Сведения об образовательной организации

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ А.М.НОСОВА В СОЦИАЛЬНОМ ПРИЗРЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ А.М.НОСОВА В СОЦИАЛЬНОМ ПРИЗРЕНИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Т.Г. Деревягина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
Тамбовская областная общественная организация «Молодёжные инициативы»
Dt99@mail.ru 

Изучение истории социальных институтов и благотворительности в Тамбовском крае во второй половине XIX – начале ХХ века важно не только в качестве исторической справки или для выяснения особенностей развития социального призрения в центрально-черноземной губернии России, но также для того, чтобы попытаться положительный опыт того времени применить в социальной работе сегодня.

В соответствии с систематизацией, распространенной в этот период среди теоретиков и практиков, остановимся на разных видах помощи детям, характерных для Тамбовской губернии.

Детские учреждения социального призрения делились на 3 вида:

  1. Заведения для призрения и воспитания малолетних и несовершеннолетних (дома воспитательные, сиротские, ясли, приюты, приюты трудолюбия для детей, приюты исправительно-воспитательные, приюты для детей калек, убежища, детские сады, земледельческие колонии).
  2. Заведения дешевого и бесплатного обучения: школы и училища общеобразовательные (элементарные, начальные, приготовительные, воскресные, народные и т.д.); школы и училища специальные (ремесленные, профессиональные, рукодельные, врачебные для глухонемых и слепых и т.д.).
  3. Заведения лечебной помощи для детей: больницы общие, специальные санатории, лечебницы и амбулатории [3, с. 7].

Многие, из приведенной классификации детских учреждений, имели место на Тамбовщине. Хотелось бы остановиться на наиболее интересных.

Рассматриваемый период ознаменовался тем, что произошли существенные изменения в социальной политике, государство передало социальные функции органам городского и земского самоуправления, в это время развивается меценатство, ширится создание общественных организаций в социальной сфере.

Главное место мероприятий земства занимали заботы о развитии в губернии медицинской помощи населению, образования. Тамбовским земством было организовано школьное бюро (1899 год), учрежден большой книжный склад (1890 год), основан школьно-строительный фонд. К 1915 году 2/3 школ уже имели собственные здания. Выделялись средства на оплату обучения и воспитания в разных заведениях детей бедных родителей и сирот, не содержащихся в сиротском доме (ежегодно оплачивалось 10-16 учеников).

Земство выплачивало ежегодно пособия: Тамбовской губернской гимназии, на содержание пансионерок в Александровском институте, Тамбовской женской гимназии, в последней, за счет земства, обучались воспитанницы земского сиротского дома (ежегодно до 50 человек). Пособия Тамбовскому уездному училищу ассигновались в вознаграждение за бесплатное обучение в нем воспитанников земского сиротского дома. Земством выдавались стипендии окончившим курс среднего образования и поступившим в высшие учебные заведения, с обязательной затем службой земству. Таких стипендиатов ежегодно было до 10 человек.

Особое место в деятельности земства занимало призрение подкинутых младенцев. Подкидыши доставлялись в земские заведения общественного призрения, в земскую больницу, оттуда они раздавались на воспитание к частным лицам, часть этих людей получали определенную плату за содержание детей. Тамбовское земство содержало приюты для подкинутых детей в Тамбове, Шацке и Моршанске. Однако они не оправдывали себя, там была очень высокая смертность, например: в Моршанском – 60%, в Шацком – 90%, поэтому ребенка старались отдать в семью [4, с.96].

Отдельная статья расходов по общественному призрению в бюджете земства была на содержание сиротского дома. Это богоугодное заведение Тамбовского губернского земства имело свое помещение, дачу. В нем содержались до 200 воспитанников, дети здесь получали не только начальное и среднее образование, но и высшее, которые по своему социальному положению вообще не могли рассчитывать на образование. Ежегодно около 40 сирот пользовались стипендиями [3,с. 8].

