Сведения об образовательной организации

ФОТОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФОТОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

И.В. Антонович
Алтайский государственный университет
Kluchidima@yandex.ru

Cоциальная работа и арт-терапия имеют общие черты. Арт-терапевтические направления активно используются в работе с разными категориями клиентов. Являясь одним из таких направлений – фототерапия также имеет все основания быть включенной в список инструментов социального работника.

Техники фототерапии могут применяться в социальной  работе с детьми (с признаками девиантного поведения, несовершеннолетние правонарушители,  дети-инвалиды,  из неблагополучных семей, без попечения родителей и др). Желательно, чтобы работа с данными категориями проводилась в групповой форме в виде тренингов, игр и упражнений, направленных на развитие положительных качеств личности, приобретение коммуникативных навыков, навыков самопрезентации и абстрактного мышления. Фототерапевтические занятия могут проводиться в специальных образовательных или медицинских учреждениях, социальных центрах под руководством детского психолога и социального педагога. Занятия по фототерапии рекомендуется сочетать с другими видами творческой деятельности, такими как лепка, рисование, коллажирование, сочинение сказок, изготовление из фотографий фигур, показ спектаклей, а также проведение игр, конкурсов, викторин. Присутствие родителей на занятиях желательно не только в роли наблюдателей, но и непосредственно в качестве активных участников.

Также фототерапия применима  в рамках семейной психотерапии. При работе с семьей и ее проблемами может использоваться техника работы с семейными альбомами.

В настоящее время фототерапия является одним из передовых методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих  –  фотографии и психотерапии.

С точки зрения психотерапии, фототерапия – это лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем, а  также развития и гармонизации личности[6].

Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания  вызывает снимок у зрителя.  Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию в лечебно-коррекционной деятельности.

Основным содержанием фототерапии являются создание или восприятие клиентом фото-образов, дополняемое их обсуждением, а также  различными видами творческой деятельности. Например, сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.

Сутью процесса фототерапии, по мнению А. И. Копытина  является выражение с помощью фотографических образов внутренних конфликтов, потребностей и переживаний клиента[6].

Использование фотографий в практике психологов и психотерапевтов началось задолго до появления самой арт-терапии и признания фототерапии как ее составляющей. Самое раннее применение фотографий в рамках терапии датируется 1856 годом, когда фотоискусство еще не воспринималось всерьез. Вначале XX в. Российский невропатолог Л. С. Минор предложил лечить психические расстройства различными видами искусства, в том числе фотографией. В 1941 году фотограф Джозефина Херрик основала в Нью-Йорке  Центр реабилитации с помощью фотографии. В годы  Второй мировой войны сотрудники Центра обучали в госпиталях раненых бойцов «целебной для многих из них фотографии».  В 70-80-е годы в США был опубликован ряд специальных научных статей психотерапевтов, посвященных фототерапии (Вульф Р., 1978; Стюарт Д., 1979; Коузден К. и Рэнлдз Д., 1982).

Начало фототерапии в том виде, в котором она существует сегодня положила канадский психолог Дж. Вайзер, которая использовала фотографии при работе с глухими детьми.  В 1973 году она опубликовала свою первую статью пол названием «Техники фототерапии».

Первый мастер-класс, обучающий техникам фототерапии был проведен в 1975 году в Канаде под руководством Дж. Вайзер. Чуть позже аналогичное мероприятие прошло  в США. Первый мастер-класс по фототерапии в Европе прошёл в 1990 году в Голландии. Обучение также проводила Дж. Вайзер.

В 1977 году в журнале «Psychology Today» была напечатана краткая заметка, в которой Дж. Вайзер просила людей, использующих фотографию для терапии или консультаций пациентов, с ним связаться. На заметку откликнулись более 200 человек. Вскоре было создано целое сообщество фототерапевтов.

Отечественный психотерапевт М. Е. Бурно развил идею применения фотографии как искусства в рамках терапии творческим самовыражением. Он противопоставил творческую фотографию обычной. Смысл творческой фотографии заключен в отражении в снимке душевных особенностей отдельной личности. Фотографируя, человек как бы познает, изучает себя – происходит творческое вдохновение. Именно оно «даст тот невидимо тончайший поворот, угол съемки, высветит душу снимающего» [1]. Любой объект, запечатленный на снимке, является своеобразным автопортретом фотографа, т.к. снят непосредственно им самим  и отражает его индивидуальные черты, характер и настроение. Как считает М. Е. Бурно, полученные фотографии, сделанные своими руками, в дальнейшем могут помочь человеку справиться с трудностями и тревогами, посредством просмотра снимков «чтобы заново пережить вдохновение и зарядиться новой энергией жизни, добра и красоты» [2].  Терапия творческим самовыражением при помощи фотографирования может подразумевать проведение терапевтических сеансов и без участия психотерапевта. В данном случае здесь идет речь о психотерапевтической фотографии.

