Сведения об образовательной организации

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Подъяпольский С.Ю., Лернер В.Л.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Vikun69@yandex.ru

 

В последнее время такие понятия, как «нарушение осанки», «сколиоз», «сколиотическая болезнь» все чаще вызывают интерес не только у врачей-ортопедов и специалистов в области адаптивной физической культуры, но и вызывают серьезную озадаченность у воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ, а также родителей детей, к которым это относится. Главной составляющей правильной осанки является здоровый позвоночник. Формирование ее начинается в раннем возрасте. Правильная осанка отражает степень общего развития детей и подростков, их функциональный статус.

Увеличение в последнее время числа детей и подростков с нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, в частности с нарушениями осанки и сколиоз является одной из актуальных проблем практической медицины и педагогики. По данным различных источников нарушения осанки встречаются у 20-30% дошкольников и школьников, а в возрасте 12-13 лет – до 50%. Сколиоз встречается реже: у 2-9% детей и подростков в возрасте до 16 лет, при этом распространенность этого тяжелого заболевания у детей школьного возраста достигает 15-30% и более. Подобный уровень распространенности нарушений осанки и сколиоза характерен не только для России, но и для соседних государств [1].

Ухудшение функциональных возможностей организма, косметические дефекты фигуры, повышенная утомляемость, психологические и социальные проблемы, а также потенциальный неблагоприятный эффект от углубления нарушений осанки и прогрессирования сколиоза требует необходимости постоянного контроля и коррекции деформаций до момента созревания скелета. В этой связи становится очевидным, что за состоянием осанки нужно следить с раннего возраста.

В этом случае особое значение имеет плавание как средство коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного и школьного возраста, так как плавание способно одновременно обеспечить естественную разгрузку позвоночника, минимизировать асимметричную работу межпозвонковых мышц, предоставить условия для нормального роста тел позвонков [2].

Вытяжение позвоночника во время скольжения в воде дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей). Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение. Следовательно, плавание является неотъемлемым компонентом комплексной программы реабилитации по коррекции нарушений осанки [3].

В этой связи нами были разработаны занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности для детей с нарушением осанки. Основными задачами занятий являлось корригирующие и стабилизирующие воздействия на позвоночник, укрепление мышечного корсета (особенно мышц туловища), закрепление навыков правильной осанки, повышение функциональных возможностей организма (в частности дыхательной и сердечно-сосудистой систем), закаливание, обеспечение комфортного эмоционального состояния.

Структура занятия включали в себя вводную (продолжительность 5-10 мин), основную (продолжительность 20-25 мин) и заключительную (10-15 мин) части. Основными средствами выступали физические упражнения в воде, различные элементы способов плавания, плавание различными способами, подвижные игры на воде.

Мы приводим содержание одного из занятий, проводимых нами в рамках педагогического эксперимента.

Вводная часть занятия (5-10 минут).

1. Исходное положение (и.п.) – стоя по плечи в воде, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладонями кнаружи). Быстро описать круг руками назад с максимальной амплитудой, голову отвести назад – вдох. Присев, опустить голову и, делая выдох в воду, медленно вернуть руки в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. – лежа на воде на спине, держась руками за поручень (бортик) за головой; между стопами зажат резиновый мяч (круг, пенопластовая доска). «Утопить» мяч ногами и несколько секунд удерживать в этом положении. Повторить 3-4 раза.

3. И.п. – стоя по плечи в воде (спиной к бортику) и держась разведенными в стороны руками за поручень (бортик). Сделать шаг вперед правой ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи и прогнуться; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 3-4 раза каждой ногой.

Основная часть занятия (20-25 минут).

1. Скольжения на груди с задержкой дыхания, с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8-10 раз). В конце упражнения – выдохи в воду.

2. Плавание на спине при помощи движений ногами брассом: с опорой и без опоры, руки вдоль туловища или вытянуты вперед (50-100 м).