Одним из старейших в Тамбове был Мариинский детский приют (1847 год), названный в память Великой княгини Марии Николаевны, имевшей вотчины в Тамбовской губернии. При приюте были открыты (1898 год) ремесленные классы имени братьев Андрея и Ивана Жемариных. До 1898 года дети в приюте содержались до 12 летнего возраста, но с открытием ремесленных классов, девочки, по окончании курса грамотности, не возвращались принудительно родственниками, а оставались в приюте до 18 лет, где обучались рукоделию и хозяйству. Они по очереди готовили еду и месили хлебы, стирали в прачечной и гладили белье. Мальчики также, после окончания школы грамотности, оставались в приюте и работали с мастерами в сапожной мастерской. Средства приюта складывались с процентов неприкосновенного капитала, пожертвованного в разное время разными лицами, от губернского земства ежегодно по 2000 рублей, городской думы – 1000 рублей, членских взносов – до 2000 рублей, от устройства лотерей-аллегри – до 2000 рублей [3, с. 9].

В 1876 году в г. Тамбове был учрежден Э.Д. Нарышкиным – Нарышкинский Александровский приют для арестантских детей – одно из первых социальных учреждений подобного типа в России.

По уставу в приют принимались дети арестантов, приговоренных к отбытию наказания в тюрьме или к ссылке на каторжные работы, в возрасте с 6 до 13 лет. Это учреждение было рассчитано на 15 человек, дети пользовались бесплатным содержанием, пищей, одеждой и прочим, здесь же обучались грамоте, учебные предметы проходили в пределах Положения о начальных народных училищах. В жизни воспитанников использовались элементы самообслуживания. Содержался приют на деньги Э.Д. Нарышкина [7, с. 247-249].

В декабре 1894 года по предложению Тамбовского губернского предводителя дворянства – князя Н.Н. Чолокаева в Тамбове был учрежден исправительный приют для малолетних на 15 человек. В приюте содержались дети осужденных за различные правонарушения. Порядок жизни был строго распределен. Здесь они учились, в летнее время работали на огороде, в саду, в поле. Дети сами себя обслуживали: дежурили по приюту, на кухне. Велся штрафной журнал, куда заносились все проступки и взыскания ребенка. За хорошее поведение применялись меры вознаграждения:

  • повышение в разрядах;
  • отпуска в город к родным;
  • разрешение свидания с родными;
  • разрешение в праздничные дни работать в свою пользу.

В праздничные дни, летом дети совершали прогулки за город, а зимой посещали городской музей, воскресные чтения. Устраивались различные воспитательные мероприятия в самом приюте. Однако приют мог принять только 11% из осужденных малолетних преступников. Вместе с тем он оправдывал свое назначение, выпуская из стен своих большую половину честных тружеников, полезных своему отечеству [8, с. 22-31].

В 1909 году Крестовоздвиженским Церковным братством, при содействии общественности, был организован приют для слепых детей, одно из первых начинаний в России. По статистике в губернии насчитывалось 800 слепых детей в возрасте от 8 до 14 лет. Церковное братство сумело найти средства сначала для открытия небольшой школы, затем на собранные пожертвования был построен особняк. Здесь воспитывались дети, привезенные из дальних уголков губернии, они обучались чтению, письму, хоровому пению, игре на различных музыкальных инструментах, а также доступным ремеслам. Воспитанники охотно работали в училищном саду, плели красивые садовые корзины и летние садовые кресла, пользовавшиеся большим спросом в городе, а в определенные дни пели в составе церковных хоров. Заработанные деньги шли в фонд училища. Некоторые жители города обеспечивали приют хлебом, мукой, пшеном [5, с.74-83].

Не остается в стороне от общего движения защиты детства и купец А.М. Носов. Его учреждения общественного призрения для детей, как и для взрослого населения, можно разделить на 2 типа: учреждения закрытого и открытого типа.

1. Учреждения закрытого типа: приют для мальчиков и девочек, школа для мальчиков при приюте.

2. Учреждения открытого типа: ремесленное училище.

