Сведения об образовательной организации

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

М.В. Панченко
Институт социальной работы и управления НПУ имени М.П. Драгоманова

Государство Украина как социально-правовое государство в нормотворческом процессе всегда направляла свою деятельность в социальной сфере прежде всего на повышение благосостояния и удовлетворения потребностей всего населения. Именно поэтому для эффективности деятельности всех механизмов реализации социальных прав и государственных социальных гарантий граждан, закрепленных Конституцией Украины важное значение имеет установление государственных социальных гарантий, ознакомления с ними путем толкования норм законодательства. В таком случае первостепенная роль в этом процессе принадлежит специалистам социальной сферы - социальным педагогам и работникам. Они, применяя формы правового образования четко донесут информацию к населения страны и внесут свои коррективы в правовую неосведомленность.

В соответствии с существующей нормативной базой, распространенной на все общество, для регулирования государственных гарантий созданы государственные социальные стандарты. Они определены как законодательно установленные нормативы минимальных размеров материальных и нематериальных благ, обеспечивающих каждому человеку необходимый для него достаточный уровень жизни. Базовыми величинами, на основе которых устанавливаются государственные социальные стандарты, являются социальные нормы и нормативы, которые стали стоимостным выражением соответствующей потребительской корзины. Она представляет собой определенный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предназначенных для потребления населением и отдельными его группами и обеспечения их потребностей на соответствующем нормативном уровне, а также обеспечения образовательными, медицинскими, жилищно-коммунальными, социально-культурными услугами. Государство гарантирует как общеустановленные нормативы так и специальные, которые характерны только для определенных субъектов , которые имеют специальный статус. В частности, для инвалидов, пожилых людей, детей, оставшихся без попечения родителей, и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке определен перечень услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания и финансирования за счет государственного и местных бюджетов и социальных фондов.

В каждом демократическом, социальном государстве отдельной стоимостной величиной достаточной для обеспечения нормального функционирования организма человека является прожиточный минимум. Именно с целью обеспечения конституционного права граждан на достаточный жизненный уровень законами Украины устанавливаются основные базовые государственные социальные гарантии такие как минимальная заработная плата и минимальная пенсия по возрасту, необлагаемый минимум доходов граждан, величина порога индексации денежных доходов граждан, льготы по оплаты жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи и критерии их предоставления, размеры государственной социальной помощи и других социальных выплат, которые устанавливаются исключительно законами Украины.

В сфере социального обеспечения создана устойчивая система субъектов, которые распределяются на группы. Субъектами, которые получают социальное обеспечение, являются физические лица. Основу их отраслевого правового статуса становить право на социальное обеспечение, которое возникает на основе социального риска. Их разделяют на застрахованных и незастрахованных. Ко второй группе субъектов социального обеспечения относятся субъекты, которые обеспечивают реализацию лицом принадлежащего ему права на социальное обеспечение. К ним относятся государственные органы специальной компетенции; социальные страховые фонды; специализированные государственные предприятия и учреждения. К субъектам, которые способствуют в получении социального обеспечения, относятся лица, подтверждающие наличие специального правового статуса (статуса ветерана войны, участника боевых действий и т.п.) или которые подтверждают юридические факты, являющиеся основанием возникновения права на социальное обеспечения. Таковымиесть органы медико-социальной экспертизы, Комиссии по установлению пенсий за особые заслуги перед Украиной, органы, которые выдают удостоверения, подтверждают специальный отраслевой правовой статус.

Исходя из представленных вышеуказанных стандартов можно выделить предусмотренный комплекс государственных гарантий, предоставляемых населению, которое в них нуждается. Это государственные пособия, социальные льготы, социальные услуги, социальное обслуживание.

По социальным льготам, то за субъектом их можно поделить на льготы: ветеранам войны; ветеранам труда; лицам, имеющим особые заслуги перед государством; многодетным семьям; лицам, принадлежащим к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы; детям-сиротам; репрессированным и реабилитированным лицам и т. д. По содержанию все социальные льготы можно разделить на: жилищно-коммунальные; медико-реабилитационные; транспортные; социально-бытовые; пенсионные; социально-трудовые. В свою очередь, социальная помощь является одной из основных форм поддержки обществом лиц, чье материальное положение не соответствует общепринятому уровню обеспечения или ниже границы обеспеченности, определенной законодательством. Социальная помощь бывает государственной, благотворительной, гуманитарной, денежной или натуральной т.д.. Согласно законодательству назначаются такие виды государственной социальной помощи: государственная социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам; государственная социальная помощь на уход.

