Сведения об образовательной организации

О КРИТЕРИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЛИЦИИ

О КРИТЕРИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НРАВСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЛИЦИИ

 

Ерошенков Н.В.

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

nic_bui@mail.ru

 

Проблемы профессионально-личностного развития студентов в вузах неизбежно касаются вопросов нравственного оздоровления личности как одного из векторов качественного изменения современного облика будущего профессионала в российском обществе.

Наблюдаемый в современном высшем образовании разрыв между профессиональной и нравственной подготовкой будущих специалистов, процессы нравственного упадка, прогрессирующие в обществе, закономерно коснулись системы правоохранительных органов, в целом, и вузов МВД России, в частности. В изменившихся условиях будущим офицерам полиции в связи с их предстоящей службой в правоохранительных органах необходима профессиональная подготовка, обеспечивающая формирование у них профессиональных компетенций, нравственного сознания, чувств, поведения, отражающих сформированность профессиональной нравственности офицера полиции в условиях служебной и внеслужебной деятельности.

Изучением категории «профессиональная нравственность» занимается раздел этической науки - профессиональная этика, представляющая собой специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Применительно к условиям будущей правоохранительной деятельности курсантов вуза МВД России профессиональная нравственность позволяет конкретизировать общечеловеческие (справедливость, беспристрастность, долг, ответственность, нетерпимость к злу и борьба с ним), узкопрофессиональные (нормы служебного этикета, профессионально-деонтологические нормы) и специфические для профессиональной деятельности будущих офицеров полиции нормы (нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы).

К содержательным характеристикам профессиональной нравственности будущего офицера полиции мы относим: профессионально-нравственное сознание (знание профессиональных и нравственных принципов, норм, нравственное осознание и осмысление своего положения в обществе и профессии), профессионально-нравственные отношения и чувства (профессиональные и нравственные оценки, чувства и отношения к обществу, государству, профессии, личности, служебному долгу), а также профессионально-нравственное поведение (систему профессиональных действий и поступков на основе принятых в профессии и обществе нравственных ценностей, правил и норм). Перечисленные выше характеристики формируются в единстве и представляют собой профессиональную нравственность будущих офицеров полиции как интегральное личностное образование.

Для объективного изучения профессиональной нравственности будущего офицера полиции нами были выделены мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный и качественно-личностный критерии. Причем последний рассматривался нами как своего рода обобщенный результат предыдущих критериев.

Мотивационно-ценностныйкритерий рассматривается нами в качестве базисного критерия сформированности профессиональной нравственности будущего офицера полиции, так как от характера и степени осмысления им профессионально-нравственных мотивов и присвоения моральных ценностей в значительной степени зависит отношение курсанта к будущей профессиональной деятельности.

В системе мотивов курсанта ведущее значение имеют такие, как осознание социальной и личностной значимости приобретаемых знаний, умений, навыков, опыта; интерес к предметам гуманитарного и профессионального циклов. Они рождают увлеченность специальностью и моральную ответственность за учение и освоение ценностей будущей профессией. Очевидно, что приобщение курсантов к базовым моральным ценностям (к которым мы относим: гуманность, духовность, добро, совесть, доброжелательность, толерантность, нравственная чистоплотность) и специфическим ценностям (честь, достоинство, самообладание, принципиальность, неподкупность, объективность,) составляет основу формирования профессиональной нравственности будущих офицерских кадров полиции.

Выбор в качестве критерия сформированности профессиональной нравственности курсантов эмоционально-волевого критерияобъясняется тем, что эмоции и воля взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоциональная сфера, будучи важнейшим звеном системы саморегуляции личности и функционирования ее сознания, включает в себя механизмы нравственного становления личности. Именно эмоциональные явления, сфера переживаний могут выступать наиболее тонкими индикаторами разнообразных изменений и противоречий в процессе формирования профессиональной нравственности будущего офицера полиции. Как позитивные эмоции и чувства, так и негативные (гнев, тревога, неудовлетворенность и др.) являются одной из движущих сил формирования профессиональной нравственности курсантов.

Развитие эмоций и воли происходит в постоянном взаимодействии. Существенными признаками, характеризующими собственно эмоционально-волевое поведение, являются «преодоление препятствий», состояние напряжения, момент волевого усилия. Волевое усилие определяется сознанием человека, а направляется - чувствами и убеждениями нравственного характера.

Сформированность профессиональной нравственности курсанта целесообразно оценивать и по тому, в какой степени будущими офицерами полиции осуществляется рефлексия в различных видах профессионально-ориентированной деятельности. Поэтому в качестве еще одного критерия сформированности профессиональной нравственности курсантов мы использовали рефлексивно-деятельностный критерий.

Как известно, опыт осуществления способов деятельности возникает не только в рамках учебных предметов, но и формируется в разных видах профессионально-ориентированной деятельности, в различных ситуациях, варианты которых предоставляет образовательная среда вуза МВД России: во внеучебной, в трудовой, культурно-созидательной, досуговой деятельности. Функция рефлексии заключается в построении новой деятельности, выделении в ней новых образований, которые могли бы служить средствами построения новых процессов деятельности.

Качественно-личностныйкритерий сформированности профессиональной нравственности курсантов в образовательной среде вуза МВД России рассматривается нами как единство потребностно-ценностной, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностной сфер личности, наполненное нравственным сознанием, опытом нравственных отношений, нравственным поведением и воплощенное в устойчивых профессионально-нравственных качествах личности.

Нравственные качества будущих офицеров полиции являются таким «снаряжением», которое нельзя выковать без их активного участия. Основным содержанием личностных нравственных качеств курсантов служит соотношение общественного и личного в их сознании и поведении.

В качестве показателей описываемого критерия выделили следующие профессионально-нравственные качества: с учетом мотивационно-ценностной сферы личности: гуманизм, духовность; долг, честь и достоинство; нравственная чистоплотность, неподкупность; с учетом эмоционально-волевой сферы будущего офицера полиции: тактичность, доброжелательность; самообладание, выдержка; толерантность; с учетом рефлексивно-деятельностной сферы курсанта: ответственность, обязательность, принципиальность; самокритичность, справедливость.

Таким образом, о сформированности профессиональной нравственности будущего офицера полиции в образовательной среде вуза МВД России мы судили, опираясь на мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-деятельностный и качественно-личностный критерии, проявляющиеся в становлении нравственного сознания, чувств и отношений, а также нравственного поведения курсантов в их профессионально-ориентированной деятельности.

Формирование профессиональной нравственности обучающихся в высших образовательных организациях по различным направлениям подготовки позволит значительно повысить личную ответственность, моральный облик, учебно-профессиональную дисциплинированность будущих специалистов, что, безусловно, отразится на их профессионально-личностном развитии и творческом саморазвитии.

Разделы