В 1889 году по желанию и на его средства, при богадельне был открыт приют для мальчиков на 40 человек, но уже в августе 1890 года его расширили до ста мест. В приют принимались дети 7-9 лет, преимущественно круглые сироты и малолетние побирающиеся. В заведении они были на полном содержании, до 12-13 лет дети воспитывались и обучались по программе церковно-приходской школы. Они строго соблюдали все религиозные обряды, посещали богослужения. По достижении 12-14 лет мальчики поступали в образцовую ремесленную мастерскую [9, с.33].

Вторая половина XIX века ознаменовалась бурным развитием буржуазных отношений, в первую очередь в экономической сфере. Вновь образуемое производство и модернизируемое старое требовало квалифицированных кадров. У государства не было средств для широкомасштабной подготовки технических кадров, и представители буржуазии берут на себя создание, содержание и финансирование реальных и ремесленных училищ. В русле этого общероссийского процесса следуют и тамбовские благотворители. Так, в 1872 году открывается Тамбовское реальное училище. Курс обучения в нем был шестиклассным с двумя отделениями в дополнительном классе; кроме основных, в училище было коммерческое и механико-техническое отделения. Образование могли получать дети всех сословий, так, в 1879 году здесь училось – 35 дворян, 77 чиновников, 42 купца, 50 мещан, 25 крестьян, 7 духовных и 1 иностранец. Попечитель училища, Э.Д. Нарышкин ежегодно в пользу 15 бедных учеников выделял 1000 рублей. Помимо этого некоторым воспитанникам давали ранцы и кепи. Данные от 1879 года свидетельствуют о том, что:

  • 11 учеников получили пальто;
  • 12 – брюки и жилеты;
  • 16 – мундиры;
  • 11 – сапоги;
  • 19 – калоши;
  • 33 – учебные пособия (книги, атласы).

Рост промышленных предприятий в городе в конце века требовал значительного числа квалифицированных рабочих рук. Поэтому в 1879 году по инициативе А.М. Носова Тамбовская дума открывает ремесленные мастерские для детей, у которых родители умерли в холерный год. Но таких детей оказалось так много, что дума не смогла содержать это заведение и в 1885 году за неимением предложила закрыть мастерские, а учеников распустить [6, с.109]. Неожиданную поддержку оказал А.М. Носов, подарив «в вечное владение городу Тамбову ненаселенную, удобную землю 540 десятин без остатка в Тамбовском уезде при селе Алексеевка, на реке Бурначка, неприкосновенный капитал в процентных бумагах составляющий 28000 рублей, два каменных дома для мастерских и приюта для мальчиков», оцениваемые теперь в 140000 рублей. Эти пожертвования пошли на восстановление мастерских, которые в результате реорганизации стали ремесленным училищем. В благодарность Городская дума постановила «назвать именем спасителя ремесленное училище Носовским и о настоящем пожертвовании довести до сведения императора». Позже на благоустройства училища Андрей Михайлович отдал 59400 рублей с доходом с земель. Кроме материальной поддержки, он лично следил за размещением учебного заведения в удобном месте и здании, сам покупал оборудование и принимал участие в разработке устава ремесленного училища [1]. Но новый устав не утвердили, так как он не предусматривал преподавания общеобразовательных предметов. Поэтому первоначально в 1885 году это учебное заведение называлось «образцовая ремесленная мастерская имени А.М. Носова», а в 1899 году стало ремесленным училищем имени Андрея Михайловича Носова. Устав училища утвердили лишь в 1904 году [6, с.109]. Он строго регламентировал учебную программу и основные принципы воспитания учащихся, а также устанавливал определенный распорядок дня, права и обязанности всех лиц, задействованных в учебном процессе [2, с.47]. А.М. Носов стремился предоставить училищу полную независимость. Она начиналась с приобретения собственной усадьбы и двух домов по улице Гимназической. Как практик, он понимал, что хорошее училище не может существовать без хорошей производственной базы. В 1892 году к угловому зданию пристроили одноэтажный корпус технических помещений, в которых были созданы великолепно оборудованные кузница, литейная и деревообработочная мастерская. В этом же году завершили строительство нового большого корпуса для приюта (сегодня – это здание автотранспортного техникума). Так образовался в центре Тамбова городок мастеров. Он охватывал часть квартала по Гимназической и Долевой улицам. В училище принимались мальчики 12-13 лет, всякого сословия, которые по состоянию здоровья могли осваивать технические ремесла; чаще всего они переходили из детского приюта носовской богадельни. Сам А.М. Носов определял цель своего дела как обучение и воспитание в религиозно-нравственном духе простых мастеровых, а не «господ», которых, по его мнению, было и так достаточно [5, с.82].

