Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

 

Гребенникова И.В.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

grebennikovair@mail.ru

 

В соответствии с Федеральным государственным стандартом одна из задач начального общего образования – формирование у младших школьников универсальных учебных действий, развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию через сознательное и активное присвоения нового социального опыта. Решение этой задачи требует перестройки традиционной системы обучения, введение нестандартных методов, к которым и относится проектное обучение, предусматривающее включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.

Предметом проектного обучения являются метазнания и познавательные умения, которые могут быть перенесены из одной сферы деятельности в другую. Проектное обучение позволяет школьникам выбирать деятельность по интересам и через дело, соответствующее их развивающимся способностям, они овладевают умениями поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах.

Исследования показывают, что проектная учебная деятельность школьников связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся через создание идеальных или материальных продуктов, обладающих объективной и субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи под контролем и при консультации педагога [1].

Учитель опирается на опыт и интересы школьника, помогает  ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результатов, выстроить деятельность по выполнению проекта. Выполняя проекты, школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по разным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.

Проектная деятельность существенно меняет роли участников педагогического процесса. Учитель – это консультант, помощник, а ученик – активный участник процесса проектирования. Субъектность ученика проявляется в целеполагании, планировании, организации, обеспечении учебно-познавательной деятельности, а также в рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, что учесть на будущее).

Включение проектной деятельности в учебный процесс требует соответствующей психолого-педагогической подготовки педагогов, теоретического и практического обучения.

Содержанием теоретического обучения должны стать вопросы: общее понятия о проектном обучении, учебный творческий проект, виды проектов, общие требования к проекту, оформление проекта, этапы работы над проектом, методический паспорт учебного проекта, типичные ошибки при использовании метода проектов, опыт работы учителей начальных классов в использовании метода проектов.

На практических занятиях в форме деловой игры отрабатывается процедура проектной деятельности как учебного компонента. Значение имеет не только ее содержание, но и организация, которую можно представить в виде алгоритма. Вводный этап предполагает установочное занятие по написанию целей, задач, основного замысла проекта, утверждения плана работы над ним. На втором поисковом этапе проводится сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей работы, проводятся консультации по правилам оформления работ. На третьем обобщающем этапе идет оформление результатов проектной деятельности, проводятся репетиционные консультационные занятия – «предзащиты» проектов, дорабатываются проекты с учетом замечаний и предложений, формируются группы оппонентов, рецензентов и «внешних экспертов», готовится публичная защита проекта. На четвертом этапе составляется программа публичной защиты совместно с учащимися. На пятом этапе проводится публичная защита  проектов, где подводятся итоги и конструктивный анализ выполненной работы.

Осуществление проектного обучения требует реализации деятельностного подхода. На этапе организации, где осуществляется определение темы, уточнение целей исходного положения, деятельность учащихся заключается в уточнении информации и обсуждении задания, а учитель в это время мотивирует учащихся, объясняет цели проекта и наблюдает. На этапе планирования школьники формулируют задачи, уточняют источники, выбирают и обосновывают свои критерии успеха, учитель помогает в анализе и синтезе по их просьбе и наблюдает. На этапе принятия решения школьники работают с информацией, проводят анализ и синтез идей, выполняют исследование, учитель наблюдает и консультирует. На этапе выполнения дети выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект, учитель наблюдает и советует. На этапе оценки результатов школьники участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке, учитель наблюдает и направляет процесс анализа. На этапе защиты проекта дети защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов, учитель участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Студенты разрабатывают возможные проектные работы младших школьников, например: экологические проекты («Сохраним родной лес», «Наши пернатые друзья», «Что делать с мусором?», «Были о пыли», «Детская косметика - за или против?»), эстетические («Кукольный театр»), познавательные («Путешествие в страну скороговорию», «Ухо как орган восприятия информации, «Вулкан», «Почему вымерли динозавры?», «Деревья школьного парка», патриотические (устный журнал «От героев былых времен»), социальные «Я гражданин России» и др.[2].

Для определения темы проекта студенты определяют возрастную группу учащихся, выбирают учебный предмет и раздел в соответствии с программой начальной школы. В ходе дискуссии или «мозгового штурма» студенты самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Предлагают и формулируют гипотезы как возможные варианты решения проблемы, выбирают творческое название проекта. Использование проектной технологии осуществляется во внеаудиторное время.

Применение метода проектов целесообразно совмещать с информационными технологиями. Они применимы на разных этапах проектной деятельности. На проблемно-поисковом этапе педагог наблюдает и фиксирует проявление таких качеств у студентов как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее полученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Использование компьютера на обобщающем этапе оформления исследовательской работы позволяет сделать презентацию проекта наглядной, яркой и впечатляющей по графическому оформлению.

Таким образом, проектное обучение является очевидным способом формирования ключевых компетенций у учащихся, а подготовка будущих учителей начальных классов к проектному обучению младших школьников формирует у них профессиональные методические компетенции в соответствии требованиями времени.

 

Литература

1. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения / авт.-сост. А.В. Виневская. Ростов н/Д., 2014.

2. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации./ авт. сост. М.Ю. Шатилова. Волгоград, 2010.

 

Разделы