Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Прокудин Ю.П., Свешникова Л.И., Караваева С.В., Корнеева Л.В.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

МАОУ СОШ №36, г. Тамбов

 prokudin68@mail.ru

tschool36@yandex.ru

 

Научись видеть, где все темно.

И слышать, где все тихо.

Во тьме увидишь свет.

В тишине услышишь гармонию

Чжуан-цзы

 

Формирование личности - объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. Огромную роль в формировании личности играет школа, точнее то образовательное пространство, которое создано в ней. Что следует понимать под образовательным пространством?

В педагогической науке понятие «образовательное пространство» определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса, отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности, пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению

Важной характеристикой пространства является его активность, понимаемая как способность поддерживать достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулировать творческий поиск. Активное пространство «замечательно тем, что обеспечивает возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, высокой вероятностью возникновения случая, который может возбудить личный интерес участников взаимодействия» с субъектами пространства к происходящему[1, с.71].

Что же вкладывается в понятие гармонизация образовательного пространства?

Гармонизация образования – построение образовательной системы (образовательного пространства) согласно правилам гармонии, в которой функционирует стройная согласованность и соразмерное сочетание всех частей одного целого, а также определены взаимоотношения этих составляющих. Особенно внимание обращаем на слова «стройная согласованность и соразмерное сочетание всех частей одного целого», так как именно это необходимо добиваться при проектировании образовательного пространства в школе.

МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова - одна из самых больших учебных  заведений Тамбовской области по количеству учащихся. На сегодняшний день в ней обучается около двух тысяч детей. В школе работает сплоченный коллектив единомышленников. С 2010 г.в школе осуществляется переход на ФГОС нового поколения. В настоящее время эксперимент продолжается, с сентября 2014 года мы участвует в инновационном проекте по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В 2014-2015 учебном году по новым стандартам обучались 28 классов начальной школы и семь пятых классов основной школы. Образовательный процесс в пятых классах осуществляют 28 учителей предметников, из них: пять - имеют высшую квалификационную категорию, восемь - первую, пять - вторую. Все педагоги прошли курсовую подготовку по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Мы считаем, что высокие показатели проводимой работы во многом зависят от системы организации образовательного процесса в нашем учебном заведении, который обеспечивается достижением компетенций, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом, а также от того, каким образом проектируются гармоничные взаимоотношения между всеми его  участниками.

Задача гармонизации образовательного пространства для школы не нова. На протяжении многих лет в школе реализуется проект «Школа здоровья: комплексное создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении». Известно, что составными частями здоровья является физическое, соматическое, духовное и психическое здоровье. Поэтому главная цель данного проекта заключается в развитии и совершенствовании личности, повышении качества образования, сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса. Вопрос сохранения здоровья учащихся в нашей школе является приоритетным. Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова осуществляется на основе комплексно-целевой Программы «Здоровье школьника», Положений о Школе здоровья и Школьном оздоровительно-реабилитационном центре, Подпрограмм «Дорога в мир здоровья» и «Здоровое население - здоровая среда». Действенным результатом деятельности школы является ее превращение именно в «Школу здоровья», где решение образовательных задач не вступает в противоречие с физическими, психическими и нравственными возможностями учащихся [2].

В школе действует психологическая служба, которой руководят два психолога. В настоящее время она функционирует как система психолого-педагогического сопровождения введения новых ФГОС. Имеющаяся служба, с одной стороны, интегрирует диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.  В школе профессионально и продуманно решается проблема детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, ведется большая работа в рамках комплексной программы Тамбовской области «Право ребенка на семью». Учащимся предоставляется профилактическая услуга «Социальная гостиная» - особая форма социально-педагогической деятельности, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства.

С 2010 г. школа реализует модель «Общественно-активная школа» и является микрорайонообразующей. Это означает то, что в школе обучаются все дети микрорайона «Московский».

Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:

  •  наличием малообеспеченных, многодетных семей и  детей, оставшихся без попечения родителей;

  • многонациональным составом семей;

  •  в микрорайоне имеются неблагополучные семьи.