Воспитанники жили на втором этаже правого крыла здания по улице Гимназической. На первом этаже размещались квартиры инспектора ремесленного училища и других лиц персонала. В средней части здания на втором этаже была контора (административные службы), внизу – комната для занятий и квартира надзирателя.

Весь курс обучения был рассчитан на 6 лет: 3 курса, каждый из которых требовал двух лет обучения, в течение которых юноши приобретали не только техническую специальность, а становились мастеровыми, т.е. людьми, обученным основам организации производства и хорошо знавшим технологию смежных специальностей. В училище преподавали счетоводство, черчение, техническое рисование [2, с.47]. Эти предметы вели лучшие Тамбовские архитектора, ибо занять должность можно было только по конкурсу. Обязательным было хоровое пение и гимнастика, так же преподавали основы физики, математики. Выпускало училище грамотных мастеров с прекрасной практической подготовкой, которые ценились на Руси: столяров, слесарей, литейщиков.

Городок мастеров с просторными мастерскими и огромным зданием приюта к 1903 году содержал 55 человек, а в 1913 году уже насчитывалось 135 воспитанников. Они изготавливали самые разнообразные изделия из металла, а так же чудесную мебель, пользующуюся широким спросом в городе. В стенах этого училища впервые в г. Тамбове были изготовлены оригинальные гарнитуры в стиле «модерн» по столичным заказам. При совершенном качестве исполнения они продавались по ценам значительно ниже прейскурантных: 375 против 600 рублей.

Большой популярностью пользовались мебельные гарнитуры для небольших квартир (шкаф, стол и диван с тумбой), письменные столы, шкафы [6, с.110].

Вся конторская мебель в училище была сделана руками воспитанников – столы прекрасной работы, шкаф для бумаг американской системы и т.д. [10].

Так же они изготавливали резьбой по дереву и выжиганием вазы, тарелки, различные безделушки, украшающие быт. Изготавливая изделия на заказ и на продажу, они, тем самым, оправдывали свое существование.

Талантливым воспитанникам Попечительский совет помогал обрести средства для совершенствования мастерства, помещая их в частные мастерские, при этом, ограждая их права, или оставлял их при своих мастерски [6, с.110].

После смерти А.М. Носова по его завещанию учебное заведение должно было существовать на средства с подаренных земель. Но через некоторое время городская дума решила преобразовать ремесленное училище в среднее  техническое учебное заведение. Как и в случае с Толмачевскими училищами, воля завещателя была нарушена: Носов стремился не воспитывать «господ», а обучать простых мастеровых. Общественность города в знак благодарности сохранила название «Носовское ремесленное училище» [5, с.82].

В 1914 году здания ремесленного училища, расположенные по ул. Гимназической, были перестроены. С тех пор их внешний облик практически сохранился до наших дней. После революции в 20-х годах училище продолжало подготовку рабочих кадров. Но постепенно обучение рабочим специальностям было прекращено, а на территории бывшего ремесленного училища возник небольшой заводик. Ныне корпуса одного из лучших ремесленных училищ старой России занимает механический завод и автомобильный техникум [2, с.47].

Сравним два этих училища, чтобы проследить роль и значимость ремесленного училища им. Носова в подготовке кадров для г. Тамбова по трем направлениям.

Таблица №1.

Ведомственная принадлежность реального и ремесленного  училищ

Критерии\социа

льное учреждение

Ремесленное училище им. А.М.Носова

(ныне – здание политехнического колледжа)

Реальное училище         (ныне – школа №6)

 

1.

