Сведения об образовательной организации

В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ

В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

C.A. Ефремов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
mr.krimson@yandex.ru

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам и другим. Отношение к таким людям, среди которых сама уязвимая категория – дети-сироты, в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в обществе.

Рассмотрим исторический опыт социальной работы с детьми, попавшими в трудную  жизненную ситуацию на примере Древней Руси и Российской Империи.

Детская беспризорность и сиротство как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества. В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». На Руси призрение детей-сирот развивалось вместе с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь. С принятием христианства в 988 году связывают с началом государственной политики заботы о детях. В статье номер 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах [1,c.86-87]. На Руси начинает приобретать все большее распространение христианской морали семьи. Теперь государство берет жизнь детей под сохранение своих законов. Великий князь Владимир I поручил в 996 году общественное призрение, куда входила и помощь сиротам и помощь духовенству. Заботился о сиротах и сам, раздавая убогим, странникам, сиротам великую милостыню. Великий князь Ярослав учредил сиротское училище, где призревал и обучал своим иждивением 300 юношей. Призрение бедных и страждущих, в том числе и детей, рассматривал как одну из главнейших обязанностей и Владимир Мономах. В своей Духовной Детям он завещал защищать сироту и призывал: «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, снабдите сироту». Другой русский князь Владимир Мономах в первую очередь ставил задачу заниматься милостыней, как для себя так и для своего народа [2,с.156].

В то время, когда еще не существовало единого государства Российского, призрение детей-сирот было частным делом князей, либо возлагалось княжеским государством на церковь. Но в любом случае оно осуществлялось из религиозных, моральных побуждений, рассматривалось как богоугодная акция. Существовали в древние времена и конкретные способы защиты осиротевшего ребенка путем его усыновления или передачи на опеку. Усыновление как искусственное «сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи, совершалось в России издревле, то есть и в пору язычества [3,c.14].

Итак, проблема сиротства существовала и в то время, когда была древняя семья с патриархальным устроем, в которую одинаково входили «и дети, и рабы, и принятые в семью из чужой семьи». После крещения на Руси в 988 год церковь начинает брать на себя то, что раньше регулировалось обычаями. Начинается становление государственной политики заботы о детях. Развивается такая форма помощи осиротевшему ребенку как его усыновления или передача на опеку.

Государственная политика призрения детей-сирот и бедняков начинается, во время царствования Ивана VI, когда появились первые сиротские дома. Ими ведал Патриарший приказ. Во время его царствование в круг задач государственного правления, осуществляемого с помощью приказов, входило и призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было опреде­лено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни [4,с.66]. В начале XVII века в трудное и «смутное» время особенно заботился о вдовах и сиротах без различия их подданства и вероисповедания Борис Годунов. Он «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». В Москву повалили нуждающийся и не нуждающийся народ. Предпринятые Борисом Годуновым меры экономического порядка включали в себя и бесплатную передачу бедным, вдовам, сиротам привезенного из отдаленных районов большого количества хлеба. Чрезвычайные меры по оказанию помощи населению, в том числе и детскому, страдающему от голода, предпринимал и Василий Шуйский [2,c.315].

С 1706 года начинают призревать вдов служилых людей, детей. Социальная политика осуществлялась по остаточному принципу, это было прописано от 30 декабря 1701 года монастырям предписано осуществлять призрение «из своих остатков».

Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре I. Перенимая опыт стран Запада, Петр I стремился использовать в России их практику административного ограничения нищенства. Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменили систему защиты и помощи нуждающимся. Общество изменило подход к человеку. При Петре Великом происходит активизации политики в отношении профессионального нищенства, усиливается роль государства, расширяются мероприятия, направленные на секуляризацию монастырских земель. Нововведением Петра I было признание обязанностей государства по отношению к призрению нуждающихся: солдат, детей, больных, дряхлых. Средства предполагалось брать из монастырей, а также «у всяких чинов вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке и деньги отдавать определенным из военной коллегии комиссарам». Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. Его субъектность соотносят не с божественным началом а с государственными нормами, принципами жизни. Петр I признавал за государством право создавать обязательные нормы в области призрения и требовать их выполнения. По требованию властей призрение детей должны были взять на себя местные органы (городские монастыри и селения), монастыри также должны были принимать участие в призрении детей [3,с.107].

Монастыри в первоначальном своем виде представлялись как заведения помощи раненным воинам, больным, нищим, а также детям-сиротам и «подкидышам». Один из первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии.

Вопрос о подкидышах Петр I разрешил в пользу самого гуманного - тайного приноса и требовал, чтобы матери незаконных детей «не забрасывали, не отметывали их в непристойные места», а приносили к «госпиталям и клали тайно в окно, дабы приносимых лица не было видно». В июне 1718 г. Петр I издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше – в матросы. Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Её инициативы в области благотворительности ограничивались вопросами воспитания. Екатерина пыталась внедрить в жизнь новую гуманную форму воспитания детей, создать унифицированный тип гражданина, отвечающего насущным задачам быстро растущего государства. По инициативе императрицы в 1763 г. Была объявлена подписка по сбору средств от частных лиц на постройку в Москве воспитательного дома для призрения и обучения девочек. Под патронажем Екатерины II существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения» [2,с.330]. В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть сирот, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, призрения детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты.

Можно сделать вывод, что социальная защита детства в нашем государстве, в рассматриваемый период, развивалась не так бурно. Основным субъектами поддержки были князи, императоры и церковь. Только благодаря им и развивалась социальная поддержка детей и нищих. Благодаря их опыту и создавался фундамент современной социальной политики.

Литература

  1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие. М.: Знания, 1999.
  2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала XX века): Учебное пособие. М.: Академический Проект; Трикста, 2006. 4 изд., доп. и испр.
  3. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведения.М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  4. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы/ М.В. Фирсов. Изд. 3-е.М.: Академический Проект; Трикста, 2009.
Разделы