Сведения об образовательной организации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ»

 

Зенчева Н.А.

МАОУ «Гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»

tmbnadusha@mail.ru

 

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной организации особое место занимает гражданское воспитание и образование. В связи с этим пониманием современного состояния общества возникает необходимость как теоретического осмысления проблем гражданского воспитания учащихся, так и работа по созданию условий для гражданского становления личности подрастающего поколения.

В начале третьего тысячелетия одной из главных задач, стоящих перед нами в процессе формирования демократического общества и правового государства, является задача воспитания личности, которая осознает свои гражданские права и свободы и уважительно относится к правам других людей. Воспитание уважения к правам человека определено в законе Российской Федерации «Об образовании» в числе основных принципов государственной политики в области образования. В России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В «Повести временных лет», например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам». Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше отечество?

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого: на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания. В доказательство этому - слова К.К. Рокоссовского «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…».

 Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавая под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее, на смерть шли. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живьем в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».

Государственные символы оказывают особенное влияние на эмоции, связанные с гражданским самосознанием, патриотическими взглядами в педагогически организованных ситуациях. Государственная символика применяется в целях изучения важных социально-политических проблем, содействует становлению гражданской позиции личности, воздействуя на сознание и поведение. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма. Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма и т.п.

Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам отечества. Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда наблюдаются открытых военных действий между государствами или группами стран, враждебными  могут считаться и те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред.

Наиболее приемлемой для использования в практике работы педагога является классификация направлений патриотического воспитания Ю. Галанина. Автор выделяет следующие направления работы:

1. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению воинских традиций.

2. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

3. Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.

4. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

5. Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях, по мнению ученого, затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства [1, с. 15–16].

Следует отметить, что для достижения цели патриотического воспитания, необходимо, чтобы все направления были взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, принципами, формами и методами воспитания.

На наш взгляд, патриотическое воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

В течение жизни человека меняются формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации. Социальные изменения в нашем обществе заставляют еще раз внимательно подойти к сущности категории социализации [2, c. 7]. К такому предостережению можно отнести утверждение Н.Д. Никандрова о том, что ориентиром социализации являются общечеловеческие ценности, но он считает «…более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели социализации и воспитания... А сейчас, когда пишут «общечеловеческие ценности», обычно имеют в виду западные ценности…» [3, c. 35– 36].

К сожалению, в некоторых случаях западные ценности воздействуют на современную молодежь больше, чем традиционные устои. Поэтому выстраивать работу по патриотическому воспитанию необходимо в таком ключе, который читается в словах  талантливого советского педагога В.А. Сухомлинского: «Наша Родина -  это мощное тысячелетнее дерево. Пусть каждый из нас будет не сухой, бесплодной колючкой на этом дереве, а живой ветвью. Помни,  что наша Родина никогда не подчинялась ни одному завоевателю. Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как это делали звери фашисты, но покорить нельзя» [4, c. 11-12].

Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявляет себя. Учитывая сводки новостных лент о вербовке российской молодежи, педагогу следует заострять нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимся, на конкретных примерах показывать учащимся «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить». При этом педагог должен хорошо знать концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни.

Литература

1. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС// Воспитание школьников. 2002. № 8. С. 13–16.

2. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №11. С.1-10. 

3..Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000.

4.Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.,1979.

Разделы