Сведения об образовательной организации

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ – ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ЯЗЫКОВОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ – ПЕДАГОГОВ ПРОФИЛЯ
«НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ЯЗЫКОВОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ

 

Чеботарева Т.А.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

tschakino@mail.ru

 

В основном документе, определяющем содержание курса русского языка в начальных классах, во ФГОС НОО, отмечается, что младшие школьники должны не только освоить систему знаний о языке, овладеть орфографическими умениями, но и развить данную им от природы языковую интуицию, проникнуться чувством сопричастности к сохранению чистоты и красоты родного языка [1].

Систематическая работа педагога, нацеленная на овладение учащимися лингвистической терминологией, на развитие у них умения выбирать и правильно употреблять необходимые лексемы (как ранее употреблявшиеся, так и появившиеся вновь, в результате развития языка) способствует расширению лингвистического кругозора, совершенствованию языковой подготовки, становлению языковой личности. Работа над развитием метаязыковых и речевых умений младших школьников является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры. Это практическое обучение младших школьников русскому языку, регулярное и систематическое обучение на образцах и посредством специальных упражнений путем предупреждения и исправления ошибок, обучения литературным формам речи, образной народной речи.

При изучении отечественного языка воспитывающую и развивающую роль выполняет такой раздел лингвистики, как лексика.

Знакомство младших школьников с историей слов, их происхождением, бытованием и использование в речевой практике прошлого и настоящего времени, обогащение лексикона ребенка названиями животных, растений, городов,  рек, других имен собственных, поиски значений местной топонимической лексики рождают интерес детей к родному языку и малой родине. Например, название города «Тамбов» имеет мордовское происхождение. Означает оно омут, топкое место. Так же - «Тонбов» - называлась река, впадающая в Цну выше по течению современного города (ныне река Лесной Тамбов). Исследователь Тамбовского края И.И. Дубасов говорит, что бассейн реки Цна был заселен мордвой еще в 1-м тысячелетии, отчего множество сел, деревень и урочищ получили и сохраняют ныне мордовские названия [2, с. 423].

Для школьников России издана двухтомная детская энциклопедия по материалам словаря В.И. Даля [3]. Составители двухтомника – детские писатели В.Д. Берестов и Н. Александрова, и поэтому в этих книгах для совместного чтения взрослых и детей произведена адаптация языка, даны краткие объяснения с использованием синонимов, а примерами словообразования служат крылатые выражения, пословицы, цитаты, загадки, прибаутки, смешные стихи.

Для современных школьников выпущено богато иллюстрированное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1801-1872). Современное издание четырехтомного словаря 19 века предпринял Ю. Медведев, кавалер Потомственного ордена «Честь. Благие дела. Слава» имени В.И. Даля, лауреат Пушкинской премии, член Международной федерации художников при ЮНЕСКО [4].

Как написал в предисловии художник, Даль не только показал во всей красоте и выразительности живое русское слово, но фактически создал энциклопедию быта, нравов, обычаев, ремесел, игрищ и обрядов прошедших столетий. Словарь Даля – не просто словник, а история русского народа, воплощенная в словах, пословицах, поговорках, песнях, преданиях. Читатель узнает не только значения старинных слов «братина», «сергач», «руга» и многое другое, но и видит изображения предметов на картинах знаменитых художников – В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, В.Е. и К.Е. Маковских, Б.М. Кустодиева и др. У читателей есть возможность рассмотреть на рисунках уникальные вещи, принадлежащие царской семье, великим князьям и духовным лицам: зеркало царя Михаила Федоровича, шлем великого князя Александра Невского, старинные латы, обувь. На картинах предстают кулачные бои, пляски скоморохов, народные забавы, костюмы, герои былин и преданий [4].

Книги для чтения взрослыми и детьми не только способствуют увековечиванию памяти этнографа, знатока русской словесности В.И. Даля, но и дают возможность школьникам представить историю России в истории языка. Подобные национальные издания есть в большинстве государств мира – иллюстрированная история страны. В России подобные книги показывают духовность, героизм, красоту народной речи, а современное написание без «ятей», «ижиц», «еров» и современная орфография облегчают читателю XXI века доступ к этому ценному памятнику народной жизни.

