rimmagiz@yandex.ru
В настоящее время переход на стандарты нового поколения предполагает пересмотр и поиск новых форм контроля качества обучения. Оценка качества подготовки выпускника в компетентностной парадигме высшего профессионального образования предполагает новое проектирование результатов образования, методов и средств оценивания достижений студента [1]. В вузовской практике активно стала использоваться балльно - рейтинговая система, которая представляет собой объективную шкалу сопоставления качества и объема знаний студентов, по которой определяется индивидуальный рейтинг каждого из них.
Рейтинг — некая числовая величина, выраженная по многобалльной системе и интегрально характеризующая успеваемость и знания студентов. Основной целью балльно - рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Балльно-рейтинговая система рассматривается не только как система оценки знаний студентов, но и как важнейшая часть системы контроля качества образовательной деятельности университета.
Рассмотрим основные характеристики балльно – рейтинговой системы. Обратимся сначала к задачам, которые стоят перед данной системой. Основные задачи балльно - рейтинговой системы:
увеличение доли самостоятельной работы студентов до 70 %;
повышение мотивации студентов к активной систематической учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных знаний и умений по дисциплине;
совершенствование планирования и организации учебного процесса посредством повышения роста индивидуальных форм работы со студентами;
выработка единых требований к оценке знаний в рамках отдельной дисциплины;
организация непрерывного мониторинга за работой студентов в течение всего семестра;
осуществление постоянного контроля за успеваемостью самими студентами и преподавателями;
получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения с целью морального и материального поощрения студентов.
При решении вышеперечисленных задач студент начинает видеть всю целостность и прозрачность полученной оценки своей деятельности. Итак, балльно-рейтинговая система позволяет студентам [2]:
понимать систему формирования оценок по дисциплине и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;
осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;
своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до экзаменационной сессии;
в течение семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.
Балльно - рейтинговая система имеет большие плюсы также по отношению к преподавателям и дает им возможность [3]:
подробно планировать учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;
своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;
обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Эффективность балльно – рейтинговой системы проверена при оценке результатов прохождения летней педагогической практики студентами 2 курса факультета филологии КФ НГПУ. Дадим краткое описание данной системы.
Отчётная деятельность студента заключается в сборе и оформлении необходимых документов. После проверки всей документации факультетским руководителем студенты защищают свои материалы на итоговой конференции и получают дифференцированный зачёт.
К участию в конференции допускаются студенты, прошедшие летнюю практику в ДОЛ и набравшие в сумме не менее 45 баллов по выполнению предусмотренных видов работ.
Выполнение программы практики: max-60 баллов, min-45 баллов. Ниже приведена сводная таблица семестрового рейтинга по летней педагогической практике.
Виды текущего контроля (4 семестр) |
Минимальный балл |
Максимальный балл |
Организационная работа |
13 |
15,5 |
Воспитательная работа |
6 |
7,5 |
Физкультурно-оздоровительная работа |
10 |
14 |
Аналитическая работа |
8 |
11 |
Отчётная работа |
8 |
12 |
ИТОГО по видам текущего контроля |
45 |
60 |
Итоговый контроль (зачет с оценкой) |
15 |
40 |
ИТОГО за 4 семестр (семестровый рейтинг) |
60 |
100 |
Общий балл текущей успеваемости на факультете филологии складывается из следующих составляющих: организационной работы, воспитательной работы, физкультурно-оздоровительной работы, аналитической работы и отчётной работы.
В ходе итоговой аттестации в форме зачета с оценкой можно получить от 15 до 40 баллов:
Элементы зачета с оценкой |
Минимальный балл |
Максимальный балл |
Характеристика с места прохождения практики |
5 |
15 |
Индивидуальный отчет о прохождении практики |
10 |
25 |
Итого за зачет с оценкой |
15 |
40 |
Таким образом, итоговый рейтинг по летней практике позволяет выставить оценку в соответствии с таблицей:
Диапазон баллов рейтинга |
Семестровая оценка |
0 – 59 |
Неудовлетворительно |
60 – 73 |
Удовлетворительно |
74 – 86 |
Хорошо |
87 – 100 |
Отлично |
Подводя итог, следует отметить, что опыт реализации балльно - рейтинговой системы на факультете филологии КФ НГПУ пока не велик, поэтому не все аспекты данной технологии охвачены. Однако, общий вывод однозначен: балльно – рейтинговая система позволяет развивать самостоятельность и творческую инициативу студентов – практикантов. А это значит, что постепенно следует продолжать модернизацию данной системы.
Архипова С.В. Балльно – рейтинговая система в образовательном процессе педагогического вуза (из опыта МОРДГПИ) // Педагогическое образование и наука, 2012. № 11. С. 81 – 84.
Новикова Е.Ю. Балльно – рейтинговая оценка: мнение студентов // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 132 – 136.
Фролов Н.Н. Кредитно – рейтинговая система: опыт ТулГУ // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 11 – 20.