Сведения об образовательной организации

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

 

Печерский Ю.И.

Липецкий государственный педагогический университет

y.i.pechersky@mail.ru

 

Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.

Анализ литературы по данной проблематике (К.А. Абульханова–Славская, А.А. Деркач, А.Н. Леонтьев, Е.И. Рогов, В.В. Столин) показал, что внутриличностные противоречия исследуется в аспектах личностного и профессионального развития, общепринятым является положение о том, что динамический потенциал развития заложен в самой личности.

Становление и развитие личности в общественной системе трактуется как результат противоречий, обусловленных несовпадением индивидуальных возможностей человека с характеристиками и требованиями общества.

Преодоление внутриличностных противоречий может детерминировать профессиональное и личностное развитие будущего педагога. Упомянутые противоречия соотносятся с напряженными ситуациями в педагогической деятельности и принятием решений в таких ситуациях. Внутриличностные противоречия и конфликты связаны с трудностями в профессиональной деятельности педагога, со становлением самосознания педагога, с феноменом психологической защиты, с профессиональной деформацией. Осознание внутриличностных противоречий способствует активному поиску средств, расширяющих возможности самопознания, считается предпосылкой конструктивного их преодоления, что способствует профессиональному развитию будущего педагога на этапе его обучения в вузе. В.И. Слободчиков [1] указывает на то, что недостаточное осознание внутриличностного противоречия, а позже конфликта, является преградой в активизации механизмов психологической защиты, в значительной мере снижает эффективность их преодоления. Исследования особенностей сознания внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности педагога будет способствовать лучшему пониманию феномена личностного и профессионального развития педагога на этапе профессионального становления.

Проблема осознания внутриличностного противоречия в профессиональной деятельности будущего учителя недостаточно изучена в психологической и педагогической науке. Существуют исследования особенностей ролевых конфликтов, внутриличностных противоречий как детерминант профессионального развития учителя, специфики преодоления учителями педагогических конфликтов, психодиагностики и коррекции внутренних конфликтов в контексте профессионального выгорания.

В работах, посвященных профессиональному развитию личности педагога, значительное внимание уделяется анализу внутренних противоречий. Так, исследования профессионального развития педагога, детерминированные противоречиями, по мнению А.В. Кузьменковой [2], разделены на три подхода. В профессиографическом подходе, согласно В.А. Сластёнину [3], исследователи обращались к противоречиям, лежащим в основе профпригодности личности – несоответствия между требованиями педагогической профессии и возможностями личности.

В подходе, включающем исследование процесса профессионального становления личности начинающего педагога (А.А. Деркач, А.К. Маркова), предлагается анализ противоречия между личным и профессиональным развитием. Е.Ф. Зеер [4] провел исследование влияния противоречий на профессионализацию молодого учителя. Ученый пришел к выводу, что если на начальных этапах профессионального становления решающими являются противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности, то на более поздних – ведущее значение приобретают противоречия, обусловленные внутриличностными конфликтами, недовольством собственным профессиональным ростом, потребностью в дальнейшей самореализации.

Подход, основанный на рассмотрении профессионального развития личности будущего педагога как продукта его внутренней активности, наиболее основательно представлен в работах В.И. Слободчикова.

Считая основной причиной внутриличностных противоречий педагога рассогласование между самооценкой («Я–действующее») и ожидаемой оценкой со стороны других («Я–отраженное»), Л.М. Митина и А.В. Кузьменкова [5] предлагают различать конструктивный и деструктивный пути развития противоречий. Адекватное понимание и конструктивное развитие внутреннего противоречия, а также конфликта стимулируют профессиональное развитие педагога – прохождение стадий осознания противоречивых тенденций, обострение противоречия, разработку стратегии поведения и выхода на качественно новый способ жизнедеятельности. Неадекватное осознание и деструктивное решение (выработка защитных механизмов, обострение противоречия, генерация негативного состояния, сужение сознания на проблеме) тормозят профессиональное развитие будущего педагога на этапе его обучения в вузе.

Таким образом, под внутриличностным (внутренним, психологическим) противоречием мы понимаем состояние человека, отражающее столкновение между несовместимыми, противоположными свойствами и отношениями, стремлениями и тенденциями в его внутреннем мире.

