Сведения об образовательной организации

ТАНДЕМ-МЕТОД КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ЯЗЫКО-ВЫХ ВУЗОВ И ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАНДЕМ-МЕТОД КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ И ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Волошко М.О.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

vlshkmarija@rambler.ru

 

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, обуславливают необходимость воспитания нового типа личности, обладающей  такими качествами, как целеустремленность, ответственность, мобильность, толерантность, открытость. Современное образование, основывающееся на ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и Национальной доктрине образования [2], требует социальной и творческой активности преподавателей и обучающихся, постоянной готовности и стремления к саморазвитию и самообучению.

Одним из наиболее продуктивных из альтернативных средств личностно-профессионального развития преподавателей и студентов языковых вузов является использование тандем-метода. Под тандем-методом (от англ. tandem – велосипед для двоих или троих) понимается способ изучения иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, которые работают в паре. Главной целью тандема является овладение языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучаемого языка, а также получение информации в различных сферах и областях знаний, которые в равной степени интересны тандем-партнерам [3].

Для тандем-метода характерны два основных принципа обучения: обоюдности и личностной автономии. Принцип обоюдности предполагает, что каждый из участников обучения получает одинаковую пользу от общения и взаимного обучения. Принцип личностной автономии основывается на том, что каждый партнер по общению самостоятельно несет ответственность в своей части обучения не только за выбор цели, содержания и средств обучения, но и за конечные его результаты.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что обучение в тандеме - это одно из наиболее перспективных направлений использования современных технологий, направленных на самообучение и саморазвитие. Это обусловлено следующими особенностями данного метода:

1) Тандем – это социально-индивидуальный аспект изучения иностранного языка и культуры. В отличие от традиционных контекстов изучения иностранных языков, тандем позволяет в процессе обучения создать максимум социализации и максимум индивидуализации. С одной стороны, учебный план в тандеме создается исходя из потребностей и заинтересованности партнеров, таким образом, он личностно-ориентирован и открыт к индивидуализации. С другой стороны, тандем способствует взаимодействию посредством сотрудничества, делая социокультурный аспект сущностью данного подхода. В контексте обучения в тандеме индивидуальный и социальный аспекты связаны оригинальным, инновационным и гармоничным образом. Это взаимодействие эффективно и повышает уровень мотивации тандем-партнеров, поскольку сам факт общения с носителем языка дает определенный стимул к дальнейшему развитию необходимых умений, формированию языковых и коммуникативных навыков. Кроме того, тандем-партнеры получают возможность использовать изучаемый язык на практике, самостоятельно оценивать свои результаты, а также прослеживать динамику успешности и продуктивности обучения в целом.

2) Роли участников тандем-курса. Как известно, в любом общепринятом академическом контексте роли учителя и ученика четко разграничены, что нельзя сказать о тандеме, для которого характерно смешение ролей. Являясь носителями языка, участники тандема знают больше об изучаемого языке друг друга, и это наделяет их определенными полномочиями периодически выступать в качестве учителя.

3) Особые отношения между партнерами. На традиционных занятиях обычно наблюдаются 2 типа взаимоотношений между участниками образовательного процесса: ассиметрические (учитель-ученик); симметрические (между одноклассниками).

Что касается обучения в тандеме, то партнер, который выступает в качестве языкового эксперта, всегда будет занимать менее авторитетную позицию, когда он сам будет выполнять функцию ученика. Поэтому, в отличие от других контекстов коммуникации, носитель языка не будет вызывать дискомфорта у своего тандем-партнера. Кроме того, подобная смена ролей учитель-ученик устраняет негативные последствия ассиметрии между более и менее опытными с языковой точки зрения собеседниками, которая в обычной жизни может вызвать чувство неуверенности, страх перед ошибками, застенчивость и т.д. С другой стороны, подобная смена ролей проявляет положительные аспекты ассиметрии, в тех случаях, когда необходима когнитивная или эмоциональная поддержка более компетентного собеседника.

4) Естественный механизм мотивации. Кроме внутренней и внешней мотивации каждый участник обучения в тандеме испытывает на себе саморегулирующийся мотивирующий механизм. Обучающиеся могут получить от партнера только то, что они сами готовы дать. Если один из участников хочет, чтобы его партнер был максимально вовлечен в процесс и активно реагировал, он/она в свою очередь должен(а) демонстрировать такую же или даже большую отдачу. В противном случае, между участниками будет дисбаланс усилий и приверженности целям, в результате чего может возникнуть напряжение. Если один из участников не будет следовать совместно принятой договоренности, тандем будет обречен на провал, так как он основан на полной взаимности и сотрудничестве.