 

Цель

Обучение и воспитание в религиозно-нравственном духе простых мастеровых [Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов…С. 110]

Подготовка кадров для нового этапа экономического развития края [Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов…С. 91]

2.

Ведомственная принадлежность

До 1885 г. находилось во введении гор. Думы, после 1885 г. во введении купца Носова

Принадлежало Министерству народного просвещения. Открыто при поддержке Э.Д. Нарышкина в 1872 г.

 

Таблица № 2.

  Кадровое обеспечение

1.

Штат (численность, квалификация)

Общий контингент - 45 человек. Он включал: инспектора ремесленного училища, учителей-предметников и мастеров профессионального обучения, а т.ж. обслуживающий персонал

Общий контингент – 35 человек. Из них – 25 преподавателей, в том числе преподаватель немецкого языка, истории, химии, физики, математики

2.

Объемы финансирования (в год)

Около 40.000 рублей

Около 30.000 рублей

3.

Источники финансирования заведения

Личные средства купца А. М.Носова

Городской бюджет, так же пожертвования Нарышкина, Аносова и др. благотворителей

 

Таблица № 3.

Контингент учащихся

1.

Контингент призреваемых

Сироты

Сироты

2.

Пол и возраст призреваемых

Мальчики 12 – 13 лет

Мальчики 12–13 лет

3.

Общее количество призреваемых в течении одного учебного года

135 человек

240 человек

 

4.

Условия проживания

Проживали в специально отведенном для этого крыле училища (правое крыло, второй этаж), постоянно

Жили в Нарышкинском общежитии на полном содержании

5.

Сословная принадлежность

Все сословия

Все сословия

При сравнении данных таблиц видно:

1. Количество учащихся в училищах было не одинаково, и хотя в ремесленном училище содержалось меньше воспитанников, средства на их содержание превышают содержание воспитанников в реальном училище. При этом реальное училище финансировали не только благотворители, средства поступали и из городского бюджета.

2. Контингент учащихся в обоих училищах, а также их пол и возраст был одинаковый.

3. В обоих училищах воспитывались дети-сироты.

В 1892 году на углу улиц Бибиковской и Долевой (Державинской и К.Маркса) на средства Носова построили большое двухэтажное здание с цокольным этажом, при бывшей ремесленной мастерской. Именно сюда был переведен приют. Это было последнее здание, построенное при жизни Андрея Михайловича. На его освящении он присутствовал тяжелобольным. Пожертвования для содержания приюта составляют: 708 десятин земли при деревне Ивановка, Борисоглебского уезда; и 907 десятин при деревне Матырь, Тамбовского уезда. Дети проживали по 10 человек в комнате на первом этаже. В каждой комнате с ними жила нянька-старушка. На втором этаже были учебные классы для учащихся ремесленного училища. В большом полуподвальном помещении этого здания располагалась кухня, столовая и приютный дом, где за копеечную плату бездомные люди могли получить ночлег и пищу. В здании приюта была неплохая библиотека. Многие мальчики после окончания 3 классов продолжали учебу в ремесленном училище. В годы первых пятилеток, когда в стране была бурная индустриализация, в здании бывшего приюта открылся автотранспортный техникум по подготовке техников-механиков [2, с.45].

В 1891 году на средства А.М. Носова при богадельне открывается приют для девочек 6-8 лет на 100 человек из беднейших круглых сирот всех сословий, живущих в г. Тамбове. До 16-17 лет они жили на полном содержании, посещали богослужения в храме праведного Лазаря при богадельне, а также обучались счету, грамоте, рукоделию, домашним хозяйственным делам: приготовлению пищи, стирки белья и другим домашним потребностям. В 16-17 лет они выходили замуж, их снабжали одеждой и награждали ста рублями, а кто не успел создать семью, при увольнении получал одежду и 50 рублей вознаграждения [9, с.33].

Сначала девичий приют располагался в пожертвованном городом доме Попова, а с переводом мальчиков в новый дом, девочки были помещены в дом при богадельне.

