Сведения об образовательной организации

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Н.В. Ермилова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина 

 В ходе исследования мы познакомились с зарубежным опытом организации технологии социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей на примере  Австрии, США и Великобритании

Л.М. Тяркина описала интересный опыт реализации технологии социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, на примере  Организации «SOS - Киндердорф» («Детская деревня»), которая возникла в послевоенные годы. Ее основатель австриец Герман Гмайнер, будучи еще студентом, построил в 1949 году первый дом будущей детской деревни для детей, лишенных родительской опеки.

 По замыслам основателя, эти детские деревни или городки должны объединять несколько коттеджей, предназначенных для одной семьи, состоящей из матери – воспитательницы и нескольких ребятишек разного возраста (от 6 до 8 лет). Мальчики и девочки считаются в ней братьями и сестрами.

Воспитательницы заботятся о быте каждой из семей деревни. А хозяйством детей деревни в целом занимается небольшой штат, состоящий из администратора и нескольких его помощников. Но самое значительное лицо в деревне не ее руководитель, а глава семьи, мать – воспитательница, которая несет основной груз забот о детях [3, c.350].

В Великобритании работа организуется в детских домах и домах – интернаты. В которых живут дети в возрасте от 11 до 16 лет, нуждающиеся в сопровождении и контроле. Такие учреждения рассчитаны на 5 детей с особенностями в поведении, при штате сотрудников – 12 человек. Подростки здесь находятся по решению суда. К каждому ребенку прикреплен сотрудник, который сопровождает ребенка в школу, на занятие с психологом, на спортивные занятия и т.д.

В США существует форма детского дома – интернатные группы. Дети по признаку возраста, развития делятся на группы, проживающие в разных домах на территории одного городка. Воспитатели, педагоги, психологи и социальные работники не живут вместе с детьми, а работают в домах посменно. Такая система близка к нашей «классической» форме детского дома, за исключением уровня проживания и достаточно разной направленности в американском варианте штата работников [4].

Зарубежный опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей говорит о том, что отдельные его технологии и в частности технология социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей могут быть использованы в российской практике интернатных учреждений.

Ю.В Василькова считает, что в современных условиях выполнить это трудно, хотя опыт уже есть. Это «Детская деревня SOS» в Томилино Московской области.

 Детская деревня в Томилино живет уже не один год. Посещающие деревню отмечают, что дети здоровые и веселые, живут в прекрасных условиях, хотя поступали с хроническими заболеваниями, нарушенной психикой, задержкой умственного развития, избитые, запуганные. Воспитатели – «мамы» приводят ребят в нормальное состояние, они выполняют все, что делает в большой семье мать: стряпают, убирают, стирают, лечат, распекают и мирят, делают подарки и устраивают праздники. «Мамы» в Томилино имеют высшее образование и с душой принимают большую семью [1,с. 316-318].

Анализируя опыт в России, подробно остановимся на деятельности учреждения социального обслуживания Ясногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» был организован в 2004 году по инициативе администрации Читинской области.

В настоящее время работа центра состоит из профильной деятельности нескольких отделений: дневное отделение, стационарное отделение, отделение приема и перевозки детей и отделение семейно-воспитательной группы.

Центр «Родник» много сил прилагает к тому, чтобы для ребенка, оставшегося без попечения родителей, семья стала единственной формой жизнеустройства. И успехи в этом плане имеются. Дети передаются под опеку, в приемные семьи, возвращаются в свои биологические семьи.

Наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. В настоящее время в ГУСО ЯСРЦ «Родник» функционирует 15 семейно- воспитательных групп, в которых 30 детей обрели, пусть временный, но свой теплый дом [2, с.44-46].

В Тамбовской области функционирует  государственное бюджетное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Приют надежды», в котором так же успешно применяется технология социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Данный приют находится в городе Моршанске. Расскажем об этом Центре более подробно.

В состав Учреждения входят три отделения:

• приемно-диагностическое; 

• социально-правовой помощи;

• cтационарное обеспечение жизнедеятельности несовершеннолетних в Учреждении;

Деятельность данного учреждения направлена на улучшения качества жизни воспитанников и успешную социальную адаптацию.

    Итак, знакомство с зарубежным и отечественным опытом реализации  технологии социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей показало, что одним из самых ярких зарубежных примеров  опыта технологии социальной адаптации с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Изучив зарубежный и отечественны опыт технологии социальной адаптации зарубежные технологии и в  частности и технология социальной адаптации могут быть использованы в российской практике социальной помощи детям, которые остались без попечения родителей.

Литература

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М: ВЛАДОС,1999.
  2. Костюнина М.П. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами// Воспитание школьников.- 2003.-№6.
  3. Тяркина Л.М., Бочарова В.Г. Семейное воспитание без родителей. М., 1996.
  4. URL: http://v-soc.ru/view/530547 (дата обращения 3.09.2014г.)
Разделы