Сведения об образовательной организации

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 

Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области и Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области

А.А  Дружинина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
drugininaan@yandex.ru

В современных условиях перед российским государством стоит важная задача по разработке современной и эффективной политики в области детства.

Среди категорий детей, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особо остро стоит вопрос эффективной организации социальной работы с детьми, имеющими проблемы в интернтаных учреждениях. Причин этому несколько.

Во-первых. Существующая система воспитания и социализации детей по разным причинам, оказавшимся в детских учреждениях, находится на стадии реформирования, она признана на сегодняшний день не достаточно результативной. Дети из интернатных учреждений, в большинстве случаев оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни, не умеют применять на практике полученные знания, не умеют ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним. В результате, это приводит к социальной исключенности молодых людей, и как следствие, может проявляться в форме асоциального поведения, что в свою очередь, порождает стереотипность их образа, сложившегося в глазах остального общества (дети с плохой наследственностью, из них ничего стоящего не получиться и т.д.).

Во-вторых. Изменились приоритеты государственной социальной политики, в связи с реализацией «Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах детей на 2012-2017 годы». Одним из ключевых принципов ее осуществления является принцип особого внимания к уязвимым категориям детей. Это требует необходимость разработки и внедрения эффективной системы социальной защиты детства, которая предполагает реализацию инновационных социально-воспитательных технологий и программ, позволяющих создать условия для обеспечения и защиты прав и интересов ребенка, равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Особое значение для региональных систем социальной защиты детства приобретают внедрение и распространение инновационных технологий социальной работы таких, как технология социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и социальных учреждений для детей.

Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [1; С. 41-44]. Для осуществления технологии социальной профилактики необходимо исследование причин негативного явления.

Основная причина самовольных уходов несовершеннолетних – это деструктивная социализация личности, соответственно для профилактики данного негативного явления необходимо создание условий позитивной социализации детей, включая индивидуальную работу, работу в учреждении и работу в микросоциуме.

Новые условия актуализируют разработку исследований в области социальной защиты несовершеннолетних с учетом конкретной социальной ситуации в регионах. По данным Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области численность детского населения ежегодно сокращается. Если в 2009г. она составляла 181 186 детей, то уже по состоянию на 01.01.2013г. – 171404 ребенок. Растёт преступность среди подростков. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях, незаконном обороте наркотиков и психотропных веществ - подростки. Увеличивается количество беспризорных детей. Социальное неблагополучие семей стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, психических заболеваний, побегов из дома, самоубийств [2].

Проблемой самовольных уходов подростков занимаются специалисты различных направлений: врачи - психиатры, психологи, педагоги, юристы (В.П. Кащенко, А. Е. Личко, А.М. Прихожан и др.).

Как показывают исследования, повторяющиеся побеги и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, воспитателей. родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома. Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей.

Уход из дома может быть вызван импульсивно возникшим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу «готового решения». Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках, питаются впроголодь, попрошайничая или воруя [3; C. 48-50].

Организуя профилактическую деятельность, специалисты социальной сферы должны учитывать причины и виды уходов несовершеннолетних. А.Г. Байтуменова и В.И. Волынкин выделяют следующие причины ухода детей: недостаток внимание и заботы; запредельные нагрузки и требования; скука, незанятость.

Дети совершают побеги когда: им скучно и нечем себя занять; чувствуют монотонность, однообразие; хотят необычных впечатлений; испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания.

Формирование склонности к бродяжничеству определяется индивидуальными особенностями личности и факторами микросоциума.

Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности [4].

В практике работы социального учреждения для детей могут быть использованы различные направления социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.

Задачами учреждений, оказывающих социальные услуги детям, в современных условиях являются обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

В социальном учреждении для детей как субъекте социального воспитания подростка, должна быть создана социально-воспитательная среда, в которой он имеет возможности реализовать свои интересы и потребности средствами включения в различные виды социально полезной деятельности.

Деятельность педагогов с учетом современных задач должна быть нацелена на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Проведение опросов специалистов социальных учреждений дают основания полагать, что учреждение содействует процессу позитивной социализации воспитанников, включая их приобщение к культурным эталонам, коррегируя модели поведения проблемных подростков, также нацелены на профилактику социальных девиаций.

