Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

Афиногенова И.Н.

Воронежский экономико-правовой институт

amista2007@rambler.ru

 

В современных условиях российского образовательного процесса развитие личности студента принимает одну из главных форм в системе становления будущего выпускника как грамотного специалиста и как активного гражданина своей страны. Нельзя сказать, что формирование личности происходит только в высшем учебном заведении. Данный процесс в определенной степени начинается с рождения, однако основной «скелет» окончательно формируется как раз в студенческой среде.

Студенческий возраст представляет собой сенситивный период для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает значительное влияние на психику человека, развитие его личности. При наличии благоприятных условий за период обучения в высшем учебном заведении у студентов происходит развитие всех уровней психики.

Для успешного обучения в ВУЗе необходим довольно высокий потенциал: интеллектуальный, познавательный, в том числе эрудированность, развитие мышления, внимания, эрудированности и т.п. Большое значение в процессе становления личности имеет мотивация выбора будущей профессии.

В личностном развитии также огромное значение имеет атмосфера в ВУЗе, воспитательная работа, проводящаяся со студентами, внеаудиторная работа и т.д. [1].

Конечно, в рамках данного исследования невозможно в полной мере охватить проблему личностного развития студентов в системе отечественного профессионального образования, однако представляется необходимым рассмотреть алгоритм организации профессионального воспитания будущих специалистов. Так, в процессе обучения необходима организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности. Для этого необходимо внедрение, на наш взгляд, как минимум, следующих операций [2]:

- применение в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов среднего звена, разработка специализированных курсов и пр.);

- наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (проведение опросов, тестирования студентов, преподавателей);

- наличие элементов системы воспитательной работы в области:

а) гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания (систематическое проведение тематических бесед, встреч, вечеров, круглых столов и т.п. с целью повышения профессионального воспитания, в т.ч. с точки зрения нравственного аспекта);

б) научно-исследовательской работы (организация деятельности различных научных студенческих кружков с целью расширения знаний и развития научного мышления в рамках будущей профессии и пр.);

в) работы по формированию и упрочнению традиций образовательного учреждения (проведение различных праздничных мероприятий, выпуск студенческих газет и т.п.);

- культурно-массовая и творческая деятельность (проведение студенческих конкурсов, фестивалей, КВН);

- спортивно-оздоровительные мероприятия (пропаганда ведения здорового образа жизни);

- организация психолого-консультативной и профилактической работы (работа по адаптации первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании, ВИЧ-инфекций и др.).

Все вышеуказанные факторы имеют непосредственное влияние на становление и развитие личностного потенциала студента.

В этой связи необходимо рассматривать студента как личность, характеризующегося с трех позиций [3]:

  1. Психологическая, состоящая из единства психологических процессов и свойств (состояний) личности. Основополагающим в данной позиции являются психические свойства, такие как темперамент, характер и т.п. Однако учитываются особенности каждой отдельной личности, так как данные процессы индивидуальны.

  2. Социальная, состоящая из системы общественных отношений, принадлежности студента к определенной социальной группе и др.

  3. Биологическая, включающая тип нервной деятельности, физическую силу, рефлексы, инстинкты. Данная категория предопределена в основном наследственностью, однако, может модифицироваться под воздействием определенных жизненных условий.

При этом в отечественной научной литературе рассматриваются следующие основные направления личностного развития студентов [4]:

- развитие профессиональной ориентации, а также необходимых способностей;

- мотивация к учебной, научно-исследовательской работе;

- стремление к саморазвитию;

- формирование жизненной позиции и конкретизация жизненных планов;

- стремление к повышению уровня самостоятельности и ответственности;

- этическое, эстетическое и духовно-нравственное развитие;

- формирование психологической готовности к профессиональной деятельности и т.д.

Однако нельзя забывать об основных проблемах профессионально-личностного развития студента в процессе обучения в высшем учебном заведении. К ним, в частности, можно отнести [5]:

  1. Психологические особенности студенческого возраста.

  2. Роль высшего образования в развитии личности.

  3. Индивидуально-психологические факторы успешности обучения в ВУЗе.

  4. Жизненное и профессиональное самоопределение студента.

  5. Психодиагностика в ВУЗе (направления, задачи, методы).

  6. Социально-психологический портрет студента.

  7. Психолого-педагогическое изучение личности студента.

Учитывая все основные вышеперечисленные проблемы, необходима систематическая работа со студентами с целью помощи в становлении и укреплении личности, поскольку правильная расстановка приоритетов воспитательной деятельности ВУЗа является движущей силой в рамках становления как личности, так и будущего специалиста.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что личностное развитие студентов в процессе обучения в ВУЗе является важнейшей составляющей адаптации в профессиональной деятельности, умением правильно вести себя в той или иной ситуации, приспосабливаться к определенным жизненным ситуациям. При этом сформированные качества в стенах учебного заведения не только помогут адаптироваться в профессии, но и свободно находиться в трудовой коллективе, ощущая свою значимость и компетентность.

 

Литература

1. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы профессионального воспитания в системе подготовки будущих специалистов// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2015. С. 166-170.

2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста// Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2015. С. 331-335.

3. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования// Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений. Иркутск, 2014. С. 58-62.

4. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2014. С. 13-16.

5. Шаталов М.А., Кизина О.С. Интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании: тенденции, проблемы, перспективы // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2014. С.193-196.

Разделы