Сведения об образовательной организации

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ 

И.Ю. Скорлупин
Алтайский Государственный Университет
notveidt44@gmail.com

Реабилитационная деятельность является одним из важных направлений в социальной работе. Она включает в себя множество методик восстановления состояния пострадавших людей. Специалисту по социальной работе важно знать и владеть необходимым набором реабилитационных методик для того, чтобы использовать весь их потенциал и ускорять процесс восстановления клиента. В процессе реабилитации также можно и даже нужно включать составляющие, связанные с творчеством и искусством. Такими составляющими являются компоненты, входящие в процесс арт-терапии. Здесь ярко выделяются направления, связанные с изобразительным искусством, танцами, музыкой и т.д. Подробнее хотелось бы остановиться на музыке, ее потенциале в реабилитаци­онном процессе. В результате изучения музыкального искусства и его состав­ляющих выяснились некоторые закономерности, которые позволят использо­вать музыку как определенное средство коррекции и реабилитации.

Прежде всего, эти закономерности связываются с частотой звуковых волн, издаваемых теми или иными музыкальными инструментами, и поэтому прин­цип метода основывается на вибрациях, которые окружают человека повсюду, музыкальные ритмы вступают с человеческим организмом или в резонанс, или в диссонанс. Если правильно подобрать музыку, то она способна улучшать общее состояние слушателя. Лечение музыкой является как инновационным мето­дом, заключается в целостном и изолированном использовании музыки в каче­стве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование и т.д), так и допол­нением, музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии. Античные мыслители и философы так же отмечали лечебный эффект музыки в частности об этом говорили Аристотель, Платон, Пифагор. Так же есть упоминания, что Авиценна в своей практике использовал метод лечения музыкой, путем ее воздействия на активные биологические точки. Впервые в  европейской медицине метод музыкальной терапии был применен в XIX веке, когда французский психиатр Ж.Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. В дальнейшем метод стал востребованным после  Первой мировой войны, а в 1930-х немецкие терапевты использовали этот метод для лечения заболеваний желудка, обезболивания родов. После  Второй мировой войны метод музыкотерапии широко стал применяться почти во всех сферах медицины и психологии. Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечнососудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям. Музыка основывается на мироощущении человека данном ему в звуковых художественных образах, раскрывающие суть его бытия через призму чувственно-эмоционального, нравственного-духовного, переживания и преобразования действительности.

В результате развития методики в XX веке сложилось несколько специфических школ (направлений):

?        Шведская  школа, основоположником которой является А. Понтвик, она выдвинула идею психорезонанса исходящую из того что именно музыка способна проникнуть в глубины сознания и достичь понимания своего состояния;

?        Американская школа выделяется тем, что музыкотерапевты создали список музыкальных произведений предназначенный для успокоения, лечения и т.д.;

?        Немецкая школа исходит из положительного воздействия всех видов искусств;

?        В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах Бехтерева, Сечина появились данные о положительном воздействии музыки на нервную систему, кровообращение и т. д.  Таким образом, существуют определенные традиции и специфики применения метода лечения музыкой.

В разработках Американской и Шведской школ музыкотерапии формируются следующие основные подходы к теории и практике применения музыкотерапии:

?        Музыка оказывает седативное (успокаивающее) и стимулирующее воздействие на клиента. Музыкальное творчество становится отличным дополнением к различным реабилитационным технологиям, занятиям либо процессам установления контакта с клиентом.

?        Технология работы с музыкой фактически не имеет никаких противопоказаний, поэтому ее применение будет достаточно уместно в  профессиональной деятельности как психотерапевта так и социального работника.

?        Так же, музыкальное творчество может выступить в качестве центральной технологии работы с клиентом. Правильный подбор музыкальных произведений позволит расположить к себе клиента. Снять возникающие психологические барьеры и предотвратить дистанцирование клиента от реабилитационного и коррекционного процесса. С помощью музыки так же можно развивать возможности клиента, задействовать его внутренние ресурсы для креативной работы.

Анализируя научные работы и накопленный опыт в области потенциала лечебного применения музыки и дальнейшего его использования в сфере социальной работы, можно выделить следующие критерии технологического потенциала музыкотерапии в практике социальной  работы:

?        Музыкотерапия может выступать как самостоятельная реабилитационная технология.

?        Музыка может оказывать значительную поддержку в проводимых реабилитационных мероприятий: медицинских, психологических и т.д.