Мотивами включения несовершеннолетнего в коллективную жизнедеятельность воспитательных организаций, отнесенных к форме организации социального воспитания, является интерес к конкретному виду деятельности, мотивация к самосовершенствованию, успешной конкуренции в современном обществе.

Под руководством социальных педагогов, организаторов досуга обеспечивается социально-воспитательный процесс и реальная интеграция ресурсов в создании условий позитивной социализации личности в учреждении.

Успешность деятельности социальных учреждений для детей по социальной профилактике самовольных уходов, объясняется тем, что социально полезная, значимая и интересная для ребенка деятельность - мощное средство социального становления личности, что активно влияет на совершенствование индивидуальных, личностных, социальных качеств. Установка на разностороннее развитие личности предполагает освоение несовершеннолетними, с одной стороны, основ конкретной культуры (физической, информационной, художественной) слагаемыми которой являются социальное развитие, оптимальный уровень развития способностей, знаний и навыков, мотивов и умений осуществлять конкретный вид деятельности, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной и других сфер личности ребенка.

Социализация несовершеннолетнего в учреждении нацелена на профилактику и коррекцию социальных девиаций. Социально полезная деятельность создаёт условия для формирования у воспитанника трудолюбия, волевых качеств, дисциплинированности, высокой социальной активности, непримиримости к нечестным поступкам, налагает на них высокую правовую и моральную ответственность. Средства  конкретного вида деятельности при социально-педагогическом управлении играют весомую роль в активизации личности, влияя не только на образ жизни, социальное воспитание подростка, но и на ту микросоциальную среду, которая его окружает.

На основе анализа теоретических разработок в области социального воспитания (А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, Н.В. Гарашкина и др) нами было выявлено, что в учреждениях, работающих с несовершеннолетними должна создаваться социально-воспитательная среда, имеющая благоприятные условия для приобщения несовершеннолетнего к социальным ценностям и нормам общества, формирования социальных качеств, социальной компетентности, а также для свободного выбора вида социально-позитивной деятельности, актуализации в ней.

Социально полезная деятельность позволяет ребенку определить свой индивидуальный вектор социального самопознания, саморазвития и самовоспитания. Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, социализация в учреждении дополнительного образования способствует приобщению личности к культуре и ценностям, формированию стратегии собственного развития, социально здорового стиля жизни, приобретению опыта разрешения жизненных проблем и проживания различных событий и ситуаций. Социальная профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семьи в условиях учреждения дополнительного образования - это процесс приобщения к социально полезной деятельности, индивидуальная помощь ребенку в проблемной ситуации и организация позитивного социального опыта.

Таким образом, направления социальной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, должны обеспечиваться социально-воспитательной средой учреждения и включать:

- разработку и реализацию разнообразных образовательно-воспитательных и социально-воспитательных, досуговых проектов и программ в системе деятельности всего учреждения, нацеленных на содействие в социализации личности, имеющих эстетическую, патриотическую, спортивную, краеведческую направленности;

- индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию социальных девиаций подростков;

- трудовую терапию как совместную социально-полезную деятельность взрослых и детей, а также реальных форм включения подростков в трудовую деятельность( трудоустройство, производственные и сельскохозяйственные бригады, знакомство с предпринимательством);

- доверительное взаимодействие педагогов, психологов, специалистов социального учреждения и несовершеннолетнего, а также родителей;

- интеграция различных технологий воспитания в микрогрупповых и разновозрастных объединений по интересам (интеллектуальное, эстетическое, трудовое, физическое и др.) в клубах и кружках с учетом современной молодежной и подростковой субкультуры;

- создание ситуаций успеха и включенности в значимую, интересную, творческую, социально полезную деятельность;

- расширение форм осуществления взаимодействия детей  с другими представителями микросоциума.

Литература

  1. Костюнина Н.Ю. Социально-педагогическая профилактика бродяжничества и бемпризорности // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение Вып. 2 № 34(325), 2013 С. 41-44
  2. Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в тамбовской области в 2013 году. URL: http://tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf (дата обращения 03.04.2014).
  3. Бумаженко Н.И. Девиантное поведение и его профилактика: курс лекций /Н.И.Бумаженко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007.
  4. Указ о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.URL: http://www.kremlin.ru/news/15530 (дата обращения 03.04.2014).
Разделы