«Фототерапия»  и  «Психотерапевтическая фотография» – это два разных понятия. Дж. Вайзер четко проводит между ними границы [3].

Фототерапия основывается на использовании фотографий и взаимосвязей с ними в рамках модели «клиент – специалист», при которой квалифицированные  специалисты в области психического здоровья используют различные техники и методики в  процессе  консультирования  клиентов.

Под терапевтической фотографией же подразумевается самостоятельное, независимое от терапевта применение снимков «самими» индивидами «для себя», в целях личностного роста и самопознания».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главным отличием фототерапии от терапевтической фотографии является присутствие или отсутствие помощника в лице специалиста. В данной работе рассматривается именно фототерапия.

Также, по мнению  Дж. Вайзер, фототерапия «одновременно является и не является арт-терапией» [3]. В своей статье «Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями  для улучшения жизни людей» она пишет, что  с одной стороны фототерапия и арт-терапия отличаются друг от друга, но с другой стороны они взаимосвязаны между собой

Сходство фототерапии и арт-терапии Дж. Вайзер видит в визуальных символах, которые взаимодействуют с бессознательным человека и помогают преодолевать вербальные (словесные) фильтры в виде защитных реакций, ограничивающих связь с  сильными чувствами, мыслями  и  воспоминаниями  клиентов: «И  в  фототерапии,  и  в  арт-терапии  подобные  символические  коммуникации  возникают  непосредственно  из  бессознательного  клиента,  являясь  лишь  одним  из множества уровней возможных значений; в свою очередь, квалифицированный  терапевт  должен  помочь  клиенту  в  изучении  данных  значений» [3].

Различие рассматриваемых явлений состоит в технике проецирования изображений. В арт-терапии клиент создает продукт спонтанно -  в это время его внутренние тревоги высвобождаются из подсознательного, а внешняя среда не играет роли. Клиент  дает волю фантазии, например, рисуя предмет, которого нет в помещении. В фототерапии же важно «физическое содержание». Содержанием фотографии является физическая репрезентация снятого предмета, который реально присутствует.

Еще одним отличием фототерапии от  арт-терапии является личная позиция автора произведения  и  его связь с ним. Фотографию некоторые деятели искусства не считают творчеством, считая ее бездушной копией реального объекта, которую может воспроизвести абсолютно любой человек.

Фотография, по мнению А. И. Копытина, является «технизированным» видом изобразительного искусства. В отличие  от живописи, графики или скульптуры, фотография подразумевает наличие определенных технических средств. «С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования  снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии — трансформации и корректировки образов» [5].

Фотография также может ассоциироваться с игрой. Посредством «игры» с реальностью, фотограф может выбирать то, что для него наиболее значимо и интересно, а также совмещать различные фрагменты реальности друг с другом и создавать свой выдуманный мир. Фотография-игра приносит захватывающее ощущение  свободы, сравнимое с тем, которое переживает во время игры ребенок.

Важное свойство фотографии – ее социальность. Фотография обеспечивает связь с обществом, социализацию и включение индивида в социум.

Фотография тесно связана с саморепрезентацией. Человек   в определенном образе представляет себя  реальной или воображаемой аудитории. В итоге в момент фотографирования позирующие как бы разыгрывают некий мини-спектакль, имеющий огромное значение, как для участников, так и для зрителей.

Еще одно свойство фотографии – повествовательность. Показ фотографий часто сопровождается рассказом, каждый снимок имеет свою неповторимую историю. «Рассказ позволяет не только передать наше отношение к тому, что изображено на фотографии, и прояснить то, что скрыто «за кадром», но и обозначить смысл событий и переживаний, связать воедино разные аспекты опыта». В ходе фототерапевтических занятий участникам предлагается сочинить на основе снимков какой-либо рассказ или подготовить мини-сценарий, предполагающий описание того, что предшествовало запечатленному событию и что могло за ним последовать.

Все вышеперечисленные свойства фотографии могут активно учитываться и применяться в рамках занятий по фототерапии.