?        Использование музыкотерапии в различных формах поможет значительно облегчить коммуникативную сторону взаимодействия.

?        Музыка при правильном подборе композиций способна улучшить общее состояние клиента, развить его воображение, пробудить в нем творческий потенциал.

?        Становится возможным использование достаточно большого списка музыкальных произведений, которые можно подбирать к определенной ситуации и индивидуальным психическим и физическим особенностям клиентов.

?        Повышение творческой составляющей в профессиональной деятельности социального работника.

Сам процесс музыкальной терапии состоит из активной, пассивной (рецептивной) и смешанной формы терапии, которые по-разному подходят к психокоррекции людей. Все эти методы чаще всего основываются на индивидуальном подходе к человеку [2, c. 303].

Рецептивная (пассивная) форма работы не предполагает активных действий со стороны клиента, наоборот, в процессе сеанса он/она принимает сторону простого слушателя музыки. Для этого специально подбираются композиции, соответствующие состоянию здоровья клиента на момент сеанса.

Для пассивной формы музыкальной терапии, рекомендуется исполь­зовать классическую инструментальную музыку. Предпочтение должно отдаваться музыке высокого художественного уровня. Рекомендуется избегать использования вокальных произведений на языках, известных клиентам, которые могли бы своим словесным содержанием привнести какое-то конкретное сообщение или внушить особую тему и произведений, которые вызывали бы конкретные ассо­циации у клиентов. Выбор музыки является очень значимым моментом в данном методе. Благодаря появлению новых электронных инструментов возникает ряд опасных для человека стилей, так что они могут оказать только негативный эффект и применение их в лечебной практике неприемлемо. Поэтому в практике музыкальной терапии по большей части используются классические произведения.

В ходе использования метода «музыкотерапии» можно использовать не только классическую музыку. По сути, подходит любая музыка, которая была сыгранна на живых инструментах. Например, в программу прослушивания можно включать джаз, блюз, рок композиции. Но тут все в первую очередь зависит от предпочтений клиента, специалист лишь должен подобрать максимально подходящий список произведений исходя из предпочтений клиента. Однако, как показывает опыт психологов, практикующих метод музыкальной терапии, классическая музыка глубоко и базово влияет и позволяет добиться эффекта даже при домашнем применении.

Активная форма предполагает работу непосредственно с самим музыкаль­ным материалом (игра на музыкальном инструменте, пение и т.д.). Данная форма предполагает наличие музыкального образования и навыков игры у социального работника, так же появляется возможность привлечения соответствующего специалиста для проведения такой формы работы. Различные музыкальные инструменты оказывают влияние на отдельные внутренние органы человека. Так например, флейта и скрипка положительно воздействуют на головной мозг и нервную систему , помогают преодолевать апатию, депрессию. Виолончель благотворно влияет мочеполовую систему, помогает при заболеваниях почек. Прослушивание виолончельной музыки помогает избавиться от внутренних и внешних отеков, способствует выведению из организма излишней жидкости.

Струнные инструменты, такие как гитара или арфа положительно воздействуют на сердечнососудистую систему. Кроме того систематическое использование этих инструментов и их звучание пробуждают в человеке чувства сострадания.

Духовые инструменты способствуют улучшению работы дыхательной системы, очищают легкие. Положительно влияет на процессы кровообращения.

Ударные инструменты помогут восстановить нормальный ритм сердца и улучшить кровообращение и т.д.

Интегративная форма задействует дополнительные возможности других реабилитационных методов. Тем самым образуется комплексный подход к решению реабилитационных проблем у клиентов. В интегративных формах работы можно использовать такие направления как лечебная физическая культура, изобрази­тельное искусство и т.д.

Комбинируя музыкотерапию с различными реабилитационными подхо­дами, социальный работник может в разы повысить эффективность процесса реабилитации клиента, сделать процесс интересным, увлекательным для людей, задействовав их творческие способности.

Существует много видов реабилитационных технологий, но технология музыкотерапия обладает высоким интегративным потенциалом, что выгодно выделяет ее среди других методов. Музыка позволяет проводить различные по форме реализации сеансы, занятия, реабилитационные мероприятия и  т.д. Позволяет найти индивидуальный подход через подбор различных музыкальных композиций относительно ситуации. Поэтому, данная технология становится интересной для сферы социальной работы. Технология музыкотерапии внесет существенное разнообразие в деятельность социального работника

Литература 

1.   Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский. – М., 1985.

2.  Караварский, Б.Д.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. проф. Б.Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 1999.

Разделы