Сведения об образовательной организации

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА  

 

Захарова М.М., Юрьева М.В.

Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета

marzakh54@mail.ru

 

В основе Стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает наряду со многими факторами обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Готовность к обучению письму в школе во многом определяет возможности дошкольника в становлении его как субъекта графического вида деятельности. Письмо, в сравнении с другими формами речевой деятельности, характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, так как посредством зрительных представлений устанавливается характерная для сформированного навыка письма связь слухоречедвигательного представления с двигательным.

Основы регуляции движений закладываются не только в период обучения письму, но гораздо раньше, в период дошкольного детства, в котором основными видами деятельности являются рисование, конструирование, лепка и т.д. Несомненно, рисование и письмо ? далеко не одинаковые процессы. Однако указанные виды деятельности имеют большой опыт анализа основных свойств движения и формируют сложную систему ассоциаций: зрительных, зрительно-двигательных, словесно-образных.

Можно оспаривать вопрос взаимодействия названных видов графической деятельности, находящихся в отношениях интерференции, но сложно отрицать, что линия относится к одному из способов изображения, являясь средством начертания как буквенного знака, так и предметной формы в рисунке. В письме и рисовании линия имеет свои особенности и требует овладения особыми способами действия в процессе ее начертания.

Разработке аспекта преемственности графической подготовки дошкольников и младших школьников предшествовало изучение, анализ и синтез процесса развития линии в изобразительной деятельности детей. Это позволило дифференцировать различные подходы к изучению данного вопроса. Психологическая характеристика начального периода развития графики ребенка раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, Е.В. Гурьянова, Г. Кершенштейнера. Психологи выделяют несколько групп штрихов, расположенных в хаотическом беспорядке; связную, прямую и обратную линейную штриховку, спиральную. Затем короткие и ломаные линии начинают превращаться в волнообразную кривую, в «рисунке» появляются полуовальные линии, которые свидетельствуют о том, что ребенок овладевает более сложной технологией изображения, требующей соблюдения произвольной регуляции ичередовании нажима и расслабления руки, амплитуды и темпа движения. Тенденция сближения воспроизводимых ребенком комплексов прямоугольных линий с плавно изогнутыми свидетельствует о зарождении способности к графическим (письменным) действиям в процессе создания детьми элементарного изображения.

Е.И. Игнатьев классифицирует стадии развития линии в соответствии с возрастными периодами ребенка. В основе данной классификации лежат следующие виды линий: 1) простая проволочная; 2) сложная нащупывающая; 3) штриховая; 4) валерная. Если анализировать любой вид линий по предлагаемой схеме, то откроется существенный момент, характеризующий как конкретную линию, так и возраст ребенка. А именно: простой, проволочной линией пользуются в своих рисунках старшие дошкольники и младшие школьники.

Итак, рассмотрение сложного пути развития графики ребенка весьма актуально в аспекте изучения линий, используемых в рисовании и письме.

В процессе письма и рисования зрительно-кинестетические связи обеспечивают тонкую зрительно-моторную координацию руки и глаза. У ребёнка, начинающего рисовать и писать, эти связи ещё не выработаны. Рука не умеет точно подчиняться зрительному контролю. Несовершенным является управление тонкокоординированными движениями руки в заданном направлении. Эти связи вырабатываются в письме и рисовании в процессе овладения техникой изображения линии.

В исследованиях Н.Г. Агарковой, автора методической системы развивающего обучения первоначальному письму, описаны два вида линий, используемых в письме. Это основные линии: прямая, плавная и полуовальная. Прямые (опорные) линии пишутся сверху вниз (на себя), плавные - вверх, вправо (от себя). К производным линиям отно­сятся такие, которые сочетают в себе в различной последовательности основные линии: 1) прямая, переходящая в плавную; 2) прямая, переходящая в полуовальную; 3) полуовальная, переходящая в прямую; 4) плавная, переходящая в полуовальную; 5) полуовальная, переходящая в плавную. Совокупность письменных букв русского алфавита представлена в виде графической системы, основу которой составляют девять постоянных структурных единиц (элементов букв). Рассматриваемые виды линий требуют в процессе своего начертания повторяемости единообразных движений руки, что не противоречит закономерности формирования графического навыка как двигательного, то есть пронации.