Одной из разновидностей государственных гарантий является предоставление социальных услуг в соответствии с Законом Украины "О социальных услугах" лицам, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, а именно социально-бытовых, психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-экономических, юридических, услуг по трудоустройство, услуг по профессиональной реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями, информационных услуг [4]. Весь комплекс социальных услуг получают граждане, содержащиеся в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения. С учетом возраста, состояния здоровья и других факторов в системе учреждений Украины образованы различные типы учреждений: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, гериатрические пансионаты, пансионаты для ветеранов войны и труда, детские дома-интернаты, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Государственные гарантии в форме вышеуказанных услуг применяются во всех отраслях права. Только каждая отрасль имеет лично принадлежащие ей. Мы сосредоточим внимание на государственных гарантиях в области жилищных и семейных отношений.

Конституционное право на жилье считается обеспеченным лишь тогда, когда гражданин Украины имеет жилье, соответствующее установленным нормам и пригодно для проживания. При отсутствии такой жилой площади и потребности в социальной защите гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и в соответствии с действующим законодательством может претендовать на получение соответствующего жилья, предоставляемого по праву найма государством или органами местного самоуправления бесплатно или на обеспечение себя и своей семьи жильем за деньги, но за доступную плату.

Для регулирования практических вопросов, связанным с предоставлением жилья, с правом собственности на него в Украине создан Жилой фонд. Согласно ст. 4 ЖК Украины различают следующие виды жилищного фонда: государственный; общественный; кооперативный (ЖСК); частный, социального назначения. Жилищный фонд социального назначения представляет собой квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные (одноквартирные) жилые дома, а также жилые помещения в других зданиях всех форм собственности, что предоставляются гражданам, которые в соответствии с законом нуждаются в социальной защите. К этой категории граждан относятся: инвалиды, ветераны, одинокие граждане пожилого возраста. Им предоставляется жилье в домах-интернатах.

В соответствии с социально-правовой защитой граждан, обеспечиваемой государством, граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилое помещение в домах государственного или общественного жилищного фонда путем взятия на квартирный учет. Каждая семья может состоять на квартирном учете по месту работы одного из членов семьи (по их выбору) и в исполнительном органе соответствующего совета по месту жительства. Жилые помещения предоставляются гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. В законодательстве Украины установлена норма жилой площади в размере 13,65 м2 на одного человека без учета подсобных помещений (кухни, коридора, кладовки и т.п.). В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь в виде комнаты или в размере 10 м2 [3]. Единственным основанием для вселения в жилое помещение государственного жилищного фонда является ордер, который действителен в течение 30 дней.

Согласно ст. 1 Конституции Украины наша суверенная страна является правовым государством, в процессе развития которой должны быть созданы одинаковые условия для развития всех форм собственности, обеспечение прав всех субъектов общественных отношений [5]. Статья 651 Жилищного кодекса Украины закрепляет право на приобретение гражданами жилых помещений, занимаемых в частную собственность. Каждый имеет право свободно владеть своим имуществом. Его можно приобрести разными путями, среди которых самым распространенным является строительство, покупка (выкуп) или получения дома в собственность в процессе приватизации, наследования [1, с. 34]. Закон позволяет приобретение жилого дома по договорам мены, дарения, пожизненного содержания и т.д.. Существует общая совместная собственность на жилье, при которой право каждого из совладельцев распространяется на все общее имущество и общая долевая собственность, при которой каждому совладельцу выделяется его доля.

Государство взяло на себя обязательства по предоставлению гражданам, нуждающимся в социальной защите, возможности получить жилье у государства и органов местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату. Это касается прежде всего малообеспеченных, инвалидов, ветеранов войны, лиц, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС. Государство должно обеспечить также предоставление льготных кредитов для строительства жилья молодым семьям и гражданам, которые длительное время находятся на учете для улучшения жилищных условий. Для помощи нуждающимся громадном государство предоставляет право на назначение субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Семья была и остается высшей ценностью украинского общества и одной из важнейших форм организации жизни людей, которая имеет фундаментальное значение как для индивида, личности, так и для общества. Семья опирается на брачный союз, на родственные связи, на различные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, между самими детьми, между другими членами семьи, которые живут вместе и совместно ведут хозяйство. Создание семьи порождает за собой возникновение семейных правоотношений, порождающих такие институты, как неимущественные и и имущественные вопросы, в частности, возникновение общей совместной собственности, алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Поэтому их существование также должна гарантироваться государством.