В школьной практике полезно использование толкового, фразеологического словарей, словаря синонимов и антонимов и т.д., изданных специально для средней школы.

Бакалаврам начального образования известна литературно-педагогическая деятельность Л.Н. Толстого создание им «Азбуки» и «Новой азбуки», четырех книг для начального чтения. В статье «Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских ребят или крестьянским детям у нас» Л.Н. Толстой записал опыт сочинений по пословицам в яснополянской начальной школе.

Нравоучительный смысл пословицы «Ложкой кормит, а стеблем глаз колет» дети раскрыли, сочинив рассказ про солдата, который долго служил, был ранен на войне, а вернувшись в родную деревню, не встретил к себе приветливого отношения. Наблюдая за детским творчеством, великий писатель заметил: «дети… любят умную мораль» [5, с. 532].

Нравственный характер пословиц привлекает внимание младших школьников, а затрудняет их форма выражения идей и чувств. Поэтому писатель Л.Н. Толстой взял на себя труд записывать то, что крестьянские дети наговаривали ему, сочиняя рассказ о солдате.

Интерес младших школьников к таким лексическим единицам, как антонимы и синонимы формируется при чтении пословиц и поговорок в разделе «Устное народное творчество» на уроках литературного чтения.

В I—IV классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с речевой ситуацией. Учащимся начальной школы можно предложить завести специальные тетради или альбомы, в которые они могли бы выписывать пословицы и поговорки.

Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки, должны быть «Букварь», учебники русского языка и литературного чтения, а также детская художественная литература и Интернет-ресурсы. Кроме того, ученики могут использовать специальные сборники: «Русские пословицы, поговорки, изречения», «Русские пословицы и поговорки»: учебный словарь» и др. Учащимся начальной школы можно рекомендовать записывать пословицы со слов дедушек, бабушек, родителей, так как такая работа способствует усилению внутрисемейных связей. В данном случае ученики должны дать проверить записанное учителю и только после исправления переписать пословицы или поговорки в альбом, дабы избежать орфографических ошибок.

Тетради и альбомы могут быть как индивидуальными, так и коллективными, когда работа выполняется в одном альбоме детьми по очереди или группами.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в I классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучат алфавит, т. е. овладеют письмом. Так, знакомя учащихся с буквой Н, учитель обращает их внимание на поговорку Береги нос в большой мороз и предлагает найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель предлагает ученикам завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением зимы, можно предложить желающим ученикам самим нарисовать, как дети делают снежную бабу, катаются с горы. На следующий день на уроке русского языка учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Учитель спрашивает, какие еще пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку Мороз не велик, да стоять не велит, в которой также есть буква Н. Обе поговорки учащиеся записывают в свои тетради под рисунком.

Так работа продолжается и дальше. Встретив пословицу в книге для чтения или в учебнике русского языка, учащиеся рассказывают, как они понимают ее смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В современных учебниках, конечно, есть пословицы и поговорки, но учителям нужно и самим подбирать пословицы для уроков русского языка и литературного чтения. Для этого учитель должен выбрать пословицы, которые были бы понятны первоклассникам по своему содержанию, определить, на каком уроке русского языка или чтения, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. Придумывая урок, следует логически увязать пословицу или поговорку с материалом урока.

В I классе на уроках чтения и на уроках русского языка могут быть использованы пословицы по темам. О Родине: Нет краше Родины нашей. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. О труде, трудолюбии, лени: В труде рождаются герои. Умение везде найдет применение. Порядок бережет время. Кончил дело — гуляй смело. Об учебе, книге: Ученому везде дорога. Ученье — лучшее богатство. Испокон века книга растит человека.

Работа с пословицами продолжается и во II классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Важно, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, умел строить лексическую и грамматическую работу с ними, умело использовал их в своей речи.

В III—IV классах можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем определяется учителем и самими детьми. Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать несколько пословиц по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы. Затем дается новая тема. Время от времени, учитывая содержание литературных произведений, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам дописать к уже имеющимся новые пословицы.

