Сведения об образовательной организации

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Нина Николаевна Уйбо, Нина Григорьевна Кузьмич (Вологда, Россия)

 

Понятие среды многогранно. Социальная и информационная среда оказывают определяющее влияние на личность студента. Но существенным фактором для любой категории обучающихся является образовательная среда. Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному стандарту, возможные параметры развития личности в данном социальном и предметно-пространственном окружении. Образовательная среда высшей школы формирует и развивает личностные качества, которые будут способствовать успешной профессиональной реализации личности студента в будущем. Возможные параметры развития личности, другими словами, профессиональные компетенции будущего специалиста определены в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования в зависимости от направления подготовки.

Далее, можно говорить о влиянии учебной среды, содержание которой конкретизируется в Рабочих программах по дисциплинам, преподаваемым в вузе. Рабочие программы по дисциплине «Иностранный язык» по разным направлениям подготовки объединяются общей целью: обучение студентов активному владению иностранным языком в сфере профессиональной деятельности, что обусловливается коммуникативной направленностью курса и компетентностным подходом к организации учебного процесса. Ключевыми словами, которыми специалисты сегодня характеризуют учебную среду современного высшего образования, являются когнитивные методики и межпредметный контент. Важно научить будущего бакалавра приемам отбора приоритетной для его специальности информации и приемам критически ее осмысливать.

В условиях современной образовательной среды пересматривается и роль преподавателя. Преподаватель должен использовать интерактивные методы и формы, позволяющие активизировать познавательную деятельность, реализовывать личностно-ориентированный подход к студентам для своевременной коррекции мотивационных установок. Это особенно важно в условиях двухуровневой системы подготовки специалиста. Как правило, структурно учебный курс представлен в виде тематических разделов, объединенных в учебные модули. Такая организация курса, а также переход на балльно-рейтинговую систему измерения и оценки образовательной деятельности требуют перестройки и обновления технологических приемов в работе преподавателя.

Для эффективного обучения в рамках бакалавриата следует так организовать предметно-пространственную среду и процесс обучения, чтобы вчерашний школьник не только получил возможность работать эффективно с иноязычными профессионально-ориентированными источниками информации в аудитории под контролем и с помощью преподавателя, но и овладел бы навыками самообучения. Для этого студент должен получить в аудитории навыки самостоятельной работы с разными источниками новых знаний и информации в сфере его будущей профессиональной деятельности.

Безусловно, в начале курса иностранного языка в высшей школе терминология специальности и частотные для специальных текстов грамматические структуры подлежат многократному устному воспроизведению в аудитории. При первоначальном предъявлении учебного материала выполняются достаточно традиционные задания, в которых от студентов требуется контролируемое употребление профессиональной терминологии. Доминирование устной формы обучения при традиционном подходе к преподаванию иностранного языка на разных этапах его изучения зачастую не формирует необходимых навыков. В соответствии с утвержденным тематическим планом после устной презентации в рамках аудиторных занятий возможен переход к разным видам чтения профессионально-ориентированных текстов и затем к выполнению коммуникативных задач с использованием современных технологий обучения и мультимедийных технических средств, когда от студента требуется не только больше знать, но главное больше уметь.

Обучаемый должен уметь не только приобретать и репродуцировать знания, но и применять их уже на стадии обучения в своей профессиональной сфере. Для этого студенту нужно овладеть познавательными навыками поиска, сопоставления, обобщения и синтеза новых знаний в результате их критического осмысления. Изучение иностранного языка расширяет возможности изучения специальных предметов благодаря сформированным умениям аналитико-синтетической переработки иноязычной информации.

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения – важная проблема современной методики преподавания. В первую очередь, такая среда способствует формированию условно-коммуникативных и коммуникативных компетенций, т.е. речепроизводству и речевосприятию. В реальной ситуации обучающимся не всегда предоставляется шанс проконсультироваться со словарем и им не всегда придется иметь дело с иностранным языком, который они учили. Важно научить студентов при восприятии иностранного письменного или устного сообщения опираться на знакомые элементы, научить разграничивать существенную и второстепенную информацию.

Традиционные методы учебной работы дают знания, но для выработки иноязычной коммуникативной компетенции студентам необходимы опыт общения и применения полученных знаний о нормах иностранного языка. Современные электронные и мультимедийные средства позволяют решить задачу по созданию учебной языковой среды более эффективно. Использование такой технической поддержки, в частности, мультимедийных проекторов, обеспечивает аудиовизуальное представление информации и облегчает запоминание, так как звуковая, смысловая и графическая составляющие слова или другой языковой структуры предъявляются обучаемому одновременно. Уже доказано, что скорость накопления словарного запаса при этом увеличивается в 2 раза. Наглядность способствует интенсификации обучения. По некоторым оценкам, эффективность учебного занятия возрастает на 30%. Интерактивные формы учебной работы увеличивают эту цифру до 75%. Такая искусственная языковая среда, созданная при помощи технических средств, объединяет несколько способов подачи информации, позволяет реализовать ситуативное обучение и улучшает обратную связь с обучаемым.