Таким образом, анализ письменных и рисовальных линий, свидетельствует о наличии в них сходства и различия. Это обусловлено, с одной стороны, генезисом линий в двух видах графической деятельности, с другой ? спецификой и назначением, что определяет их структуру и вид.

Идеи развивающего обучения письму явились основой для осуществления работы по развитию графики дошкольников. Включение в содержание графических упражнений таких отрезков рисовальных линий, которые, во-первых, соответствуют закономерностям движения руки при письме; во-вторых, в определенной мере совпадают со зрительными и двигательными элементами букв позволило создать условия не только для общедвигательного развития ребенка, но и специального графического.

На основе специальных графических упражнений, которые предлагаются детям на занятиях по изобразительному искусству, создаются оптимальные условия для дальнейшей выработки зрительно - двигательных и рукодвигательных компонентов графического действия.

Таким образом, к общим чертам рисования и письма как видов деятельности ребёнка относятся следующие: а) их произвольность и целесообразность; б) реализация на основе сформированного зрительного образа объекта или буквы; в) корректирующий контроль глаза за точностью движений руки при выполнении как рисовальных, так и графических (письменных) действий. Это положение принципиально важно, так как оно определяет пути к решению проблемы полноценной подготовки ребёнка к письму и его дальнейшего обучения; преодоления интерферирующей взаимосвязи между графическими движениями в письме и рисовании.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В начальной школе ребенку предстоит овладеть навыком письма. При обучении письму у первоклассника происходит формирование целостной ассоциативной системы, в которой сочетается деятельность слухового, двигательного, зрительного и рукодвигательного анализаторов. Каждый из этих анализаторов должен функционировать в соответствии с закономерностями формирующейся аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга ребенка. Недостаточный учет этих требований в методике и практике обучения грамоте является главным источником трудностей, испытываемых первоклассниками в процессе обучения их чтению и особенно письму. В системе развивающего обучения письму графический навык рассматривается как автоматизированный способ  перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертания их на бумаге с помощью соответствующих движений руки. Специфика графического навыка в том, что с одной стороны, это – двигательное действие, с другой – речевое, так как уже с самого начала за определенным двигательным образом закрепляется определенное смысловое значение.

В традиционной методике первоначальное письмо употреблялось в значении «каллиграфия», то есть искусство красивого воспроизведения букв и их сочетаний на бумаге. И это не случайно, так как все внимание было обращено лишь на внешнюю сторону – результат написанного, а не на сложный психофизиологический механизм письма, которым должен овладеть ребенок в период обучения его грамоте. Развивающее обучение первоначальному письму в сравнении с традиционным учитывает сложную психофизиологическую природу этого действия и как речевого-слухоартикуляционного, и как зрительнодвигательного, и как рукодвигательного в единстве.

Зная особенности детей первого класса и учитывая трудности, которые возникают у них в процессе овладения грамотой и формирования графического навыка, особое внимание  обращаем на следующие положения:

  1. Формирование на основе использования приема практического конструирования букв четко дифференцированного образа изучаемых букв (набор шаблонов элементов письменных букв; «Ключ к конструированию»).

  2. Рисование узоров-бордюров, созданных на основе двигательных элементов графической системы письменных букв русского алфавита.

  3. Отработка первоначального начертания букв и их соединений на основе алгоритмов, графически изображенных в тетрадях по письму и весьма простых в использовании.

  4. Обучение детей специальному приему чередования напряжения и расслабления мышц руки при письме с помощью тактирования (просчитывания) движений руки.

  5. Хорошим средством преодоления ошибок  служит обучение четкому артикулированию слов по слогам, транскрибированию.

  6. Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников в процессе выполнения ими специальных логических заданий.

«Рациональная технология процесса обучения письму предупреждает трудности овладения элементарным графическим навыком, создает условия для формирования у младшего школьника познавательно-интеллектуальной сферы» [1, с. 37].

Современные требования нашего общества обязывают педагога осуществлять преемственность на дошкольном и начальном этапах образования, подходить к письму как виду речевой деятельности, который имеет решающее значение в психическом развитии младшего школьника. Такая принципиальная позиция позволит  на практике реализовать развивающие возможности процесса обучения письму и заложить прочные основы формирования не только речевых, интеллектуальных способностей ребенка, но и его личности в целом.

 

Литература

Захарова М.М., Юрьева М.В. Графический навык и условия его формирования. Мичуринск, 2011.

Разделы