Сведения об образовательной организации

О ВЛИЯНИИ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИХ УЧАСТИЯ В РАБОТЕ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

О ВЛИЯНИИ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИХ УЧАСТИЯ В РАБОТЕ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

Мещерякова Е.И.

Воронежский институт МВД России

 elenamsol@yandex.ru

 

Анализ исследований, осуществляемых российскими педагогами и психологами, красноречиво свидетельствует о том, что эффективное формирование личностно-профессиональных качеств будущих специалистов с высшим образованием в период их обучения в образовательных организациях требует переосмысления существующих и разработки новых концептуальных подходов к организации управления образовательным процессом (Н.П. Бугаенко, И.Ф. Исаев, А.Д. Лазукин, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Т.И. Шамова и др.). В связи с этим важное значение приобретает такое направление исследований, как изучение влияния на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов их участия в работе совещательных органов управления, создаваемых руководителями образовательных организаций. Для ведомственных образовательных организаций – это консультативные (совещательные) органы, создаваемые при начальнике образовательной организации по его распоряжению.

Консультативные и совещательные органы приобретают в настоящее время все большее распространение и создаются при органах государственной власти – законодательной и исполнительной, следственных органах, прокуратуре, общественных объединениях и др. Что касается ведомственных образовательных организаций, то возможности их создания здесь в силу доминирования единоначалия весьма ограничены. Однако привлекать курсантов и слушателей к управлению очень важно и полезно, т.к. это не только позволит повысить эффективность формирования личностно-профессиональных качеств будущих специалистов органов внутренних дел (ОВД), но и поможет руководству образовательной организации принимать и организовывать исполнение  оптимальных управленческих решений, не нарушая при этом установленный порядок организации подготовки специалистов и несения службы в ОВД.

На основе проведенных исследований мы пришли к выводу о том, что эффективное позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие курсантов их участие в деятельности совещательных органов окажет лишь в том случае, если оно базируется на принципах полисубъектной направленности управления и творческой самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений. У организации такого управления появляется в последние годы все больше сторонников (В.И. Коваленко [1], П.И. Третьяков  [2], Е.М. Харламова [3] и др.). Полисубъектная направленность управления – это:

1) умение руководителя видеть в каждом подчиненном личность со свойственными ей потребностями и интересами, которые необходимо уважать, содействовать их развитию;

2) способность руководителя рационально делегировать свои полномочия подчиненным;

3) готовность руководителя к принятию компромиссных управленческих решений, основанных на проявлении подчиненными инициативы и самостоятельности, на нетрадиционных подходах и вариативности взглядов, мнений, точек зрения, если это способствует достижению целей эффективного управления подготовкой специалистов [4].

Полисубъектная направленность управления способствует и одновременно требует творческой самореализации субъектов в процессе принятия управленческих решений. При этом творческая самореализация проявится в их активном стремлении искать и находить оптимальные научно обоснованные управленческие решения, обеспечивающие не только повышение эффективности подготовки специалистов, но и достижение субъектами управленческой деятельности собственных целей, реализацию ими своих творческих планов и замыслов посредством активного участия в принятии и исполнении управленческих решений.

Важно, что и получающие высшее образование курсанты (слушатели) понимают значимость своего участия в управлении образовательной организацией, стремятся к такому участию. В подтверждение этого приведем результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы в Воронежском институте МВД России, направленной на обоснование необходимости создания Совещательного органа курсантов и слушателей при начальнике института. Мы проводили опрос и анкетирование, результаты которых подтвердили полученные теоретические выводы. В опросе и анкетировании участвовали курсанты второго, четвертого курсов и слушатели пятого курса. Выбор участников не был случайным. Так, курсанты второго курса еще не изучали «управленческие» дисциплины, а потому их ответы несколько интуитивны, основаны на самых общих представлениях о том, что такое управление. Но после первого курса у них уже была ознакомительная практика в ОВД, в ходе которой они уже получили определенное представление об организации управления, порядке принятия управленческих решений, их исполнении и контроле. Курсанты четвертого курса отвечали на вопросы анкеты как раз в период изучения «управленческих» дисциплин, для них вопросы были самыми актуальными. Что касается слушателей пятого курса, то они не только уже изучили указанные дисциплины, но и приобрели определенный опыт участия в управленческой деятельности в процессе прохождения учебной практики. Думается, их ответы стали самыми осмысленными.