На содержание этого приюта А.М. Носов пожертвовал участок земли в 1170 десятин при селе Бурнак Борисоглебского уезда [9, с.33].

Проведем сравнение Мариинского и Носовских приютов.

Таблица № 1.

Ведомственная принадлежность данных заведений

Критерии\социальное учреждение

Мариинский детский приют (ныне – здание Областной детской библиотеки)

Приют им. А.М.Носова

Для мальчиков

(ныне – здание политехнического колледжа)

Для девочек

(Советская, 122)

1.

Цель

Воспитание и обучение мальчиков и девочек из беднейших и круглых сирот

2.

Ведомственная принадлежность

Находилось во введении попечительного общества

Находились во введении купца А.М.Носова

 

Таблица № 2.

 Кадровое обеспечение

1.

Штат (численность)

Общий

контингент –

35 человек

Общий контингент – 30 человек

Общий контингент - 15 человек

 

2

Источники финансирования

Городская дума, губернское земство, членские взносы, лотереи, проводимые приютом весной

Личные средства купца А.М.Носова

 

Таблица № 3.

Контингент учащихся

1.

Контингент учреждения

Сироты

Сироты

Сироты

2.

Пол и возраст призреваемых

Мальчики и девочки от 3 до 10 лет

7-9 лет

6-8 лет

3.

Общее количество детей

Более 150 детей

100 человек

100 человек

4.

Условия проживания

Дети жили в приюте на полном содержании

Жили на полном содержании до 16 лет

Жили на полном содержании до 16 лет

5.

Сословная принадлежность

Сироты и дети из беднейших семей

Малолетние побирающиеся и круглые сироты

Все сословия

При сравнении данных таблиц видно: в приютах штат был одинаковый, и на каждого работника приходилось около четырех детей. Во всех приютах дети были на полном содержании. Благотворительное общество, содержавшее Мариинский приют, принимало по направлению земства и городской думы детей-сирот в это социальное учреждение, поэтому дума финансировала приют. Так же проводились ежегодные весенние лотереи-аллегри? посредством которых попечительное общество «Мариинский приют» привлекала для содержания приюта еще дополнительно 2000 рублей ежегодно. Приют для мальчиков и для девочек А.М.Носов содержал на свои личные средства.

Исходя из выше изложенного, следует заметить, что тамбовский благотворитель Андрей Михайлович Носов, создавая свои социальные учреждения, преследовал такие же цели, как и другие благотворители. Заботясь о нищих, бездомных и бедных людях своего города. Он понимал, что если не дать образование и воспитание детям из беднейших семей и детям-сиротам, то город «приобретет» не только «новую партию» нищих и голодных, но и лишится потенциальных рабочих рук, так ему необходимых.

Литература

1. ГАТО. Ф. 17. Оп. 42. Д. 16. Л. 4.

2. Горелов А.А., Щукин Ю.К. Тамбов. Справочник-путеводитель (Центральная часть). Тамбов, 1999.

3. Деревягина Т.Г. Виды социальной помощи детям в Тамбовской губернии на рубеже ХIХ-XX вв. //Исторические корни социальной работы в Тамбовской области. Тезисы Российской научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во Тамбовского госуниверситета, 1995. С. 7-12.

4. Деревягина Т.Г. Социально-педагогические основы развития благотворительности в России (на материалах Тамбовской губернии XIX-XX вв.): Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1999.

5. Долгова С. А. Благотворительная помощь народному образованию  Тамбовской губернии / В кн.: Социальная работа в России: прошлое и настоящее. М.-Ставрополь, 1998. С. 74-84.

6. Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993.

7. Нарышкинский Александровский приют для арестантских детей // Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903. С. 247-249.

8. Отчет Тамбовского земского исправительно-воспитательного приюта, состоящего под высочайшим покровительством государя императора за 1910 год. Третий отчетный год. Тамбов: земская тип., 1902.

9. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 г. Тамбов: тип. Тамб. губ. земства, 1903.

10. Учреждение имени А.М. Носова // Тамбовский край. 1914. № 17.

Разделы