Сведения об образовательной организации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРАВУ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРАВУ

 

Сплавская Н.В., Кулешова Л.В.

Международный инновационный университет

Ставропольский государственный аграрный университет

N.Splavskaya@yandex.ru

 

Формирование навыков продуктивного правового поведения у современной молодежи должно осуществляться с применением современных образовательных технологий, представляющих собой систему взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанную на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения.

Один из путей модернизации российского высшего образования в рассматриваемом аспекте может быть связан с широким внедрением в образовательный процесс проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает последовательную постановку перед обучающимися проблем, в процессе решения которых они усваивают не только знаниевую компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления. Технология проблемного обучения позволяет не только приобретать новые знания, умения, навыки, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач. Сущность проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает весь объем знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать способы и средства их решения [1, с. 189].

В рамках проведения занятий по дисциплинам «Право», «Основы права» и другим, закладывающим основы правовых знаний, можно предложить студентам, например, сделать подборку периодических изданий по конкретной правовой тематике; составить исковое заявление; проанализировать и улучшить документ, составленный однокурсниками; принять участие в учебном судебном процессе; составить претензию и жалобу; самостоятельно разработать план досудебного разрешения спора. В процессе проблемного обучения целесообразно обсуждать спорные положения правовой науки, недостатки действующего законодательства, законодательные инициативы и актуальные законопроекты.

Перспективной формой проблемного обучения является научно-исследовательская работа студентов с использованием электронных технологий. Примером этой формы являются электронные профессиональные клубы, работающие в режиме открытых форумов.

Инновационность такой образовательной технологии состоит в том, что работа в клубах строится как дискуссионное обсуждение проблем, предлагаемых преподавателями, профильными специалистами и самими студентами. Решение проблем может носить отсроченный характер, когда студент работает над проблемой в режиме самостоятельной работы достаточно длительное время и в режиме он-лайн на занятии. Круг проблемных вопросов, включенных в дискуссии на форумах, охватывает практически все предметные области.

Так, участвуя в работе электронного профессионального клуба юристов, студенты имеют возможность получения квалифицированной юридической помощи по интересующему вопросу; узнать мнение однокурсников о конкретных правовых проблемах; подходящий студентам всех форм обучения график работы; задать свой вопрос или ответить на поставленный в электронном клубе. В течение всего учебного года и на каникулах студенты имеют возможность оставлять свои комментарии, задавать вопросы, имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают о праве и правовых явлениях. Каждый студент вносит особый индивидуальный вклад в освоение учебного материала. Обмен знаниями, идеями и способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, это позволяет не только получать новое знание, но и развивать навыки кооперации и сотрудничества [2, с. 126].

Таким образом, с помощью использования технологии проблемного обучения студенты осваивают конкретные нормы права, знакомятся с существующей судебной практикой, узнают возможные варианты решения юридических проблем и у них формируются паттерны продуктивного правового поведения.

Еще одной современной образовательной технологией, заслуживающей внимание в рассматриваемом аспекте, является технология игрового обучения. Главная цель игрового обучения - стимуляция познавательной деятельности студентов. Игровые технологии опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самореализации.

Игровые технологии представляют собой игровую форму педагогического взаимодействия участников образовательного процесса через реализацию определенного сюжета. В высшей школе используют преимущественно деловые, ролевые, театрализованные, компьютерные игры.

В правовом обучении чаще всего используются различные деловые игры, которые становятся либо элементом занятия (игровые ситуации) либо его формой проведения. На сегодняшний день многообразие деловых игр велико. По уровню сложности  выделяют следующие виды деловых игр:

- имитационные упражнения, суть которых заключается в решении несложных профессиональных задач и отличающихся от других видов деловых игр меньшим объемом и упрощенностью решаемых задач (например, кто лучше, работая в малой группе, напишет резюме, претензию, исковое заявление, жалобу по предложенной фабуле);

- «анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций», в ходе которого студентов знакомят с определенной жизненной ситуацией, требующей от них принятия решения, с последующим коллективным обсуждением (например, работая в малой группе решить правовую задачу, аргументируя ответ ссылкой на статью закона, с последующим обсуждением в коллективе);

- «разыгрывание ролей», при реализации которых студентам предлагается взять на себя исполнение определенной роли с учетом предложенной правовой ситуации, при этом никто заранее не может предположить исход возможного разрешения проблемы, т.к. предложенная ситуация может иметь несколько вариантов решения (например, проведение беседы потенциального работника с работодателем с целью изучения особенностей трудоустройства; проведение переговоров (подачи претензии) покупателя с продавцом в целях защиты прав потребителя при покупке некачественного товара; обращение в органы занятости и трудоустройства с целью регистрации в качестве безработного и реализации его правового статуса);

- полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений. Примерами таких деловых игр могут являться «Парламентский час», «Судебный процесс», «Рассмотрение трудового спора в комиссии по трудовым спорам», «Совещание комиссии по делам несовершеннолетних», «Заседание Общественной палаты», «Выборы депутатов», и др., где студенты в зависимости от содержания деловой игры выполняют роли юристов-консультантов, государственных должностных лиц, судебных представителей, участников судебного процесса, депутатов, руководителей предприятий, работодателей и работников, сотрудников правоохранительных органов и др.[3, с. 126]

Таким образом, правовые знания и умения студентов усваиваются ими не абстрактно. В процессе игры студентами осваиваются способы исследования правовых проблем и разрешения правовых ситуаций; происходит развитие уровня правового сознания; повышение уровня правовой культуры; осознание принадлежности к коллективу; формирование умения работать в коллективе, уважительно, но критично относиться к чужому мнению.

Современные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций обучаемого. Естественно, при этом должны использоваться и традиционные приемы обучения. Технологии проблемного обучения, игровые формы обучения связаны с инновациями в области правового обучения. Степень эффективности современных методик обучения проверяется практикой, экспериментальной деятельностью высших учебных заведений.

 

Литература

  1. Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2008.

  2. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в международном инновационном университете // Вестник СевКавГТИ. 2014. Вып. 18. С. 126-130.

  3. Ткач С.В. Деловая игра какинтерактивная форма обучения при изучении дисциплины «Правоведение» [Электронный ресурс]. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26640/1/notv_2013_182.pdf (дата обращения 18.10.2015).

Разделы