3. Проплывание скоростных участков (4-6 раз по 10-15 или 25 м – в зависимости от подготовки) кролем на груди при помощи движений ногами в согласовании с дыханием (соревновательный метод). По возможности использовать ласты (при плоскостопии). В конце упражнения – выдохи в воду.

4. Плавание в медленном темпе баттерфляем без выноса рук из воды (при плоской спине); брассом на спине с гребком одновременно обеими руками (при кифотической осанке); обоими способами поочередно и на спине при помощи движений ногами кролем и гребком одновременно обеими руками (при асимметричной осанке и других ее нарушениях) – 100-200 м, по возможности использовать лопаточки.

5. Одна из игр на воде, отвечающая задачам занятия: например, «Водолазы», «Охотники и утки», «Торпеды».

6. Ныряние в длину (2-3 раза).

7. Скольжения на спине с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8-10 раз).

Заключительная часть занятия (10-15 минут).

1. Плавание брассом на груди в полной координации с удлиненной паузой скольжения (предложить занимающимся проплыть бассейн, выполнив наименьшее количество циклов), 100-200 м.

2. И.п. – стоя по шею в воде, руки сцеплены в «замок» за спиной. Расправить плечи и отвести руки назад-вверх – вдох; медленно вернуться в и.п. – выдох, повторить 5-6 раз.

3. Игра «Ледоколы»

4. Упражнение «Звездочка» – лежание на воде на груди или спине (особенно при кифотической осанке). Сделав вдох, лечь на воду и развести руки и ноги в стороны. Повторить 2-3 раза в каждом положении.

Продолжительность каждого занятия – 45 минут; они проводились два раза в неделю на протяжении шести месяцев в бассейне «Городской клинической больницы №4 г. Тамбова» под наблюдением инструктора ЛФК.

Для оценки эффективности коррекционно-оздоровительных занятий по плаванию с младшими школьниками, проходящими курс физической реабилитации, применялось несколько функциональных проб, характеризующих состояние мышечного корсета детей с нарушением осанки. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в формировании осанки и поддержании положения туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, но и гармонично развитыми, способными как можно длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Это обычно затруднено у детей с нарушениями осанки [4].

В нашем эксперименте прияло участие 12 школьников 8-10 лет (5 девочек и 6 мальчиков), которым поставлен диагноз «нарушение осанки». В начале педагогического эксперимента (начало октября 2014 г.) нами были проведены функциональные пробы, характеризующие состояние мышц мышечного корсета. При выполнении этих проб по секундомеру измерялось время до выраженного утомления мышц. Результаты исследования приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. - Исходные результаты функциональных проб детей с нарушением осанки

Имя

В начале эксперимента, с

Мышцы спины

Мышцы живота

Боковые мышцы

Марина Д.

45,0

55,0

50,0

Маша Н.

60,0

45,0

65,0

Олеся П.

55,0

40,0

55,0

Настя В.

65,0

60,0

65,0

Лера В.

50,0

65,0

80,0

Сергей Б.

55,0

40,0

60,0

Алеша Д.

60,0

55,0

50,0

Никита Д.

55,0

50,0

60,0

Артем З.

60,0

55,0

65,0

Илья К.

65,0

60,0

75,0

Максим К.

55,0

65,0

70,0

Кирилл А.

65,0

60,0

65,0

среднее

57,5±1,79

54,2±2,52

63,3±2,64

 

После проведения 6-месячного формирующего этапа педагогического эксперимента, которые представлял собой коррекционно-оздоровительные занятия по плаванию, нами вновь были проведены функциональные пробы (конец марта 2015 г.). Результаты приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. - Итоговые результаты функциональных проб детей с нарушением осанки

Имя

В начале эксперимента, с

Мышцы спины

Мышцы живота

Боковые мышцы

Марина Д.

65,0

70,0

75,0

Маша Н.

70,0

75,0

85,0

Олеся П.

60,0

55,0

95,0

Настя В.

95,0

80,0

70,0

Лера В.

80,0

95,0

75,0

Сергей Б.

