Сведения об образовательной организации

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА КАК КОМПОНЕНТ НРАВСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА КАК КОМПОНЕНТ НРАВСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

 

Першутин С.В.

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

omartmb@rambler.ru

 

Высшее образование в контексте настоящей ситуации является необходимым условием профессионального становления личности в современном мире, формирования незаменимых качеств и способностей, приобретения определенного опыта деятельности в сумме с общепринятыми знаниями, навыками и умениями, которые получили название компетенций и компетентностей в связи с переориентацией на их практическое применение. Речь, естественно, идет о переходе к новой парадигме образования и компетентностному подходу, очерчивающему в дальнейшей перспективе практические результаты в виде компетенций и компетентностей и связанному с вступлением России в Болонский процесс, рассматриваемый как ответ на вызовы глобализации [1, с. 3]. Сам переход связан с утратой педагогической системы способности отвечать требованиям современного информационного общества, а также многими другими факторами. А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова отмечают, что данная смена образовательной парадигмы характеризуется принятием другой концептуальной основы педагогики и смежных с ней наук, созданием новой модели организации образовательной практики и сменой взглядов на процесс образования всеми его субъектами [2, с. 38].

Применимо к иностранному языку, настоящий подход получил распространение в педагогических трудах североамериканских (М. Свейн, С. Савиньон, М. Кэнэйл и др.) и отечественных (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, С.Г. Тер-минасова, Г.С. Трофимова и др.) авторов. Однако целесообразно будет привести оппозиционную точку зрения таких ученых, как Б.Е. Бершадский и Е.И. Пассов, склонных расценивать понятия «компетенции» и «компетентность» как лишний, искусственно созданный элемент в системе образования. В трудах последнего компетентностный подход подвергается критике по следующим причинам:

1) отсутствие единого понимания авторами термина компетенция и единого мнения о его структуре;

2) отсутствие духовно-нравственной составляющей в рамках данного подхода;

3) отсутствие системообразующей основы (иерархии уровней) для возможной интеграции (получение нового качества) компетентностного направления [3, с. 10].

Действительно, стоит признать, что отсутствие единого понимания учеными терминов «компетенция» и «компетентность» затрудняют весь процесс постановки целей и внедрения вышеназванного подхода в российское образование. Подтверждением можно считать неоднозначность их использования в документах ФГОС ОО и ФГОС ВПО. Мы полностью согласны с И.А. Зимней, выражающей свое мнение в следующем: «В зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода» [4, с.12]. В вопросе соотношения компетенции и компетентности мы придерживаемся мнения того же автора, а также создателей документа «Стратегии  модернизации содержания общего  образования 2001» [5], А.В. Хуторского [6] и других ученых, не отождествляющих данные понятия и включающих компетенции в состав компетентности. В данном случае нас интересует указанное выше утверждение об отсутствии нравственной составляющей в сущности компетентностного направления и поиск путей решения данной проблемы.

В результате смены научной парадигмы в отношении преподавателей возникают такие понятия, как «методическая компетенция» и «лингводидактическая компетенция», представляющие в общем понимании способность к реализации целей со стороны преподавателя [7]. Но для успешного становления личности на профессиональном пути, по нашему мнению, необходимы условия повышенного внимания эмоциональному аспекту в рамках образовательного процесса, т.е. формированию эмоциональной и эмотивной компетенций будущих преподавателей как показателя нравственной воспитанности, которая в свою очередь является требованием к будущим работникам образования. О сформированности последней, по мнению Е.В. Барановой, «свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию и сопереживанию, к просоциальным и альтруистическим поступкам и деятельности, слышать голос совести» [8, с. 44; выделено автором]. Вышеназванная способность к сопереживанию, т.е. эмпатия выступает биологической данностью, имеющей свойство развития [9]. Это в свою очередь, означает, что для повышения уровня нравственной воспитанности студентов может быть использовано целенаправленное развитие эмпатии, способности распознавать собственные эмоции, эмоции других людей и др. признаки эмоционального интеллекта через специальные упражнения.

 Поскольку мы рассматриваем данный процесс с точки зрения методики преподавания иностранного языка, то, соответственно и достижение нужного эффекта будет осуществляться через иноязычную эмотивную лексику, к которой относится лексика, выражающая определенные внутренние эмоциональные состояния человека, грамматику, невербальные компоненты коммуникации и т.д. Материалом для работы будут служить аутентичные эмотивные тексты зарубежной литературы различных жанров, отвечающих критериям эмотивности, а также художественные фильмы, содержащие большое количество эмоциональных ситуаций. В качестве примера эмотивного текста может быть использована следующая эмоциональная ситуация из произведения Э. Хемингуэя «Убийцы» («The Killers»).

“Hey, bright boy,” Max said to Nick. “You go around on the other side of the counter with your boyfriend.”

“What’s the idea?” Nick asked.

“There isn’t any idea.”

“You better go around, bright boy,” Al said. Nick went around behind the counter.

“What’s the idea?” George asked.

“None of your damn business,” Al said. “Who’s out in the kitchen?”

“The nigger.”

“What do you mean the nigger?”

“The nigger that cooks.”

“Tell him to come in.”

“What’s the idea?”

“Tell him to come in.”

“Where do you think you are?”

“We know damn well where we are, the man called Max said. “Do we look silly?”

“You talk silly,” Al said to him. “What the hell do you argue with this kid for? Listen,” he said to George, “tell the nigger to come out here.”

“What are you going to do to him?”

“Nothing. Use your head, bright boy. What would we do to a nigger?”

К ранее упомянутым упражнениям на формирование эмотивной компетенции будут, к примеру, относится следующие:

1)                 установить эмоциональную прагматическую установку одного из героев кинофрагмента/отрывка из литературного произведения по языковым/неязыковым компонентам;

2)                 определить языковые единицы, оказавшие тот или иной эффект в эмоциональной ситуации и приведшие к конфликту (раздражение, обида, гнев, смущение одного из партнеров и др.); найти коммуникативное решение данной проблемы;

3)                 придать эмоционально-нейтральному диалогу/монологу определенную эмоциональную окраску с помощью использования определенных лексических единиц (аффективов, коннотативов, экспрессивов и др.) и др.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что внедрение компетентностного подхода в российское образование позволяет взглянуть на процесс высшего образования с новых, выгодных позиций. Однако в обучении студентов приоритетное место должны занимать не только профессиональные, но и общечеловеческие качества личности, демонстрирующие высокую степень ее нравственной воспитанности. Для достижении данных целей необходимо произвести переориентацию на эмоциональную сферу личности студентов педагогических специальностей как с точки зрения психологии, так и с точки зрения отражения эмоций в языке и речи, что со временем позволит добиться желаемого эффекта.

 

Литература

  1. Ершова И.В. Социально-философские проблемы глобализации и интеграции на примере Болонского процесса: автореф. дис. … канд. филос. наук. Архангельск, 2006.

  2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

  3. Пассов Е.И. Терминосистема методики, или Как говорим и пишем. СПб., 2009.

  4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая  основа  компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

  5. Стратегия модернизации общего образования. М., 2001.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

  7. Языкова Н.В., Макеева С.Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 7. С. 2–9.

  8. Баранова Е.В. Гуманитаризация образования в техническом вузе как фактор нравственного развития студентов: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2014.

  9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.; Владимир, 2009.

Разделы