Задача фототерапии состоит не в том, чтобы научить клиента искусно создавать снимки, а в том, чтобы исследовать неповторимый жизненный опыт и потребности клиента,  способствовать изменению структуры его взглядов, установок, образа жизни, отношению к себе и окружающим. Главной целью фототерапии является восстановление и укрепление психологического и социального здоровья клиента, улучшение его качества жизни.

Финский фотограф и социальный педагог Миина Саволайнен разработала технику поддерживающей фотографии, которая активно применяется в социальной работе с детьми и деструктивными семьями [4].

Суть техники состоит в использовании детьми и их родителями готовых фотографий, а также непосредственное создание снимков клиента и процесс его фотографирования. В ходе проведения техники поддерживающей фотографии специалист стремится побудить клиентов к изучению и осознанию своей жизни, различных ролей, семейных отношений и взглядов на жизнь. Клиенту предоставляется возможность понять себя, улучшить взаимоотношения с окружающими, принять и осознать свою внутреннюю силу, свой неповторимый потенциал. Одним из результатов процесса поддерживающей фотографии является создание специалистом серии фотопортретов клиента.

Метод поддерживающей фотографии реализуется при следующих условиях:

  • Равенство фотографа и клиента, партнерские отношения между ними;
  • Творческое взаимодействие, диалог специалиста с подопечным;
  • Подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.

Поддерживающая фотография уже опробована в ряде образовательных, медицинских и социальных учреждений Финляндии и некоторых других стран. Под руководством Миины Саволайнен  в рамках техники поддерживающей фотографии был реализован проект «Самая красивая девочка в мире» с участием воспитанниц детского дома в возрасте от 8 до 17 лет. Проект преследовал цель показать общественности, что родительское внимание очень важно для детей, воспитываемых в приютах. Участницы проекта фотографировались в специально выбранной для них природной среде. Большое внимание уделялось времени года, суток и окружающей обстановке. Специально подбирались костюмы с целью придания  яркого, неповторимого образа, который объединил бы мечту и реальность.  Большинство снимков было сделано на природе.

В процессе создания фотопортретов участницы стремились достичь оптимальных психологических и художественных результатов. Фотограф старался, прежде всего, дать возможность девочкам почувствовать свою индивидуальность, внутреннюю и внешнюю красоту и привлекательность, поверить в свои силы.

Начиная с 2003 года фотопортреты, созданные в рамках проекта «Самая красивая девочка в мире», стали экспонироваться — сначала в городах Финляндии, а затем в разных странах мира. Предъявление себя обществу в новом качестве посредством выставок также является одним из факторов поддержки позитивного образа «Я» участниц проекта, помогает им далее развивать свою способность «быть видимыми» и значимыми для других людей.

А. Копытин приводит отрывок из письма, присланного М. Саволайнен одной из участниц проекта: «очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия к миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место… Мое «исцеление» началось лишь, когда я очутилась в детском доме. Основными «лекарствами» для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой [М. Саволайнен] фотографий. Процесс фотографирования действительно помог мне почувствовать себя «самой красивой девочкой в мире». Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом. Конечно, я порой испытываю неуверенность в себе, но теперь это чувство стало возникать гораздо реже,  чем раньше. Я считаю, что у меня все будет хорошо, я верю в будущее» [4].

Таким образом, несмотря на то, что имеются разногласия по поводу того считать или не считать фототерапию частью арт-терапии, искусство фотографии имеет право посредством создания или просмотра снимков оказывать психологическую помощь человеку.

Техники фототерапии вполне могут использоваться при работе с клиентами совершенно разных категорий – семьи с детьми в социально-опасном положении,  женщины в трудной жизненной ситуации, инвалиды, пожилые, ВИЧ-инфицированные,  алкоголизированные и наркозависимые и многие другие.  Для каждой категории может быть разработана особая методика работы в рамках фототерапии, как в индивидуальной, так и в групповой форме. Фототерапия может использоваться как одно из мероприятий входящих в процесс социальной реабилитации клиента или группы клиентов.

Литература

  1. Бурно М. Е. Психотерапия с помощью фотографии // Советское фото. 1989. № 10. С. 22-23.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989.
  3. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова.  – М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009.
  4. Копытин А.И. Техники портретной фотографии //  Школьный психолог. 2010. №5. С. 15-16.
  5. Копытин А. И. Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге // Фототерапия: использование фотографий в психологической практике. / Под ред. А. И. Копытина.  – М.: Когито-Центр, 2006.
  6. Копытин А. И., Дж. Платтс. Руководство по фототерапии. -  М.:Когито-Центр, 2009.
Разделы