Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВАРИАНТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ МАГИСТЕРСКОГО ПРОЕКТА

ПРОБЛЕМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ВАРИАНТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ МАГИСТЕРСКОГО ПРОЕКТА

 

Дронова Н.В., Маслобойщикова А.А.

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Dronova_n@mail.ru

 

Подготовка современного учителя в соответствии с требованиями ФГОС предполагает формирование творческой личности, профессионально подготовленной к решению сложного комплекса задач образования и воспитания школьников. Широкие возможности для этого открываются в процессе работы над магистерскими диссертациями, дающими возможность соединить обучение студента с учетом его индивидуальных способностей и предпочтений с условиями и реалиями активно обновляющейся образовательной среды. Нам представляется, что возможным вариантом (из числа многих) решения такой задачи может стать разработка студентами магистерских проектов, которые носили бы междисциплинарный характер. В настоящее время отчетливо осознана особая потребность современной школы в интеграции различных дисциплин как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся[1]. Думается, что на этом стоит сделать акцент еще в вузе, заранее сориентировав будущего учителя.

В нашем случае – решении задачи подготовки магистров по направлению подготовки 44.04.01 – «Педагогическое образование (профиль – историческое образование)» – позитивные перспективы нам видятся в возможностях, которые открывает для решения такой исследовательской и практической задачи курс мировой и художественной культуры. Мы исходим из того, что потенциал этой дисциплины особенно велик как инструмент развития культуры мышления, обогащения содержания и уровня межличностной и межкультурной коммуникации. Эта учебная дисциплина носит интегративный характер, аккумулирует большой объем информации, приближает учащихся к восприятию и осмыслению многообразного опыта, накопленного человечеством в разных областях материальной и духовной жизни и своеобразно интерпретированного в художественной форме.

Искусство как предмет мировой художественной культуры многофункционально. И одной из его важнейших функций является передача социального опыта от поколения к поколению, от народа к народу. В современных учебных и методических пособиях, адресованных школьному учителю, предлагаются разнообразные подходы к преподаванию курса мировой художественной культуры. Но общим для них является то, что все они ориентированы на традиционные методы изучения художественного наследия и, что особенно важно подчеркнуть, в них выпадает практически аспект межкультурной коммуникации [2, c. 65]. Если он и присутствует, то как констатация факта влияния одной художественной национальной школы на другую в силу специфики исторической судьбы государств и народов. Сложившаяся в современном обществе ситуация заставляет иначе взглянуть на культуру: на сегодняшний день мир охватил процесс глобализации, которому свойственно сближение и интеграция культур в самом широком контексте. Национальные художественные школы являются не замкнутыми культурами, а частью масштабного мирового культурного процесса. Искусство – это то, что дает возможность цивилизациям взаимодействовать, и знакомство с ним может быть вполне органично вписано в контекст изучения любых дисциплин [1, c. 51 – 52]. Именно курс мировой и художественной культуры наиболее ярко и рельефно дает представление о механизмах восприятия народами друг друга. А художественный язык – это символический язык, несущий информацию такого уровня, которая может относительно легко «считываться». В этом контексте дисциплина «мировая и художественная культура» только усиливает свой образовательный и воспитательный потенциал. Изучение основ культуры, таким образом, необходимо для формирования целостной и всесторонне развитой личности, обогащения кругозора школьника [3, c. 180].

К сожалению, уроки мировой художественной культуры введены в практику не во всех учебных заведениях и преподаются только в старшей школе [4, c. 24]. Все это негативно сказывается на развитии учащихся, создавая проблемы в постижении общечеловеческих ценностей, взаимодействии с окружающим миром. Более того, иногда такие уроки превращаются в упрощенное перечисление фактов из культурной истории прошлого: ряд имен мастеров, творческих направлений и художественных школ, сопровождающееся визуальным рядом наиболее известных произведений. Нельзя сказать, что такого рода информация бесполезна. Но гуманитарный потенциал уроков мировой художественной культуры существенно больше [5, c. 127 – 128].

Мы полагаем, что изучение мировой художественной культуры призвано стать своеобразным междисциплинарным мостом, рабочим инструментом, объединяющим различные дисциплины гуманитарного цикла, отражающие разные стороны культурно-исторического процесса. В этом смысле компетентность учителя и состоит в том, чтобы эти связующие найти и эффективно использовать. Это даст возможность «привязать» предметы искусства к конкретике истории, социальных процессов и сделает искусство инструментом познания истории. Т.е. произведение искусства будет не просто представлять собой дополнительный иллюстрирующий материал, а одним из инструментов освоения широкого гуманитарного образовательного контента. Для студента, работающего над магистерским проектом, таким образом сформулированная задача дает также возможность соединить профессиональные знания истории, в необходимых случаях – итоги собственных оригинальных научных исследований – с освоением современных инновационных технологий обучения в средней школе.

Вышеизложенные соображения нами и были приняты в расчет при определении проблематики представляемой магистерской диссертации. В этой связи нами высказывается идея проведения исследования, которое носило бы интегративный характер, объединяя единым предметным и методическим полем несколько дисциплин – историю, мировую художественную культуру и культурологию, могло найти применение в изучении литературы, страноведческих аспектах преподавания иностранных языков. В перспективе данное квалификационное сочинение может стать частью масштабного проекта, построенного на существенно более обширном материале, который хронологически охватывал продолжительный период истории (в нашем случае мы ориентируемся лишь на вторую половину XIX – начало XX вв.). Главная идея его состоит в том, чтобы разработать в теоретическом и практическом плане пример изучения мировой художественной культуры не просто как изложение содержания отдельных культурных феноменов, но как часть разноуровневого процесса межкультурной коммуникации.