Анализ данных, полученных в результате проведенного опроса и анкетирования, показал, что подавляющее большинство курсантов и слушателей считают, что их участие в управлении повысит его эффективность. А потому на вопрос о том, считают ли они важным и полезным создание при начальнике института совещательного органа управления с их участием, 79% ответили утвердительно. При этом ни один из курсантов не выбрал третьего из предложенных вариантов ответа (затрудняюсь ответить) Это значит, что практически все задумывались над тем, как сделать их обучение более эффективным, а также над тем, что и они могли бы этому способствовать. Однако почти каждый пятый (21%) из опрошенных выбрал второй вариант ответа, т.к. уверен, что его мнение никто не будет учитывать.

Отвечая на второй вопрос анкеты, курсантам (слушателям) нужно было выбрать не более трех из десяти перечисленных качеств, которые, по их мнению, необходимы для того, чтобы участвовать в работе совещательного органа управления, создаваемого при начальнике института. Для слушателей пятого курса (25%) и курсантов четвертого курса (19%) самым значимым  качеством является ответственность, а для курсантов второго курса (22%) – честность и порядочность. Вторую позицию для слушателей пятого курса занимает дисциплинированность, для курсантов четвертого курса – ответственность, для курсантов второго курса – организованность и ответственность одинаково значимы (по 17%).

Наименее значимыми для слушателей пятого курса являются такие качества как инициативность, усердие в службе, а высокие показатели в учебе в качестве значимого качества не назвал ни один из слушателей. По мнению курсантов четвертого курса, наименее значимы для участника управления такие качества: требовательность к себе и другим, принципиальность и самостоятельность (по 3%). Невысоко оценено и такое качество, как высокие показатели в учебе. Среди курсантов второго курса ни один не выбрал такое качество, как инициативность. Очень низок показатель для такого показателя, как высокие показатели в учебе. Получается, что если следовать результатам опроса при выборе тех, кто примет участие в работе совещательного органа при начальнике института, то сложнее всего в его состав будет войти отличникам учебы. Конечно, если они не обладают такими высоко оцениваемыми качествами, как ответственность, дисциплинированность, честность и порядочность.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на всех курсах перечень лидирующих  качеств, необходимых курсанту (слушателю) для того, чтобы он вошел в состав совещательного органа, создаваемого при начальнике института,  в основном совпадают. Это: ответственность, организованность, дисциплинированность, честность и порядочность. Одни и те же качества оцениваются курсантами (слушателями) как наименее значимые. Это: требовательность к себе и другим, принципиальность, инициативность, высокие показатели в учебе.

Очень интересные результаты мы получили по результатам обработки ответов, данных на такой вопрос анкеты: «Как вы считаете, обладаете ли вы качествами, необходимыми для участия в работе совещательного органа управления, создаваемого при начальнике института?». Так, подавляющее большинство курсантов (слушателей) (в среднем – 65%) считают себя обладателями всех (или почти всех) тех качеств, которые необходимы для участия в работе совещательного органа, создаваемого при начальнике института. Причем если на втором курсе таких курсантов 65%, то на пятом курсе – 75% слушателей. В то же время этот процентный показатель значительно ниже на четвертом курсе (56%). Мы объясняем это тем, что в процессе изучения «управленческих» дисциплин на занятиях курсанты отвечают на вопросы разных анкет, с помощью которых диагностируются их способности к участию в управлении. Наверное, результаты такой диагностики показывают, что далеко не все курсанты обладают необходимыми качествами для управленца, а потому в их ответах отражается неуверенность в том, что они смогут эффективно работать в составе совещательного органа управления институтом. Вероятно, эта повышенная ответственность несколько снижается к пятому курсу, а потому процентный показатель по этому варианту ответа самый высокий у слушателей пятого курса. Может быть, сказывается и то обстоятельство, что, что они уже получили необходимые знания, опыт практической деятельности и поняли, что могут быть хорошими руководителями. Проводя опрос, мы убедились и в том, что слушателям пятого курса хочется в оставшееся до окончания института время принести пользу, работая в составе совещательного органа.