Социальный статус и уровень образования родителей наших учащихся очень разный, что определяет различные подходы к социальному заказу на образовательные услуги.

Большинство родителей хотят, чтобы школа обеспечивала: возможность получения ребенком качественного образования; качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования; содействие в различных формах социализации;  интересный досуг детей; сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников; формирование информационной грамотности и овладение современными информационными технологиями.

Есть родители с другими потребностями и ожиданиями от общеобразовательного учреждения. Поэтому существуют противоречия и проблемы, возникающие между участниками образовательного процесса.

Разрешить все возникающие разногласия позволяет школьная служба медиации, действующая в рамках региональной инновационной площадки «Проектирование института медиации в условиях общественно-ориентированного образования». Такая служба  открыта впервые в области на базе МАОУ СОШ №36. Ее цель - создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки. Следствием работы данной службы является снижение конфликтности в школе, и, как результат - правовое регулирование межличностных отношений, формирование единых требований к организации образовательного процесса в школе[3].

Остановимся подробнее на том, каким образом организован образовательный процесс. Наши дети обучаются по новым стандартам уже пятый год. В начальной школе была решена главная задача - научить ребенка учиться. В конце четвертого класса была проведена внутренняя диагностика, которая показала, что в четырех из семи классов преобладает высокий уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), а в остальных средний или низкий. Не перераспределяя детей, были оставлены те же классы – комплекты, в том составе, в каком они были в начальной школе. Основной задачей для коллектива школы стала создание условий для того, чтобы удержать уровень сформированности УУД и мотивации к обучению у сильных детей и способствовать дальнейшему развитию детей со средним и низким уровнем мотивации в пятом классе.

Как же решается эта задача в урочной деятельности. На уроках соблюдается преемственность, касающаяся содержания обучения, форм, способов, стратегий и тактик взаимодействия обучающихся в учебном процессе и позволяющая продолжать развитие сформированных в начальной школе универсальных учебных действий. Особое место при проектировании уроков по ФГОС учителя уделяют использованию технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий, проектного, проблемного, частично-поискового методов обучения, групповых форм организации деятельности обучающихся.

Важным аспектом становится индивидуализация образования. Большое внимание уделяется оказанию помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала. Уроки несут обязательную ценностную нагрузку, в их содержание включаются упражнения творческого характера, для того, чтобы обучающиеся могли использовать полученные на уроке знания в незнакомой новой ситуации.

Важное место в федеральном стандарте уделяется организации внеурочной деятельности, которая отражается в учебных планах как часть, формируемая участниками образовательного процесса. Она включает индивидуально-групповые занятия, которые проводятся учителями, психологами и социальными педагогами школы, а также занятия в рамках дополнительного образования, которое реализуются по трем направлениям:

?  художественно-эстетическое,

?  физкультурно-спортивное,

?  естественно-исследовательское.

Важной особенностью построения данных занятий является перераспределение детей из разных классов по группам, и установления благоприятного микроклимата в данных группах.

На наш взгляд, в школе успешно ведется работа по гармонизации образовательного пространства, направленная на формирование в каждом ребенке личность, опираясь на его индивидуальные особенности. Сохраняется не только хороший уровень образования, но и много вкладывается в развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их физического развития и укрепления здоровья. Этому способствуют созданные комфортные условия для всех участников образовательного пространства.

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Прокудин Ю.П., Прокудин А. Ю., Свешникова Л.И., Караваева С.В. Здоровьесберегающая деятельность общественно активной школы как фактор формирования и развития здоровой нации // Современные научные исследования. Концепт. Вып. 3. Киров-Челябинск, 2015.

3. Прокудин Ю.П., Свешникова Л.И., Корнеева Л.В. Содержание деятельности института медиации в условиях общественно-ориентированного образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы [отв. ред. Л.Н. Макарова, А.В. Королева]. Тамбов, 2014.

 

Разделы