В IV классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами: III класс - времена года; явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.); домашние и дикие животные; книга, письмо; труд; о матери, об отце. IV класс - Родина, Москва; дружба; речь, слово; знание, невежество; смелость, трусость; о сельском хозяйстве; о пословицах, поговорках.

Приведем для примера тематический альбом ученицы IV класса школы № 49 (г. Ростов-на-Дону) Люды М. На первой странице альбома она поместила пословицы о пословице: Пословица всем делам помощница. Пословица недаром молвится. Без пословицы не проживешь. Старая пословица не сломится. Глупая речь не пословица. На следующей странице ее альбома приклеена открытка, на которой изображена Москва и записаны пословицы о Родине: Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родина-мать дороже своей жизни. На новой странице альбома картинка - ученики идут в школу. Здесь находим пословицы об учебе, о книге: Не красна книга письмом, красна умом. Неграмотный - тот же слепой. От учения человек с пути не сбивается. Не пренебрегай учением смолоду. Утром не встал - потерял день, в детстве не учился - потерял жизнь. Пословицы: У неряхи да непряхи нет и путной рубахи. Делано наспех и сделано на смех - иллюстрируются открыткой, на которой изображена растрепанная, неряшливо одетая девочка. У ее ног валяются порванная книга, столовая ложка и мячик.На другой странице альбома — иллюстрация: прислонившись к белоствольной березке, на берегу реки сидят два мальчика. Сзади их верный друг - собака. К этой картинке подобраны пословицы: Товарищ - это светоч сердца, опора в беде, врач во время болезни. Единственный способ иметь друга — это быть другом. Подобраны разнообразные пословицы о труде: Не учись безделью, а учись рукоделью. Без труда нет отдыха. Дело мастера боится. Не спеши языком, торопись делом. Ремесло пить-есть не просит, а само кормит. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстративного материала заставляет учащихся вдумываться в смысл пословиц и иногда по-своему, оригинально раскрывать их содержание. Например, ученица IV класса Люба Ю. смысл пословицы Лебедей сзывают голоса, а людей соединяют мысли и руки раскрыла двумя картинками — на одной изображен лебедь, который вот-вот взлетит в небо и присоединится к летящей на юг стае лебедей, на другой — крестьяне на сенокосе. Другой ученик к пословице От маленькой искры большой пожар бывает подобрал открытку - иллюстрацию к детской сказке С. Маршака «Кошкин дом». Но в данном случае надо обращать внимание детей на переносный смысл этой пословицы.

Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки — все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.

Такой вид работы, как проектная деятельность, чрезвычайно популярен и востребован в современной школе, и работа по устному народному творчеству должна иметь логическое завершение, включающее представление учащимися результатов своей деятельности. Это может быть и выставка тетрадей и альбомов, и оформление стендов и стенгазет, и выступление на школьной научно-практической конференции.

Здесь стоит упомянуть, что многие современные дети хорошо владеют компьютером, умеют пользоваться Интернет-ресурсами и создавать компьютерные презентации. В таком случае, описанная выше работа может вестись в электронном виде, а результатом станет презентация для одноклассников.

Проектная деятельность очень важна для современных школьников, так как позволяет им проявить самостоятельность и собственную индивидуальность, а разнообразие результатов сделает работу еще интереснее.

Знакомство с названными книгами, которые можно назвать носителями генетического кода, работа с малыми жанрами устного народного творчества обеспечивает связь времен и поколений, единство людей, принадлежащих одной нации и государству. Язык помогает сохранить историческую память, русскую цивилизацию, а носители языка при этом приобщаются к истории Родины, вырабатывают идеалы и антиидеалы, наполняют представления о старших поколениях, в которых оно участвовало. Язык формирует национальную систему ценностей, сам являясь жизненной ценностью каждого индивида.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

  2. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993.

  3. Даль В.И. Иллюстрированный словарь живого русского языка. СПб.; М., 2001.

  4. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М., 2006.

  5. Толстой Л.Н. Новая азбука /авт.-сост. В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк. М., 1987.

Разделы