Сведения об образовательной организации

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Ю.А .Ильина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Проблемы современных подростков связаны с социальными, политическими и культурными проблемами общества. В связи с этим социальная работа в системе образования приобретает особое значение.

Социальная работа в системе образования - важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях.

Одним из направлений социальной работы в образовательном учреждении является формирование здоровья подрастающего поколения россиян, представляющий собой одну из острых социальных проблем современного общества, а их предупреждение является одним из приоритетных направлений государственной политики.

В Зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е гг., во время реформы образования, и была направлена прежде всего на работу с детьми, с трудом адаптирующимися к новым образовательным программам.

Опыт различных стран, например Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в области здоровья  в образовании. В одних случаях специалисты по социальной работе являются штатными сотрудниками образовательного учреждения, в других – они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования в данном направлении. В школах они занимаются с учениками, поведение которых является девиантным, или испытывающими трудность в учебе; проводя профилактическую работу в области здорового образа жизни, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой – либо деятельностью, изучают условия их жизни, работают с их семьями. Этот вариант практикуется в Англии. В Германии предпочтение отдается первому варианту: социальных работников здесь принято включать в штат образовательного учреждения, чаще в штат школ [6,c. 259].

В США, Англии и других странах при разработке школьных программ специалисты в первую очередь ориентируются на сохранение соматического здоровья учащихся и их эмоциональную стабильность. В этих странах есть программы, которые направлены на сохранение здоровья школьников в большей степени, чем это принято традиционно. Так называемые «школы содействия здоровью» отличаются от обычных образовательных учреждений тем, что в них большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья и ведения здорового образа жизни [5, c. 427].

Автор книги «Содействие здоровью в наших школах» («Health Promotion in our Schols») Хью Хайвис при определении понятия «здоровье» ссылается на термин Всемирной организации здравоохранения, согласно которому это понятие включает:

– физическое здоровье, подразумевающее бодрое и хорошее самочувствие;

– психическое и эмоциональное здоровье;

– социальное и индивидуальное здоровье;

– здоровую окружающую среду.

Все эти аспекты неразрывно связаны между собой, однако социальный работник, психолог, врач, педагог, администратор могут работать наиболее эффективно каждый в своем направлении. В приобретающей все большую популярность образовательной программе Международного бакалавриата медицинское сопровождение выносится за пределы учебной деятельности, однако учащиеся на уроках по различным дисциплинам знакомятся с технологией социальной профилактики здорового образа жизни и успешной социализации. Подобная надпредметная сфера получила название «Здоровье и социальное образование» и включает в себя такие разделы, как «Личная гигиена и основные риски для здоровья», «Самопознание и ответственность за себя», «Взаимоотношения», «Личность в обществе, моральная ответственность». Эти разделы подаются учащимся как в виде тренингов, которые организуют и проводят социальные работники, так и по элементам включаются в уроки биологии, химии, физической культуры, а также с помощью различных программ [4,c. 104].

В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные профилактические факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, так как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются не подготовленными к самостоятельным решениям. Неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. Вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний, например таких, как различные варианты зависимости от психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, токсические вещества и т.п.) [7, c. 127].

Специалисты ВОЗ считают школу наиболее перспективным участком воздействия на личностное становление подростка. Школьные медицинская, социальная и психологическая службы способны, превратившись из «службы спасения» в «службу развития», обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося. В нашей стране оздоровительные тенденции в школах складываются примерно так же [1, c. 20].

Наряду с программами, направленными в первую очередь на создание среды, здоровой с точки зрения медицины и физической культуры, все большее распространение получают социальные профилактические тренинговые циклы, формирующие навыки здорового образа жизни и успешной социализации. Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются социальные программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа» [3,c. 55-56].

О необходимости использовать школы в качестве базы для реализации программ по технологии социальной профилактике в частности ВИЧ/СПИДа, а также заболеваний, передаваемых половым путем, говорится в документах Всемирной организации здравоохранения.

В концептуальном документе UN-AIDS отмечено, что «школьные программы открывают достаточно широкие возможности для просвещения многих подросткам по этим вопросам; ни одна другая институциональная система не может конкурировать со школой в плане численности молодежи, охваченной такой просветительской работой [8,c. 265].

Социальные программы профилактики заболеваний, а также пропаганды здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру. Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, направленных на улучшение здоровья и развития детей и подростков». Наибольшую эффективность продемонстрировали социальные программы обучения, в которых акцент сделан на обучении навыкам, необходимым для принятия подростком ответственных решений в таких областях, как курение, применение наркотиков, сексуальные отношения.

