elovskayasv@mail.ru
Важным условием развития профессионально-педагогической компетентности студентов, развития их мыслительной деятельности, познавательной активности является самостоятельная работа, организация которой составляет существенную часть образовательного процесса в вузе. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в процессе которой происходит формирование знаний, умений и навыков и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, развитие интереса к творческой работе, способности решать учебно-воспитательные задачи. По мнению И.А. Зимней, выполнение самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет студденту удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [1].
В зависимости от места и времени проведения данной работы, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами подразделяется на следующие виды:
? самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий);
? самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
? внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Самостоятельность перечисленных видов самостоятельной работы со студентами достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.
Формирование компетентного выпускника вуза возможно лишь в условиях делового партнерства студентов и преподавателя. Важным условием достижения этой цели есть самостоятельная работа как субъекта, который в содружестве с преподавателем планирует, осуществляет и оценивает свои результаты. Самостоятельная работа студентов по иностранному языку в неязыковом вузе является особой формой самообразования и помогает овладеть иностранным языком как необходимой профессиональной составляющей современного специалиста, способствует формированию навыков автономного приобретения знаний и развитию информационной культуры.
В процессе самостоятельной работы студенты должны решать разные по сложности познавательные, коммуникативные и контрольно-оценочные задачи. В условиях неязыкового вуза одной из важных задач является обучение студентов профессиональному иноязычному общению, получение знаний и формирование умений и навыков, позволяющих будущим специалистам в разных областях адекватно использовать иностранный язык в профессиональной деятельности.
Оптимальность самостоятельной работы студента обусловливается готовностью обучаемого к выполнению самостоятельной работы, а также оптимальной организацией самостоятельной работы и коррекцией ее педагогом. Готовность студентов к самостоятельной работе определяется наличием оптимальной мотивации к овладению иностранным языком, сформировавшимися навыками самостоятельной работы в области основных видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма), владением навыками работы со справочной литературой и словарями, умением работать с техническими средствами обучения.
В аудиторной самостоятельной работе студентов по иностранному языку целесообразно использовать игровые формы и методы подготовки специалистов, которые позволяют усваивать лексико-грамматический материал, развивать профессионально-педагогическую компетенцию. Существует интересный опыт вовлечения студентов в деловую игру в форме переписки, работы с оригинальными источниками информации, проведения встреч клуба знатоков английского языка, заседаний научного студенческого общества и др. Практическую значимость приобретает опыт проведения научно-практических конференций. При подготовке к выступлению на конференции студенты работают с литературой на иностранном языке по выбранной профессионально значимой тематике, систематизируют отобранный материал, делают теоретические и практические выводы по поставленным заданиям.
Развитие информационно-коммуникационных технологий открыло новые перспективы для обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Их применение позволяет не только индивидуализировать процесс изучения языка и органично объединить самостоятельную форму работы студентов ? аудиторную, самостоятельную, дистанционную, но и предоставляет огромные возможности для преодоления психологического барьера, возникающего при использовании иностранного языка как средства общения, использования изучаемого языка в учебной и реальной коммуникации.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов Интернета — учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации по специальности и т.п.), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио- и видеоресурсы.
Особой ценностью для изучения иностранных языков обладают средства электронной коммуникации: виртуальные среды обучения и участие в телекоммуникационных проектах позволяют использовать изучаемый язык для реального общения в процессе совместной творческой работы с зарубежными студентами. Ключевой формой взаимодействия выступает вебинар – онлайн-семинар, организованный при помощи веб-технологий в режиме прямой трансляции с использованием аудиосвязи, текстового чата, слайдовой презентации, обмена файлами.
Самостоятельная работа студентов с использованием современных информационных технологий осуществляется в аудитории и подразумевает выполнение заданий в компьютерном классе или Интернет-центре под непосредственным наблюдением преподавателя иностранного языка. Внеаудиторная самостоятельная работа дает возможность студентам выполнять учебно-воспитательные задачи в любом удобном им месте с точкой доступа в Интернет, учитывает индивидуальные особенности студентов, оптимально интегрирует формы использования Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку. Например, используя материалы информационного социального ресурса YouTube, преподаватель планирует и реализует работу по развитию и формированию умений и навыков говорения и аудирования, так как данный сервис предоставляет пользователям возможность смотреть, слушать, комментировать видеоматериалы, презентации. Основными достоинствами обучения иностранному языку с использованием данного ресурса являются:
1) возможность активной и пассивной работы при построении диалогов и монологов при тренировке иноязычной речи;
2) возможность использования материалов сайта согласно тематике программы или потребностям обучающихся;
3) наличие аутентичных материалов;
4) мотивация, так как на сайте можно найти аудио- и видеотексты, которые соответствуют повседневным бытовым и профессиональным потребностям студентов.
Таким образом, обучение иностранному языку в неязыковом вузе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий позволяет в значительной степени оптимизировать учебно-воспитательный процесс, повысить уровень мотивации студентов, создать аутентичные ситуации общения, способствующие формированию профессионально-педагогической компетентности студентов.
Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. М., 1980.