Правовые нормы, регулирующие порядок и условия заключения брака, является начальной стадией правового регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между супругами. Семейным законодательством предусмотрена возможность установления режима отдельного проживания супругов, устанавливающее такие отдельные правовые последствия. Важные последствия для семейных правоотношений всех членов имеет прекращения брака, в теории семейного права понимается как обусловлено наступлением определенных юридических фактов прекращение на будущее правоотношений, возникших между супругами по юридического оформленного брака. Правовые последствия расторжения брака получают выражение в приостановления личных и имущественных прав бывших супругов [6]. С расторжением брака прекращается действие режима их общей совместной собственности, при условии разделения имущества, приобретенного женой и мужем за время брака. После расторжения брака прекращаются и права, предусмотренные другими отраслями права, в частности право на получение одним из бывших супругов наследства после смерти второго из них, право на пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца т.д.

Стоит сказать, что в гражданском законодательстве определяется право собственности, в том числе и родственников. Имущество может принадлежать на праве собственности не только одной, но и нескольким лицам (субъектам права собственности) одновременно. Когда право общей собственности осуществляют несколько человек, их называют совладельцами. Гражданский кодекс Украины различает два вида общей собственности: долевую и совместную[2].

Следует сказать, что отраслевым законодательством регулируются отношения наследования, ведь они являются важной составляющей отношений между лицами. Так, очередь наследников по закону - это круг лиц, которые призываются после смерти наследодателя одновременно. Согласно гражданского законодательства в первую очередь право на наследование по закону имеют дети наследодателя, в том числе зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти, тот из супругов, который его пережил, и родители. Определение происхождения ребенка от определенных родителей проводится согласно правилам СК. Тот из супругов, кто пережил другого, наследуют в первую очередь в том случае, если он находился в зарегистрированном браке с наследодателем на момент смерти.

Согласно Основному закону Украины в любом случае лица, имеющие родственные связи в случае их нужды имеют право на социальную защиту за счет бюджетных средств. Этот вид социального обеспечения получил название «государственная социальная помощь». В Украине создана система социальной помощи, исходя из оснований назначения можно выделить три группы пособий. Первая группа - это помощи, выплачиваемые взамен утраченного по уважительной причине заработка. К этой группе относятся пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Вторая группа - это пособия, предоставляемые как дополнительная помощь к заработку или к пособиям первого вида. К таким пособий относятся: пособие при рождении ребенка, пособие малообеспеченнымсемьям. Третья группа - это пособия, предоставляемые тем, у когоотсутствует или могут отсутствовать зарплата, пенсия и другие доходы. Примером такой помощи является помощь инвалидам с детства. Субъективное право на государственную социальную помощь возникает в случае наступления социальной необеспеченности лиц, не подлежат государственному социальному страхованию или имеют доход ниже прожиточного минимума, установленного государством.

Исходя из вышеуказанного, можно прийти к выводу, что действующим законодательством Украины предусмотрено обеспечение субъекту физическому или юридическому лицу обеспечения своих прав и помощи при возникновении определенного юридического факта. Государством установлено право и порядок обращения в государственный или инной орган, их должностным лицам в порядке подчиненности или в суд с исковым заявлением или жалобой, предложением.

Литература 

  1. Галянтич М.К. Жилищное право России.-М .: Интер, 2008-528с .
  2. Гражданский Кодекс Украины - информационный портал Верховной Рады Украины - www.rada.gov.ua.
  3. Жилищный Кодекс Украины - информационный портал Верховной Рады Украины - www.rada.gov.ua.
  4. Закон Украины "О социальных услугах"- информационный портал Верховной Рады Украины - www.rada.gov.ua.
  5. Конституция Украины - информационный портал Верховной Рады Украины - www.rada.gov.ua.
  6. Семейный Кодекс Украины - информационный портал Верховной Рады Украины - www.rada.gov.ua.
Разделы