Сведения об образовательной организации

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ТВОРЧЕСТВА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ТВОРЧЕСТВА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Широбоков Д. В.
Counsellor, CBT терапевт (Англия)

В июне 2014 г. представилась возможность поработать в России в Центре творчества и оздоровления детейв качестве психолога-консультанта.

По итогам смены нами проведен анализ деятельности по результатам наблюдений, непосредственного вовлечения в процесс функционирования первой смены с 01 по 21июня 2014 года.

Нами было проведено анкетирование отдыхающих детей и подростков. Опрос производился через входную анкету 02 июня и заключительную анкету 20 июня 2014 года.

Отчёт состоит из двух частей:

1.         Анализ результатов анкетирования.

2.         Анализ записей и наблюдений сделанных в процессе функционирования Центра творчества и оздоровления детей.

3.         Перспективные направления для последующих исследований.

1. Результаты анкетирования.

Опрос детей первой смены Центра творчества и оздоровления детей показал:

- 32% детей приехали в лагерь впервые;

- 33% в лагере второй или третий раз;

- 45% детей отдыхают в летних лагерях каждый год.

Согласно входного опросника предпочтения по проведению летнего каникулярного периода разделились в пропорции 35%/35% между нахождением в лагере и проведением времени дома. Оставшиеся 30% приходятся на места персонального выбора: море, в деревне у родственников, с родителями на даче.

Конечный опрос показал изменение выбора в пользу лагеря – 45% и места персонального выбора – 42%. Оставшиеся 13% приходятся на проведение времени дома.

В основе выбора проведения первого каникулярного месяца в Центре творчества и оздоровления детейбольшинство опрошенных (60%) указали поиск новых положительных впечатлений. Показательно, что только 12% опрошенных отметили решение родителей как причину нахождения в лагере. Согласно опроса, для отдыхающих мнение друзей о лагере также является одним из решающих факторов в принятии решения по выбору места отдыха.

Высокая степень ожидания положительных эмоций от пребывания в лагере подтвердилась и следующим вопросом входной анкеты. У 87% опрошенных степень ожидания была выше 8 баллов по десяти бальной шкале.

По результатам конечного опроса в массе своей ожидания оправдались и 94% ответивших «с удовольствием опять приедут в лагерь». Нужно отметить, что опрошенные с большей ответственностью подошли к заполнению заключительных анкет, что с точки зрения исследователя предполагает меньшую степень субъективизма в их оценках.

Знаменательны результаты части исследования посвященной степени тревожности отдыхающих, путей разрешения и профилактики таковых состояний на базе лагеря Центра творчества и оздоровления детей.

Входной опросник имеет низкий показатель тревожности, так как отдыхающие рассчитывают на собственные ресурсы в разрешении трудных моментов с характерными для их возраста максималистическим мнением о собственных адаптационных возможностях.

В то же время опрошенные показали высокую степень осознания доступных механизмов помощи. Приоритеты разделились в соотношении:

1        40% вожатые;

2        30% друзья;

3        20% родители;

4        10% предпочли самостоятельно решать проблему или оставить всё как есть.

В заключительном опроснике приоритеты изменились в пользу вожатых – 68%. Друзья и родители уравнялись в показателях доверия и 4% детей указали помощь психолога как возможный ресурс выхода из затруднительной ситуации.

Показательно, что наблюдается корреляция показателей предпочтения ресурсов помощи по возрастным признакам. Дети и подростки старшей возрастной группы лидируют в предпочтении вожатского состава и помощи психолога как ресурса поддержки.

Любопытно, что уровень общей тревожности согласно заключительному опроснику явно повысился в конце смены. В группе отдыхающих девочек от 12-16 лет этот показатель увеличился на 17%. Такой высокий показатель возможен из-за времени проведения, т.к. опрос был сделан за день до окончания смены и расставания со сформировавшимся коллективом.

В заключительном опроснике была отслежена тенденция пользования отдыхающими мобильными телефонами. 87% отдыхающих указали на то, что телефоны оставались у них на руках на протяжении всей смены. Этот вопрос требует в современной отечественной педагогике поставить исследовательскую проблему пользования мобильными телефонами детьми, сейчас этому уделяется высокое внимание. В целом указанный вопрос заслуживает последующего рассмотрения и детального анализа. Исследование могло бы привнести большую ясность и объяснение влияния мобильных телефонов на формирование меж персональных связей в детских коллективах, их взаимодействия с педагогическим коллективом и в целом – личностного формирования ребёнка в условиях летнего лагеря с применением современных технологий.

Предварительное заключение исследования таковы:

1. Межличностные отношение ребёнка являются основой для его (её) полноценного отдыха в лагере типа Центра творчества и оздоровления детей.

2. Время формирования новых отношений и их качество/глубина является определяющим фактором в последующем процессе отдыха.

3. Приезжающие на отдых дети информированы о механизмах поддержки и открыты для обращения к ним.

Из результатов исследования следует, что вожатский состав является основным связующим звеном между вновь прибывшими в лагерь отдыхающими и формированием слаженного коллектива в отрядах и лагере в целом на всю смену. Персональные качества вожатых, их способность формировать глубокие межличностные связи с отдыхающими детьми, их отношение к своим обязанностям – основополагающий фактор в достижении результата.

2. Динамика работы команды.

В ходе наблюдения за работой команды можно сделать следующие выводы:

1. В ходе работы с командой не было выявлено работающей вертикали ответственности. Штатное расписание команды формальное, с неопределёнными границами ответственности и отчётности. Отсутствует четкое разграничение обязанностей с обозначением поля деятельности.

Такое строение команды возможно при определении конкретной цели и философии процесса. Так называемой «Идеи» объединяющей и направляющей команду. При таком построении члены команды взаимозаменяют друг друга, обобщая все мероприятия и разделяя обязанности по договоренности согласно сложившейся ситуации.

Из наблюдений цель работы команды не была определена, общая философия команды не заявлена. В процессе вяло обозначена привязка личностных ценностей членов коллектива и перспектив развития процесса.

Местами философия процесса подменяется идеологическими выкладками поиска причин объединения команды. Предлагается объединение против внешних факторов – контролирующих органов, или же конкретного человека в самой команде. Из практики такие методы управления результативны, если команда сформирована на короткое время и для достижения быстрого результата.

Такая линия управления характерна для авторитарных методов работы, с применением манипуляционных методов для достижения высокого результата работы за короткое время. Указанные методы контрпродуктивны при формировании стабильного коллектива на продолжительное (более 1,5 месяцев) время функционирования команды.

2. Кадровая политика не рассматривалась как часть этого исследования и у автора отсутствует достаточный объём информации для объективных выводов. Исходя из доступной информации о подборе кадров для осуществления педагогической деятельности Центра творчества и оздоровления детей, работники подбираются исходя из персональных предпочтений руководителя о личностных характеристиках вожатского звена.

Такой кадровый выбор характерен для действий руководителя, у которого чётко сформирована «Идея» функционирования команды и выставлены цели к достижению. В рассматриваемом случае эта «Идея» не доведена до вожатского состава, что не способствует полному раскрытию личностных потенциалов коллектива. Как результат наблюдается снижение эффективности воспитательного процесса и качества отдыха детей и подростков в летнем лагере.

3. Перспективные направления для последующих исследований:

- травмоопасность проводимых мероприятий и методы для их снижения;

- методы и мероприятия повышения эффективности функционирования вожатского состава.

- рассмотрение ситуации с мобильными телефонами на базе летнего лагеря.

Разделы