Важно отметить, что внутриличностные противоречия часто возникают в сложных, напряженных ситуациях деятельности педагога. Такие ситуации могут выступать в качестве катализаторов тех интрапсихических сил, которые в обычных условиях не актуализируются. Они характеризуются фрустрацией преимущественно социальных потребностей педагога. Кроме этого, внутренние противоречия и конфликты обусловлены спецификой индивидуального опыта, когда активизируются неосознаваемые внутренние структуры.

Основными механизмами преодоления внутриличностных противоречий нами определены: выбор между противоречивыми тенденциями и трансформациями его составляющих, примером чего является когнитивное переструктурирование или развитие тех личностных качеств, которые предопределяют возникновение конфликта. В преобразовании составляющих конфликта значительную роль играют также неосознанные психологические защиты. Эффективность форм и способов преодоления зависит от индивидуально-личностных свойств, типа конфликта, его структурной сложности, влияния на психику и реального поведения человека.

Базовым для понимания внутреннего конфликта мы считаем выяснение особенностей когнитивных проявлений такого конфликта, поскольку одной из основных причин его возникновения является личностный смысл. Именно он придает переживанием эмоциональность и остроту, и усложняет (или делает невозможным) адекватную оценку актуальной ситуации.

На основе изучения научных источников (К.А. Абульханова–Славская, А.А. Деркач, А.Н. Леонтьев, Е.И. Рогов, В.В. Столин), нами проанализированы и обобщены личностные предпосылки и факторы преодоления внутриличностных противоречий, влияющих на результативность их решения. К ним можно отнести:

–      осознание внутриличностных противоречий и их причин;

–      понимание и принятие собственных потребностей, эмоций;

–      развитие собственной дифференцированной системы ценностей, актуализации ценностей;

–      развитие самоценности, уверенности в себе;

–      ощущение самоэффективности и способности делать выбор;

–      усиление реалистичности мышления, уровня притязаний,

–      восприятие времени;

–      реалистичное сочетание экстернального и интернального локусов контроля;

–      обработку неадаптивных мыслей, предубеждений и страхов;

–      развитие саморефлексии и достижения оптимального уровня интроспекции;

–      развитие психологической саморегуляции;

–      развитие компетенций в решении проблемных ситуаций и др.

Анализ специфики возникновения внутриличностных противоречий педагогов показал, что в их основе лежит разнообразие и многочисленность требований к личности педагога, наличие высоких профессиональных стандартов, социально-нормативные ожидания, многоплановость педагогических функций, значительные физические и информационные нагрузки. Возникновение противоречий обусловливается также индивидуально-личностными особенностями самих учителей, уровнем развития и гармоничной интегрированности их профессионально важных качеств и характеристик, которые образуют их копинг-ресурс.

В результате проведенного исследования можем констатировать, что внутриличностные противоречия педагогов можно представить в виде различных вариантов адаптационного конфликта:

– вследствие чрезмерной нагрузки и стрессовых воздействий;

– ролевого конфликта, вызванного наличием разноплановых и сложных ролей;

– нормативного конфликта, связанного с высокими стандартами учительской деятельности, в том числе морально-этическими;

– конфликта самооценки (рассогласованность между имеющимся результатом, личными притязаниями и стандартами).

Внутриличностные противоречия педагогов вызывают сугубо профессиональные дилеммы и задачи, которые требуют активной внутренней работы для их решения. Данную группу противоречий можно условно отнести к конфликтам профессиональных задач.

Создание эффективных стратегий психологической помощи педагогам в решении внутренних противоречий требует изучения структуры противоречий и способов, которыми личность пытается их решать. Научно целесообразным является исследование связи внутриличностных противоречий с психосоматическим благополучием педагогов и выяснение специфики этих противоречий.

Таким образом, профессиональная деятельность будущего педагога может стать источником внутриличностных противоречий и одновременно обеспечивать механизм их преодоления, поскольку дает материал для рефлексии, в ней создаются условия для самореализации личности.

 

Литература

  1. Слободчиков В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. №4. С. 72-80

  2. Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутренних противоречий профессионального развития учителя: дис. … канд. психол. наук. М., 1997.

  3. Сластёнин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. №3. С. 52-58.

  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.

Разделы