Показательно, что четвертый вариант ответа (качествами, необходимыми для участия в управлении не обладаю, для меня главное – учеба и служба) на пятом курсе не выбрал ни один слушатель, на втором курсе – 10% курсантов, а на четвертом курсе – 19%. Выводы здесь можно делать разные. Вероятно, у курсантов четвертого курса очень большие учебные и служебные нагрузки. Они хотели бы участвовать в работе совещательного органа (76% ответов на 1 вопрос анкеты), видят в себе способности, но доминанта для них – учеба, служба. Что же касается слушателей пятого курса, то процесс их обучения заканчивается, доминанты перемещаются в практическую деятельность, а потому и четвертый вариант ответа они не выбирают.

По результатам проведенных опроса и анкетирования можно сделать следующие выводы:

1) большинство курсантов (слушателей) считают важным, полезным и целесообразным их участие в работе создаваемого при начальнике института совещательного органа управления ведомственной образовательной организацией;

2) среди качеств, которыми должен обладать курсант (слушатель) для того, чтобы войти в состав совещательного органа управления, наиболее значимыми опрошенные считают ответственность, дисциплинированность, честность и порядочность, а наименее значимыми – требовательность к себе и другим, принципиальность, инициативность, высокие показатели в учебе;

3) большинство курсантов (слушателей) уверены, что необходимыми качествами они обладают (всеми или почти всеми), причем самым высоким процентный показатель получился у слушателей выпускного – пятого курса.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы о влиянии на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов их участия в работе совещательных органов управления образовательными организациями. Во-первых, участие в управлении поможет им понять свои возможности воздействия на управление подготовкой будущих специалистов, оценить сложность и противоречивость этого процесса. Если же курсанту (слушателю) удастся увидеть позитивные результаты своего участия в принятии решений и их исполнении, то это, безусловно, окажет мощное позитивное влияние на его становление в качестве специалиста ОВД. Во-вторых, оно будет полезным для формулирования будущим специалистом  для себя тех проблем, в разрешение которых  он может внести посильный вклад, продумать и предложить варианты принятия управленческих решений. В-третьих, такая деятельность будет способствовать развитию способностей объективно оценивать свои способности к управленческой деятельности, пути и средства развития таких способностей (если у будущего специалиста есть стремление стать руководителем того или иного уровня в ОВД).

Продолжая формулировать выводы о важности, полезности и целесообразности участия курсантов (слушателей) в участии в управлении институтом, отметим, что поиск ответов на эти и связанные с ними вопросы будет способствовать как развитию личностно-профессиональному развитию будущего специалиста, так и формированию его нравственно позитивного отношения, во-первых, к себе как к личности, во-вторых, к своим непосредственным и вышестоящим руководителям.

 

Литература

  1. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы вуза (на материале вузов МВД России): автореф. дис. ...д-ра пед. наук. Белгород, 2005.

  2. Третьяков П.И. Управление школой по результатам практики педагогического менеджмента. М., 1998.

  3. Харламова Е.М. Полисубъектное управление педагогическим обеспечением развития социальной активности студентов //  Педагогическое образование в России. 2011.  №5. С.211-214.

  4. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 21-24.

Разделы