Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНА

 

Куличенко Р.М., Курин А.Ю.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

kurinandrey@mail.ru

 

Протекающие в российском обществе сложные процессы, вызывающие ряд социальных проблем, выдвигают на передний план задачу совершенствования системы социальной защиты населения, а в профессиональной деятельности социального работника – поиска решения этих проблем.

Социальные проблемы в современной России носят разнообразный характер. Большинство из них затронуло практически все слои населения и может быть даже охарактеризовало как вызовы XXI века, угрозы безопасности государству и обществу. Это проблемы, порождённые развалом сферы материального производства, – в результате безработица, неадекватный размер заработной платы. Социальные проблемы вызывают жёсткое расслоение общества на богатых, сверхбогатых, бедных и сверхбедных. Россия столкнулась с таким явлением как бездомность, не характерным для неё долгие годы. Алкоголизм и наркомания (в том числе детские и подростковые), проституция, насилие в семье, преступность (особенно бытовая), терроризм – всё это, к сожалению имеет место в современном российском обществе. Нельзя закрывать глаза и на этнические проблемы, которые способствуют к проявлению дискриминации по национальному признаку [1].

Не все социальные проблемы можно перечислить в этой статье. Главное – сделать акцент на том, что в том числе проектная деятельность помогает выявить эти проблемы в конкретном социуме, установить причины их возникновения, определить категорию пострадавших и форму необходимой им помощи. В этом процессе могут сыграть важную роль оперативные прикладные проекты, на основе которых формируются программы частных мероприятий с привлечением средств.

Прикладная проектная деятельность способствует разработке соответствующей модели защиты различных групп населения, выработке рекомендаций для адресной помощи им [2].

Как пример, можно привести ряд выполненных проектов за последние несколько лет Институтом педагогики и социальной работы (в настоящее время Педагогический институт) ТГУ имени Г.Р. Державина. Проектная деятельность осуществляется профессорско-преподавательским составом и студентами института в рамках научно-педагогической школы «Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников в России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)». Исследовательский коллектив включает 3 доктора, 4 кандидатов наук, 9 аспирантов и соискателей (в их числе сотрудники учреждений и ведомств системы социальной защиты населения). Целевая направленность деятельности: разработка теории и технологий социальной работы и подготовки для нее кадров; формирование инфраструктуры социально-педагогической поддержки различных групп риска населения; история социальной работы в России и за рубежом.

Несколько лет назад Институт педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина получил государственный заказ от Федерального агентства по образованию на организацию и проведение мероприятий, направленных на социальную реабилитацию детей-инвалидов, в том числе на проведение общероссийского  семинара по повышению квалификации специалистов социальной сферы, работающих с детьми-инвалидами. По восьми тематическим направлениям повышение квалификации прошло более 600 специалистов по социальной работе, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов в организациях и учреждениях разной ведомственной принадлежности пяти федеральных округов России.

Но особенно ценно для нашего региона был результат научной деятельности преподавателей, аспирантов института по выполнению мероприятий заказа. Как итог совместной научной деятельности ученых и практиков социальной работы был разработан пакет интерпретированных методик для экспресс-диагностики особенностей развития детей-инвалидов; создан критериальный аппарат диагностики познавательной деятельности, основанный на оценке и определении уровня развития ребенка-инвалида; предложен пакет методик для мониторинга и оценки индивидуального продвижения ребенка-инвалида в развитии их способностей и прогнозирования траектории развития конкретных детей-инвалидов; разработан комплекс коррекционных программ развития детей-инвалидов.

В 2011-2012 годах преподаватели института реализовывали проект «Добровольцы как ресурс социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом» (грантодатель – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Цель проекта – содействие активизации и распространению добровольной деятельности (волонтёрства) и развитию благотворительной деятельности организаций и граждан, способствующих социально-педагогической реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (совершение правонарушений, безнадзорность, социальное сиротство) силами сводного отряда из числа студентов-волонтёров, подготовленных для этой деятельности; создание условий для вовлечения студенческой молодёжи в общественно-полезную деятельность с детьми и подростками.

Положительным итогом для Тамбовского региона является то, что лидеры НКО Тамбовщины, работающие с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями, прошли обучение современным методам благотворительной и добровольческой деятельности, связанным с внедрением инновационных социальных технологий, что будет способствовать повышению эффективности работы третьего сектора в деле улучшения социального самочувствия детей и их семей, оздоровлению общества в целом.

Кроме того, преподаватели института, члены Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», в 2012-2014 годах принимали участие в реализации проекта, финансируемого тем же Фондом, а в последующем Национальным благотворительным фондом. Цель проекта заключалась в организации комплексной социальной поддержки детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестер для обеспечения оптимального развития, социализации и подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Социально значимый результат выполнения проекта заключается в разработанной комплексной программы поддержки детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестер, цель которой состоит в организации комплексной социальной поддержки семей с детьми – инвалидами для обеспечения социализации данных детей, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество на основе социального партнерства субъектов профессионального и гражданского сообщества; в организации и проведении занятий «Семейной школы», цель которых заключались в повышении уровня компетентности родителей в осуществлении адаптационно-реабилитационных мероприятий детей-инвалидов в домашних условиях, снижении напряжения во внутрисемейных отношениях; разработке сайта, ориентированного на детей-инвалидов, их здоровых братьев и сестер, родителей, имеющих детей-инвалидов, специалистов социальной сферы, работающих с детьми-инвалидами.

Неоднократно институтом выполнялись социальные заказы администрации Тамбовской области по проведению повышения квалификации работников социальной сферы, занимающихся проблемами многодетных семей; по социальной адаптации и социализации детей-инвалидов в общество. На реализацию социальных заказов выделялись областные гранты – средства областного бюджета для региональной поддержки научных исследований ведущих научных школ или направлений области для финансирования расходов на проведение научных исследований, признанных исключительно важными для решения социально-экономических проблем региона. В рамках выполнения социальных заказов за несколько лет было проведено 16 семинаров, 6 круглых столов, где были рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения многодетной семьи, изучены и проанализированы социальные, психолого-педагогические и психотерапевтические проблемы семей в Тамбовской области, предложены формы психолого-педагогической поддержки воспитания ребенка в замещающей семье.

В общей сложности за последние 10 лет по заказу Министерства образования и науки РФ преподавателями института в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности проведена работа по разработке теоретико-методологических основ социально-педагогической деятельности в условиях современного сельского социума; принималось активное участие в комплексной исследовательской программе РАО «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики». Научно-исследовательские проекты преподавателей и студентов не раз получали финансовую поддержку со стороны международных и российских программ и фондов (Сороса, РФФИ, РГНФ, «Вузы России», АЙРЕКС и др.). Результатом прошедших лет явилось создание в институте мощного направления научно-исследовательской деятельности в решении социальных проблем региона.

Однако для обеспечения его устойчивого развития необходимо продолжение интенсивной работы по всем аспектам научно-исследовательской и проектной работы Педагогического института: формирование перспективной программы научно-исследовательской работы с учетом приоритетов развития Тамбовской области; повышение коэффициента эффективности научных разработок; интенсификация подготовки и публикации авторской учебно-методической литературы для специалистов социальной сферы; разработка модели повышения эффективности деятельности  учреждений и предприятий социальной сферы, направленной на создание для населения Тамбовского региона условий достойной жизни.

 

Литература

  1. Куличенко Р.М. Исследовательская деятельность как фактор формирования проблемного поля социальной сферы // Исследовательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования. Тамбов, 2001. С. 6 – 12.

  2. Современная энциклопедия социальной работы /под ред. В.И. Жукова. М., 2008.

Разделы