65,0

90,0

80,0

Алеша Д.

80,0

75,0

80,0

Никита Д.

75,0

60,0

85,0

Артем З.

70,0

75,0

85,0

Илья К.

75,0

85,0

85,0

Максим К.

75,0

85,0

80,0

Кирилл А.

85,0

90,0

90,0

среднее

74,5±2,78

77,9±3,51

82,1±3,91

 

Для оценки эффективности применяемой методики нами был проведен сравнительный анализ исходных и итоговых показателей функциональных проб. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 3.

 

Таблица 3. - Сравнительный анализ исходных и конечных результатов функциональных проб детей с нарушением осанки

Функциональная проба

Исходные результаты, с

Итоговые результаты, с

Разница, %

1

Мышца спины

57,5±1,79

74,5±2,78

+29,56

2

Мышцы живота

54,2±2,52

77,9±3,51

+43,73

3

Боковые мышцы

63,3±2,64

82,1±3,91

+29,69

 

Из данных таблицы 3 видно, что положительная динамика наблюдается по всем проведенным функциональным пробам, а именно: прирост  функциональной пробы для мышц спины составил 29,56%, для мышц живота – 43,73%, для боковых мышц – 29,69%.

Исследование признаков нарушения осанки, осуществлялось нами с помощью метода ромба Машкова (табл. 4).

 

Таблица 4. - Исследуемые признаки нарушений осанки

Признаки нарушения осанки при сколиозе

R1 - расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и нижним углом правой лопатки

R2 - расстояние между нижним углом  правой лопатки и остистым отростком V поясничного позвонка

R3 - расстояние между остистым  отростком VII шейного позвонка и нижним углом левой лопатки

R4 - расстояние между нижним углом левой лопатки и остистым отростком V поясничного позвонка

R5=R1+R2

R6=R3+R4

R7=R5-R6,

если R7>0,5 см, то можно говорить о нарушении осанки

 

Динамика показателей признаков нарушения осанки приведена в таблице 5.

 

Таблица 5.- Динамика показателей признаков нарушения осанки

Показатели

Результаты измерения (см)

Девочки, М±т

Мальчики, М±т

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

R1

18,92±1,01

18,55±0,43

20,13±l,25

18,54±0,94

R2

23,68±1,69

25,22±3,16

24,54±2,98

26,02±2,54

R3

19,01±0,87

18,53±0,11

20,32±1,3

18,7±1,12

R4

22,54±0,65

25,31±2,89

24,8±1,41

25,28±2,25

R5

41,67±l,21

43,77±3,33

46,66±0,56

44,27±2,98

R6

41,56±2,12

43,84±2,83

45,41±l,41

44,24±2,86

R7

1,04±0,16

0,41±0,67

1,12±0,16

0,52±0,19

 

Из данных таблицы 5 видно, что у девочек, принявших участие в эксперименте,  наблюдается интенсивное протекание процесса исправления нарушения осанки, а именно – показатель R7<0,5 см. К окончанию педагогического эксперимента показатель R7 (разница сумм боковых сторон ромба) у в группе мальчиков достигает в среднем 0,52 см, что незначительно превышает показатели уровня нормы, которая составляет не более 0,5 см. Проведенные исследования по обозначенным признакам нарушения осанки с помощью метода «ромб Машкова» показали эффективность применения разработанных занятий по плаванию при коррекции нарушений осанки.

Подводя итог, отметим, что нами экспериментально доказана эффективность использования занятий по плаванию в комплексной реабилитации детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки.

 

Литература

1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М., 2005.

2. Васильева Е.А., Кувина В.Н., Арсентьева Н.И. Гидрокинезотерапия в реабилитации сочетанных деформаций таза и позвоночника при диспластически-дистрофическом синдроме у детей //Бюллетень Восточносибирского научного центра СО РАМН. 2011. Вып 4. (80). С. 48-50.

3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / под ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 2005.

4. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиоз и кифозы. М., 1973.

Разделы