5) Внутренняя ученическая автономия. Автономия в рамках тандема имеет свою характерную особенность: процесс обучения происходит не в одиночку, а во взаимодействии. Изучение иностранного языка в тандеме подразумевает проявление самостоятельности и принятие ответственности за свое обучение, а также умение грамотно организовывать свой процесс обучения. Принцип тандема рушит стереотип, согласно которому процесс обучения – механический процесс передачи знаний, возможный только при участии профессионального педагога. Изучение иностранного языка в тандеме – естественный процесс взаимодействия, в котором главное место занимает реализации коммуникативных намерений.

6) Аффективная составляющая процесса обучения. Под данной особенностью тандема понимается возможность получать удовольствие от осуществления межкультурного взаимодействия. Согласно одному из распространенных убеждений, активно оспариваемому в последнее время, обучение может быть только трудным и скучным. Обучение в тандеме никоим образом нельзя отнести к вышеуказанной модели восприятия обучения, поскольку тандем представляет собой непосредственное общение со своим тандем-партнером. А это невозможно без спонтанного, активного и взаимного участия и вовлеченности. Как и любая форма межличностного общения, обучение в тандеме подразумевает наличие хорошего чувства юмора, умеренной эмоциональности и готовности обмениваться опытом, однако, в ходе обучения в тандеме порой может быть спровоцировано появление некоторых негативных чувств, таких как напряжение, соперничество, фрустрация, раздражение и даже чувство обиды. Тем не менее, проведенные исследования показали, что негативные чувства в процессе обучения возникают крайне редко.

Таким образом, мы считаем, что организация обучения в билингвальной среде на основе тандем-метода будет способствовать формированию межкультурной и языковой компетенций. Для проверки данного предположения нами был разработан алгоритм формирования межкультурной компетенции в билингвальной среде на основе тандем-метода, который состоит из 3 этапов и 10 шагов:

Первый этап. Подготовительный.

Шаг 1. Планирование (получение общей информации, планирование обучения).

Шаг 2. Диагностика  (определение потребностей обучающихся,  уровня мотивации, выявление наиболее интересных тем и проблем для дальнейшего изучения).

Шаг 3. Поиск тандем-партнеров (создание собственного сайта (www.in-tandem.wix.com/tandem) для организации поиска тандем-партнеров, либо использование уже существующих проектов и веб-сайтов, таких как проект «Seagull» (http://seagull-tandem.eu/), целью которого является формирование языковой и социокультурной компетенции, автономии в овладении иностранным языком в тандеме на базе виртуальной обучающей языковой платформы; тандем-сервера в Германии (Бохум) (http://www.slf.rub.de/); тандем-сервера в Великобритании (http://www.shef.ac.uk/mltc/tandem/tandem); полифункционального тандем-сервера (http://www.tandemcity.com/)).

Второй этап. Основной

Шаг 4. Дистанционная связь с тандем-партнером (общение с тандем-партнером с использованием электронной почты, социальных сетей, программы Skype и прочих программ для проведения видеоконференций; обсуждение актуальных проблем современности, взаимное изучение родных языков своих тандем-партнеров, обсуждение культурных особенностей стран изучаемых языков, поиск сходств и различий между ними, ведение собственного блога или его аналога на бумажном носителе в виде дневника и т.п.).

Шаг 5. Анализ (изучение полученных результатов, их анализ и оценка, выявление общих черт и различий в культурных реалиях изучаемых языков).

Шаг 6. Рефлексия (выявление положительных и отрицательных аспектов обучения в тандеме).

Шаг 7. Дистанционная/реальная связь с преподавателем/тьютором для студентов (безусловно, связь с преподавателем осуществляется на протяжении всех этапов реализации проекта, однако, мы выделили этот шаг отдельно для того, чтобы подчеркнуть необходимость обсуждения и оценки эффективности проекта совместно с преподавателем, выявить возникшие трудности и попытаться совместно найти пути их решения).

Третий этап. Заключительный

Шаг 8. Обсуждение результатов (обсуждение достигнутых результатов и полученного опыта межкультурного общения, оценка эффективности проекта).

Шаг 9. Самооценка (оценка собственных результатов, участники самостоятельно оценивают насколько им удалось сформировать межкультурную компетенцию, ведение рефлексивных дневников и/или блогов).

Шаг 10. Педагогическая оценка полученных результатов (оценка результатов педагогом, определение уровня сформированности межкультурной компетенции в соответствии с предложенными уровнями (от А1 до С2)) [4, 5].