В практике преподавания иностранного языка в сфере юриспруденции в рамках бакалавриата авторы использовали аудиовизуальное представление учебного материала, в частности, для проведения практических занятий по следующей тематике:

  1. Грамматические особенности форм предиката в английском предложении. Система времен английского  глагола.
  2. Имущественные преступления. Вандализм.
  3. Виды наказания. Альтернативы тюремному заключению.

Цели занятий были сформулированы следующим образом:

- формирование и совершенствование языковых и речевых компетенций устного и письменного общения в сфере юриспруденции;

- интеграция знаний, полученных на занятиях по английскому языку в процесс изучения и овладения профессией.

Отметим, что междисциплинарные связи в процессе обучения иностранному языку прослеживаются и реализуются в течение всего учебного курса, прежде всего, в его содержательной стороне. Видеоматериал и аутентичный текстовой материал по указанным темам позволяет выполнять аудиторные фронтальные виды учебной работы:

- знакомиться с техниками разных видов чтения (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее);

- проводить занятие в формате конференции;

- отрабатывать составление вопросов разных типов;

- отрабатывать диалогические и монологические высказывания с использованием речевых формул для выражения личного мнения.

Презентации по данным темам могут быть использованы студентами в самостоятельной работе, а также как образцы для индивидуальных студенческих проектов. Результатом является формирование до зачетного уровня  общепрофессиональных и узкопрофессиональных компетенций:

- умение структурировать текст и высказывание;

- формирование коммуникативной культуры;

- знание профессиональной терминологии.

К преимуществам современной учебной среды добавляется возможность многократного предъявления иноязычного учебного материала. Использование современных технических средств экономит учебное время, увеличивает объем изученного материала. Самостоятельная работа, при выполнении которой студент осуществляет поиск информации и взаимодействие в сети Интернет, расширяет его социокультурную среду и языковую среду для общения. Благодаря Интернет-технологиям студенты имеют возможность получить опыт самостоятельного изучения языка, в частности, на Busuu.com.

Самостоятельная работа студента-бакалавра включает аудиторную, внеаудиторную и творческую работу. Под последней понимается научно-исследовательская работа (чаще студентов дневной формы обучения). Использование Интернет-ресурсов, являясь частью информационно-коммуникативных технологий, которые становятся неотъемлемой характеристикой учебного процесса, имеет особое значение именно для самостоятельной работы студентов. Основные цели самостоятельной работы могут быть кратко сформулированы следующим образом:

- научить студентов поиску нужной информации;

- развить умение самоподготовки;

- развить и реализовать свой творческий потенциал.

Приемы по контролю самостоятельной работы, которые используются в современной практике преподавания иностранного языка: написание эссе, реферативный перевод, составление аннотаций, проектные методики с использование мультимедийных средств при работе в команде с последующей презентацией или драматизацией в аудитории, устные обсуждения в формате учебных конференций. Студенты учатся готовить проекты на иностранном языке по темам, связанным с курсовыми работами по специальности или по вопросам, представляющим для них научный или профессиональный интерес. Кроме поиска материала по заданной проблематике после ознакомительного чтения и обсуждения его результатов с преподавателем, студенты готовят список ключевых слов и терминов, а также вопросы для последующей дискуссии в группах после устной презентации. Текст презентации тщательно отбирается и прорабатывается студентом из ключевых предложений текстов, найденных студентом по его теме.

Преподаватель осуществляет контрольные мероприятия за учебной работой по предмету в виде текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестации студентов по предмету. Появился новый вид проверки в виде рубежного контроля учебного модуля, а также личностно-ориентированная технология контроля в форме «маршрутного зачета». При итоговой оценке знаний, умений и уровня приобретенных компетенций за весь курс иностранного языка в высшем учебном заведении оценка эффективности самостоятельной работы студента примерно может составлять до 30%.

Учебная и междисциплинарная предметная среда в вузе должна стимулировать познавательную деятельность обучающихся, содействовать получению ими профессиональных знаний и умений. Содержание дисциплины «иностранный язык», используемые образовательные технологии, все виды аудиторной и самостоятельной работы студентов, оценочные средства, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса преподавания должны создавать учебную среду, способствующую реализации целей рабочей программы. 

Разделы