие компьютерные программы позволяют записать свою речь, а затем сравнить ее с произношением носителей языка и увидеть на экране диаграмму своей записи. Также учащиеся имеют возможность многократного прослушивания материала, записанного носителями языка (British или American English), могут сравнить различные диалекты и выявить особенности произношения, что особенно важно для студентов лингвистических специальностей. Однако расположение органов речи компьютер контролировать не может, здесь необходима помощь преподавателя-фонетиста. В отличие от многих УМК интернет-ресурсы дают огромное количество аутентичного материала, который необходим для полноценной жизни и существования человека в современном обществе.

Современные занятия в вузе немыслимы без использования компьютерных технологий, причем педагог может их применить на разном этапе занятия любого типа. Любую лекцию, объяснение можно оживить введением и использованием интернет-ресурсов. [2]. Что касается выработки развития навыков произношения, то и здесь существует большой выбор компьютерных программ, предлагающих пообщаться с носителями языка в рамках видеоконференций или осуществить простой разговор, например, в режиме программы Skype.

Обучение с использованием программы Skype – один из инновационных методов, который хорошо зарекомендовал себя в обучении говорению. В то же время его можно использовать для обучения письменной речи, в частности для обсуждения допущенных студентом ошибок. Если в ходе проверки задания преподавателем выясняется, что студент не знает каких-то аспектов грамматики, они объясняются в ходе сеанса связи. Если студентов несколько, после объяснения соответствующего грамматического материала стоит организовать его закрепление в режиме конференции [3, с.96].

Обязательным условием таких занятий является не только наличие хорошо работающих камер у всех участников конференции, но и надежность интернет-соединения. От преподавателя требуется большая организованность, чем на занятиях в аудитории. Весь необходимый материал должен быть заранее подготовлен и вовремя отправлен студентам для ознакомления. Преподаватель не должен отходить от экрана. Подготовка занятий может оказаться более длительной, особенно если студент не может своевременно купить или скачать требуемый учебный материал.

Таким образом, совершенно очевидно, что главным условием использования компьютерных технологий является профессиональная подготовка преподавателя иностранного языка как продвинутого и уверенного пользователя в области компьютерной техники и программного обеспечения.

Что касается индивидуального обучения произношению, ориентированного на самостоятельное изучение языка, то и здесь возможно привлечение методов, предполагающих использование информационных технологий [4]. Основой такого индивидуального обучения является учебный курс, в котором излагается материал по изучаемой дисциплине и предлагаются для выполнения различные задания. Следует заметить, что такой курс представляет собой своего рода интерактивный учебник, включающий в себя большое количество творческих и увлекательных заданий. При этом учащийся изучает материал самостоятельно, а длительность процесса обучения зависит исключительно от него самого, а именно от его способностей, ранее приобретенных знаний, умений и навыков, а также степени мотивации.

После того, как материал изучен, учащемуся предлагаются различные тестовые задания для контроля усвоенного. Если тестовые задания выполнены правильно, то учащемуся предлагается дальнейшее изучение курса. Если задания выполнены некорректно, учащийся может увидеть свои ошибки и получить указания на те разделы, которые требуют дополнительного изучения [5].

Соответственно, можно констатировать, что компьютерные технологии имеют весомое значение в обучении произношению на иностранном языке. Однако, определяя критерии полезности конкретной технологии в образовании, необходимо помнить, что та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Более того, работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа обучающихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Исходя из многочисленного ряда преимуществ компьютерных технологий в обучении английскому произношению можно сделать вывод, что данная область обучения иностранному языку будет развиваться и новые открытия в области обучения английскому произношению не заставят себя ждать.

 

Литература

  1. Андреева Н.В. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. Калининград, 2013.

  2. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8. 

  3. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. М., 2014.

  4. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий //Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С.12–21.

  5. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 5. С. 9-15.

Разделы