Для проверки истинности данного предположения было организовано экспериментальное обучение. Экспериментальное обучение проводилось в 2013/2014 и в 2014/2015 учебных годах на базе АНО ДО Учебный лингвистический центр «Диалог» (г. Мичуринск). Участниками экспериментального обучения в 2013/2014 учебном году выступили 5 студентов учебного лингвистического центра, в 2014/2015 учебном году количество участников проекта увеличилось до 10. Уровень владения английским языком участников экспериментального обучения соответствовал уровням от А2+ до В2+ по общеевропейской шкале. Партнерами по общению являлись англоговорящие студенты, которые изъявили желание принять участие в проекте, поместив свою анкету на сайте для поиска тандем-партнера, специально разработанного для реализации проекта. Результаты общения и электронной переписки обсуждались на занятиях по английскому языку в АНО ДО УЛЦ «Диалог». Обе категории учащихся заранее обсуждали и выбирали интересующие их темы для обсуждения, непосредственно перед началом занятия участники изучали предложенные материалы для обсуждения (книги и статьи по культурологии, художественные фильмы, произведения художественной литературы и искусства и пр.). В центре внимания нашего исследования в равной степени было формирование межкультурной  и языковой компетенций у русско- и англоговорящих участников тандем-курса.

В процессе организации экспериментального обучения мы использовали следующие формы контроля: наблюдение; взаимный контроль; самоконтроль.

В ходе реализации тандем-проекта отчетливо прослеживалась динамика по всем компонентам межкультурной компетенции. Это свидетельствует о том, что формирование межкультурной компетенции в билингвальной среде на основе тандем-метода в процессе обучения иностранному языку является реально достижимой целью. В ходе реализации проекта у обучающихся повысилась мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка и культуры, возросла потребность в межкультурном взаимодействии и в получении знаний о представителях других культур.

Также значительно возросли показатели когнитивного компонента межкультурной компетенции. Повысилась языковая компетентность, в среднем, уровень владения иностранным языком участников тандем-курса вырос на 1-1,5 уровня (с А2 до В1, В1+). Благодаря обучению в тандем-группе учащиеся смогли расширить свой кругозор. До организации экспериментального обучения большая часть участников проекта практически ничего не знала о культуре и ее составляющих как о теоретических понятиях. У некоторых участников тандем-курса были частичные представления о том, что возможно существование нескольких типов культур в рамках одной страны и несколько типов субкультур в рамках одной культуры. Большая часть участников тандем-курса отождествляла понятия «культура» и «страна». После реализации опытного обучения участники курса узнали много нового о собственной культуре и о культуре своего тандем-партнера, это способствовало формированию более полного представления о сходствах и различиях культур, обучающиеся получили возможность научиться грамотно и непредвзято интерпретировать различные проявления культуры. Кроме того, у участников проекта было развито умение выявлять потенциальные межкультурные конфликты и находить пути их предотвращения.

Таким образом, формирование когнитивного компонента межкультурной компетенции плавно перетекло в формирование социокультурного компонента, поскольку они тесно взаимосвязаны. Участие в проекте способствовало развитию умения представлять родную страну и культуру, а также умение критически оценивать контактирующие культуры с позиции собственных культурных ценностей. Развитие данного умения иногда вызвало сложность у обучающихся. Безусловно, к моменту завершения проекта практически все его участники знали о том, что каждую культуру следует оценивать и воспринимать исключительно с позиции ее собственной системы норм и ценностей. Однако это не всегда удавалось на практике, поэтому преподавателю-тьютору и тандем-партнерам необходимо было пояснять те культурные аспекты, которые вызвали трудности в понимании и осознании.

Несмотря на возникающие сложности в понимании определенных культурных особенностей своих тандем-партнеров, на протяжении всего периода обучения участники курса толерантно относились друг к другу. В ходе реализации проекта они вели себя открыто, доброжелательно, легко шли на контакт, свободно выражали свои мысли и эмоции.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943;fld=134;dst=1000000001,0;rnd=0.009669851744547486] (дата обращения: 29.10.2015).

  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [URL: www.brgu.ru/bank/.../national_doctrine_of_education_in_Russia.doc] (дата обращения: 29.10.2015).

  3. Тамбовкина Т.Ю. Тандем-метод – один из путей реализации личностно ориентированного подхода в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2003. № 5. С. 13-17.

  4. Волошко М.О. Формирование навыков письменной речи с помощью сервисов WEB 2.0 в рамках тандем-курса.          // Современное общество, образование и наука: в 16 ч. Тамбов, 2015. С. 23-25.

  5. Волошко М.О. Проектирование и этапы реализации тандем-курса. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты.: в 16 ч. Тамбов, 2014. С. 24-26.

Разделы