Сведения об образовательной организации

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ

 

Груздев Г.И.

Воронежский институт МВД России

fp@vimvd.ru

 

Ориентация современного образовательного процесса на мобильность и доступность, на максимальное удовлетворение запросов обучающихся требует от преподавателей поиска новых эффективных форм организации учебных занятий, оптимизации их содержания. Все это относится и к занятиям по физической подготовке в ведомственных образовательных организациях, где осуществляется профессиональная подготовка будущих специалистов для органов внутренних дел.

Особенностью образовательного процесса здесь является то, что в его центре «находится обучающийся будущий специалист, и усилия всех субъектов процесса направлены на обеспечение достижений будущего специалиста в формировании компетенций на заданном образовательными стандартами уровне и на формирование целостной личности специалиста-профессионала органов внутренних дел» [1, с.94]. При этом специалист-профессионал должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями, способностями и готовностью применять их в своей профессиональной деятельности, но и должной физической подготовкой, гарантирующей эффективное профессиональное поведение не только в повседневной правоохранительной деятельности, но и в экстремальных ситуациях.

Способность и готовность к эффективному применению физической силы в экстремальных ситуациях формируется и развивается в процессе личностно-профессионального развития курсантов в период их обучения в ведомственной образовательной организациях, главным образом, на занятиях по физической подготовке. Важно, что современному курсанту необходимо овладеть большим объемом двигательных навыков, освоить целый арсенал боевых приемов борьбы, который он смог бы применять быстро и уверенно в служебной обстановке, в том числе против  активно сопротивляющегося нарушителя или группы лиц. Определенный дефицит учебного времени заставляет преподавателей физической подготовки искать пути ускоренного обучения, а также разрабатывать, апробировать и применять новые формы и методы проведения учебных занятий по физической подготовке. Одной из таких форм, показавшей на практике высокую эффективность, является визуализация учебного материала с помощью применения интерактивных средств обучения.

Визуальная грамотность (от англ. visual literacy) – одно из новых направлений в педагогической науке, представители которого занимаются изучением закономерностей адекватного восприятия и продуцирования обучаемыми зрительной информации, ее базовых элементов: точек, форм, направлений, структур, масштабов, размерностей, их статистики и динамики цветовых гамм и тонов и др. Визуальная грамотность относится к числу способностей личности, которую можно и нужно развивать. Обучение восприятию зрительного образа основано на исследованиях Дж. Брунера, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др., доказавших, что до 70% обучающей информации человек усваивает посредством зрения [2]. Как показывают анализ исследований, существует определенная связь между методом освоения материала и его способностью быть восстановленным в памяти обучающихся. Считается, что всего лишь четверть услышанного объема материала остается в памяти. Если же у обучающегося появляется возможность воспринимать данный материал зрительно, объем остающейся в памяти информации повышается до одной трети. При задействовании слуховой и зрительной памяти доля усвоенного материала увеличивается до половины объема, а при вовлечении обучающегося в активные действия, доля усвоенного достигает 75%.

Для эффективности процесса обучения и ускорения запоминания новых двигательных действий на кафедре физической подготовки Воронежского института МВД России внедрены и успешно используются интерактивные формы проведения практических занятий с применением современных технических средств обучения. Один из спортивных залов института оснащен моторизированным экраном, мультимедийным проектором, системой озвучивания, усилителем, камерой видеонаблюдения и ноутбуком, на который установлена специальная программа, позволяющая записывать, обрабатывать и оперативно монтировать изображение. Визуальный компонент применения данного оборудования позволяет преподавателю организовывать демонстрацию на экране информации по изучаемой теме. Такой информацией может быть: образцовая техника упражнения, «опорные точки» нового технического элемента, использование изучаемого приема  в практической деятельности сотрудника органов внутренних дел и т.д.

Применение видеокамеры и специальной компьютерной программы дает возможность преподавателю быстро записывать технику движения обучаемого, монтировать и быстро выводить на экран. На этой основе курсант получает возможность видеть себя со стороны и сравнивать свою технику с образцовой, а затем – обсудить увиденные ошибки с преподавателем. При этом стоит отметить, что интерактивное обучение имеет существенное преимущество перед традиционными формами. Применение данного оборудования коренным образом меняет взаимодействие участников образовательного процесса. Вместо ведущей роли преподавателя на первый план выходит активность обучающихся. Преподаватель же стремится создать необходимые условия для проявления курсантами инициативы.  

Занятия, проводимые с использованием интерактивных средств, погружают обучаемых в творческий процесс, развивают когнитивные способности, повышают мотивацию, дают колоссальный эмоциональный заряд. Использование интерактивного оборудования вместе с тем позволяет курсантам самостоятельно осваивать пропущенный или вызывающий затруднение материал. Копирование видеозаписи на электронные носители (флэш-накопители, диски, смартфоны, планшеты и др.) позволяет обучаемым получать индивидуальные файлы с записью всего занятия или его части, а затем самостоятельно отрабатывать технику физических действий, вызывающих у них наибольшие затруднения. В частности, практика показала, что это особенно полезно для слабоуспевающих курсантов. «Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих  функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения»[3, с.17].

Результаты проведенных нами исследований, а также анализ опытно-экспериментальной работы по внедрению в образовательный процесс интерактивных форм и средств обучения на занятиях по физической подготовке позволяют с уверенность утверждать, что оно (внедрение) не только способствует повышению эффективности формирования компетенций, установленных образовательными стандартами для подготовки специалистов в ведомственных образовательных организациях, но и личностно-профессиональному развитию будущих специалистов органов внутренних дел.

 

Литература

1. Мещерякова Е.И. К вопросу о целостности образовательного процесса // Заметки ученого. Ростов-на/Д., 2015. №2. С. 94-96.

2. Педагогика физической культуры /под общ.ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семенова, С.Н. Бекасовой. М., 2012.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Саратов, 2009.

Разделы