Содержательно предлагаемый проект призван предложить школьнику ряд сюжетов, которые в силу разных обстоятельств остаются за пределами всех перечисленных нами дисциплин. Выбор таких сюжетов основывался на стремлении познакомить ученика с яркими феноменами культурной жизни, имеющими особое место в истории отношений стран и народов России и Запада. Назначение такой разработки – служить дополнительным материалом для выполнения учеником обязательных учебных и самостоятельных творческих заданий, которые могут предлагаться ему в процессе освоения базовых школьных курсов гуманитарного цикла.

Рассмотреть данную проблему можно на примере таких культурных явлений XIX – начала ХХ вв. как:

-                   всемирные выставки, начиная Лондонской 1851 года (Россия в них принимала участие и ее экспозиции на этих выставках содержали разделы, представляющие достижения культуры и искусства);

-                   выставки деятелей русского искусства в Европе – персональные и коллективные (например, выставочная деятельность передвижников);

-                   «русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже.

В перспективе этот ряд может быть продолжен.

В качестве «пилотной» части проекта, примера, который наиболее ярко отражает поставленную цель, нами выбрана выставочная деятельность русских художников в Великобритании в 70-х гг. XIX века: экспозиции русского искусства в рамках всемирной выставки 1872 г. и две персональные выставки В. В. Верещагина в Лондоне в 1873 и 1879 гг. Выбранная нами тема чрезвычайно информативна – эти события можно донести до учащегося не только как сам исторический факт проведения выставки и художественный феномен, но и представить его как маркер культурного взаимодействия Британии и России, вписанного в контекст сложных политических отношений двух держав. Это видится важным как для комплексного изучения истории двусторонних связей Великобритании и России, осмысления общего содержания культурного наследия двух стран, так и обобщения накопленного опыта общественного взаимодействия. Убеждены, что историческая память помогает более взвешенно подойти к оценке современного состояния мира, может способствовать пониманию школьниками существа национальной идентичности и общечеловеческих ценностей.

Магистерская диссертация структурно состоит их двух больших разделов. Первый является оригинальным академическим исследованием автора по истории презентации русского искусства в Великобритании в 70-х гг. XIX в. Принципиально важной линией  этой разработки является анализ реакции британского общества на эти события, осуществленный автором на основе изучения значительного массива документов – мемуаров, переписки, материалов британских газет. Сразу оговоримся, что в дальнейшем эти оригинальные документы в адаптированном виде с соответствующе сформулированными пояснениями и снабженные заданиями, будут предложены ученикам для самостоятельного изучения.

Второй раздел мыслится как электронное учебное пособие, адресованное ученику со всем необходимым для такого рода методического материала обеспечением. Структурно оно должно включать:

-                   содержательный текст, представляющий собой адаптированное для уровня восприятия школьника изложение исследования, проведенного в первой части диссертации;

-                   иллюстративный ряд;

-                   справочный раздел (терминологический словарь, биографические справки);

-                   хрестоматийный раздел (документы, отражающие оценки выставок русского искусства со стороны британской публики (в том числе авторские переводов фрагментов статей английской и русской прессы); выдержки из писем и мемуаров современников) с разработанными заданиями;

-                   темы возможных заданий для самостоятельной работы;

-                   ссылки на качественные образовательные и справочные интернет-ресурсы, могущие быть полезными при самостоятельной работе школьника по темам творческих заданий;

-                   контрольные вопросы по теме.

Аналогичные разработки в перспективе могут быть сделаны и применительно к другим темам из числа выше перечисленных.

Предполагаем, что данное учебное пособие позволит сделать шаг к решению еще одной проблемы, связанной как с преподаванием мировой художественной культуры, так и с изучением истории – необходимости синхронизации исторического контекста в освоении учебного материала. Изучение Всеобщей истории и истории России в школе имеет мало общих связующих: события в мире и события в нашей стране в школьном курсе истории изучаются отдельно. В качестве примера можно взять, например, отмену крепостного права в России и отмену рабства в США. Два эти, безусловно, важных события произошли в один период, но в умах школьников они не идут параллельно, так как изучаются в разных курсах.

Разрабатываемый нами учебно-методический комплекс, представляя межкультурные связи и взаимоотношения между странами, делая акцент на общечеловеческом содержании мировой культуры с ее сложным сочетанием параллельности художественных процессов и их национальной уникальности, может, как нам представляется, отчасти способствовать решению этой проблемы.

 

Литература

  1. Михайлова В.В. Интеграция школьных дисциплин в процессе преподавания литературы как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся // Эксперимент и инновации в школе, 2010. №4. С. 51 – 57.

  2. Якина Л.Н. Педагогическая технология интегративного преподавания МХК как условие формирования личности // Человек в мире культуры. 2012. № 3. С. 65 –72.

  3. Чугаева И.Г. Художественная коммуникация как средство формирования личностной идентичности старшеклассников на уроках МХК // Педагогическое образование в России. 2013. №3. С. 179 – 183.

  4. Василина Д.С. Курс «МХК» в системе общего среднего образования (на примере классов эстетического профиля) // Вестник ЧГПУ. 2008. №1. С. 19 – 26 .

  5. Беляева Л.А., Чугаева И.Г. Ценностно-смысловое моделирование на уроках мировой художественной культуры // Педагогическое образование в России. 2011. №1. С. 126 – 133.

Разделы