Наиболее распространенная в мире (реализуется в 30 странах мира) – программа «Жизненные навыки» («Life skills») разработана организацией Life Skills International. Основоположник концепции Б.Спрангер определяет обучение жизненным навыкам как «процесс обучения детей в их взаимодействии между собой и обучающими лицами для приобретения знаний, навыков и формирования поведения, которое позволит подросткам и взрослым ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные, “здоровые” жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления, минимизировать вредоносные виды поведения». Программа «Жизненные навыки» включает умение сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества [2, c. 237].

В Великобритании обучение здоровому образу жизни и соответствующим социальным навыкам ведется в школе в рамках дисциплины, которая так и называется – «Обучение здоровому образу жизни». В Австралии создана программа первичной профилактики ПАВ, которая включена в годовой учебный план начальной школы и реализуется как серия из шести тем, включающая по 10 уроков каждая. Другая программа «всеобщего» здоровья австралийца Колина Ярхэма рассчитана на 12-летний курс обучения. Ее тематика чрезвычайна, поэтому до начала практического применения программы ее следует наполнить конкретным содержанием.

Примером программы, ориентированной на подростков, также может служить «Adolescent Alсohol Prevention Trial» по противоалкогольным профилактическим мерам. Это универсальная школьная программа для пятого класса, с закрепляющим курсом в седьмом классе. Она включает две основные стратегии. Первая – обучение навыкам сопротивления, которые помогут детям отказываться от предложения наркотиков и алкоголя. Вторая стратегия исправляет ошибочные представления о преобладании злоупотребляющих алкоголем и наркотиками и о «естественности» злоупотребления психоактивными веществами. Сочетание тренинга сопротивления употреблению наркотиков и нормативного образования предотвращает употребление наркотиков [3, 54 с.].

Негативная роль СМИ и рекламы, способствующая развитию вредных привычек, нивелируется в программах Педологического института (Амстердам). Программы предлагают состояние равновесия между требованиями, которые предъявляются к подростку со стороны общества, и его возможностями. Выделяются возрастные периоды, каждому из которых соответствуют определенные обязанности. Вводится понятие «обязанности развития». Четкое определение обязанностей развития каждого возраста позволяет столь же конкретно определить навыки и умения, которые необходимо формировать у человека в этом периоде [5,c. 496].

Лучшие образцы школьных социальных программ должны отличаться продуманным учебным планом, адаптированным к культурным особенностям конкретной страны и настроенным на формирование жизненных навыков в большей степени, чем на биомедицинскую информацию. Примером такого рода программы может служить канадская программа «Навыки здоровых взаимоотношений» («Skills for Healthy Relationships»), начатая в 1990 году и ориентированная на учащихся 14-летнего возраста. Программа поддерживается Департаментом здравоохранения и Советом министров образования. Она направлена на снижение сексуальной активности, на усиление защищенности сексуальных отношений, на формирование навыков толерантности к ВИЧ-инфицированным [2, 240 с.].

Таким образом, социальная работа как технология социальной профилактики в общеобразовательном учреждении за рубежом начала свое развитие еще в 60-х годах и продолжает развиваться. В Германии, США, Англии и других развитых странах программы социальной профилактики заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни должны охватывать всю школьную структуру. Эта работа является ключевым компонентом национальных программ, таких как: «Жизненные навыки», «Обучение здоровому образу», «Adolescent Alcohol Prevention Trial», «Навыки здоровых взаимоотношений» и другие.

Интересен опыт 30 ведущих стран, реализующих в своей работе программу «Жизненные навыки». Рассмотрев их опыт, в России создаются мероприятия направленные на взаимодействие взрослых и молодежи, а также ориентируют подростков на обучение высокому уровню сопротивляемости негативным формам давления.

Литература

  1. Бальсевич, В.К., Лубышева,  Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3.  с.19 - 22.
  2. Даниленко Г.Н., Корецкая Е.В. и др. Региональные особенности формирования вредных привычек среди подростков в общеобразовательных учреждениям // Ученые записки РГСУ. 2011. №6. 234-241 с.
  3. Зайцев А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения // Гигиена и санитария. 2004. №1. с.54-56.
  4. Никифоров, Г.С. психология здоровья. Учебное пособие. Спб.: речь, 2002.
  5. Социальное здоровье: методология, теория и практика: Монография / Под ред. Л.А. Байковой. Рязань, 2006.
  6. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  7. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Короткова О.В., Пугачева Н.Б. Учреждение РАО «Учреждение Российской академии образования. Институт педагогики и психологии профессионального образования»: Монография. Казань, 2005.
Разделы