Сведения об образовательной организации

РЕАЛИЗАЦИЯ БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

РЕАЛИЗАЦИЯ БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОЦЕНКЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Гизатулина Р.Ф.

Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета

rimmagiz@yandex.ru

 

В настоящее время переход на стандарты нового поколения предполагает пересмотр и поиск новых форм контроля качества обучения. Оценка качества подготовки выпускника в компетентностной парадигме высшего профессионального образования предполагает новое проектирование результатов образования, методов и средств оценивания достижений студента [1]. В вузовской практике активно стала использоваться балльно - рейтинговая система, которая представляет собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний студентов, по которой определяется индивидуальный рейтинг каждого из них.

 Рейтинг — некая числовая величина, выраженная по многобалльной системе и интегрально характеризующая успеваемость и знания студентов. Основной целью балльно - рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Балльно-рейтинговая система рассматривается не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая часть системы контроля качества образовательной деятельности университета.

Рассмотрим основные характеристики балльно – рейтинговой системы. Обратимся сначала к задачам, которые стоят перед данной системой. Основные задачи балльно - рейтинговой системы:

  • увеличение доли самостоятельной работы студентов до 70 %;

  • повышение мотивации студентов к активной систематической учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных знаний и умений по дисциплине;

  • совершенствование планирования и организации учебного процесса посредством повышения роста индивидуальных форм работы со студентами;

  • выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины;

  • организация непрерывного мониторинга за работой студентов в течение всего семестра;

  • осуществление постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями;

  • получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения с целью морального и материального поощрения студентов.

При решении вышеперечисленных задач студент начинает видеть всю целостность и прозрачность полученной оценки своей деятельности. Итак,  балльно-рейтинговая система позволяет студентам [2]:

  • понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;

  • осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;

  • своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до экзаменационной сессии;

  • в течение семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Балльно - рейтинговая система имеет большие плюсы также по отношению к преподавателям и дает им возможность [3]:

  • подробно планировать учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;

  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

  • объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;

  • обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

 Эффективность балльно – рейтинговой системы проверена при оценке результатов прохождения летней педагогической практики студентами 2 курса факультета филологии КФ НГПУ. Дадим краткое описание данной системы.

Отчётная деятельность студента заключается в сборе и оформлении необходимых документов. После проверки всей документации факультетским руководителем студенты защищают свои материалы на итоговой конференции и  получают дифференцированный зачёт.

К участию в конференции допускаются студенты, прошедшие летнюю практику в ДОЛ и набравшие в сумме не менее 45 баллов по выполнению предусмотренных видов работ.

Выполнение программы практики: max-60 баллов, min-45 баллов. Ниже приведена  сводная таблица семестрового рейтинга по летней педагогической практике.

 

Виды текущего контроля (4 семестр)

Минимальный балл

Максимальный балл

Организационная работа

13

15,5

Воспитательная работа

6

7,5

Физкультурно-оздоровительная работа

10

14

Аналитическая работа

8

11

Отчётная работа

8

12

ИТОГО по видам текущего контроля

45

60

Итоговый контроль (зачет с оценкой)

15

40

ИТОГО за 4 семестр (семестровый рейтинг)

60

100

Общий балл текущей успеваемости на факультете филологии складывается из следующих составляющих: организационной работы, воспитательной работы, физкультурно-оздоровительной работы, аналитической работы и отчётной работы.

В ходе итоговой аттестации в форме зачета с оценкой можно получить от 15 до 40 баллов:

 

Элементы зачета с оценкой

Минимальный балл

Максимальный балл

Характеристика с места прохождения практики

5

15

Индивидуальный отчет о прохождении практики

10

25

Итого за зачет с оценкой

15

40

 

Таким образом, итоговый рейтинг по летней практике позволяет выставить оценку в соответствии с таблицей:

 


Диапазон баллов рейтинга

Семестровая оценка

0 – 59

Неудовлетворительно  

60 – 73

Удовлетворительно

74 – 86

Хорошо

87 – 100

Отлично

 

Подводя итог, следует отметить, что опыт реализации балльно - рейтинговой системы на факультете филологии КФ НГПУ пока не велик, поэтому не все аспекты данной технологии охвачены. Однако, общий вывод однозначен: балльно – рейтинговая система позволяет развивать самостоятельность и творческую инициативу студентов – практикантов. А это значит, что постепенно следует продолжать модернизацию данной системы.

 

Литература

  1. Архипова С.В. Балльно – рейтинговая система в образовательном процессе педагогического вуза (из опыта МОРДГПИ) // Педагогическое образование и наука, 2012. № 11. С. 81 – 84.

  2. Новикова Е.Ю. Балльно – рейтинговая оценка: мнение студентов // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 132 – 136.

  3. Фролов Н.Н. Кредитно – рейтинговая система: опыт ТулГУ // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 11 – 20.

Разделы