Сведения об образовательной организации

ПРОЕКТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРОЕКТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Мукаева Алия Уалихановна (Алматы, Казахстан)

 

         Эффективному решению проблемы самостоятельной подготовки студентов, изучающих иностранный язык, может способствовать метод проектов.

         Что такое проект? Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный  контекст  другой деятельности. Метод проектов включает использование широкого спектра проблемных, исследовательских,  поисковых методов, чётко ориентированных на реальный практический результат, значимый для учащегося. Подготовка и реализация собственных творческих проектов  является заключительным этапом определённого цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности 

         Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка, в процессе  которого учащиеся сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления). Метод проектов как раз позволяет,  по мнению исследователей,   решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка  Проектная  методика способствует переносу центра обучения с преподавателя на учащегося, созданию условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися,  что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка [Сокова 2002:44].  В ходе самостоятельной подготовки выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практические результаты своей деятельности, а именно: расширение лингвострановедческих знаний, обогащение словаря, усвоение грамматических структур. Кроме того, выполнение проектных заданий способствует осуществлению воспитательных целей: укреплению взаимного сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения в группе. Использование преподавателем проектной методики обеспечивает также личностно-ориентированное воспитание и обучение, которое означает учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся,  целенаправленное формирование этих особенностей, общекультурное, личностное развитие обучаемых  [Мартемьянова 2002:32]. При этом развивается активное самостоятельное мышление, фантазия, креативность, умение не просто запоминать и воспроизводить, а применять знания на практике, умение самостоятельно планировать действия,  прогнозировать возможные варианты решения задач, выбирать способы и средства их реализации.  Кроме того,  у учащихся появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты [Белогрудова 2004:41].

         Работа над собственными проектами в часы самостоятельной подготовки  отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Работая над проектами,  учащиеся получают возможность сотрудничать в команде, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. В практике применения проектной методики нашли своё яркое отражение и коммуникативный и личностно-ориентированный подходы, которые являются ведущими в современной методике преподавания иностранного языка. В подобной  системе обучения  в ходе решения проблемных задач осуществляется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур, создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Появляются возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи [Плешанова 2006:18].  Проектирование способствует созданию прочной  языковой базы, обогащению лексического запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся.

         В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом его профессионально-практической значимости для учащихся.  Главная задача преподавателя – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.      Можно выделить несколько типов проектов: творческие, исследовательские, которые требуют хорошо продуманную структуру проекта; ролево-игровые, где структура только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль,  обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть, например,  литературные персонажи, имитирующие социальные и деловые отношения. Практико-ориентированные типы проектов отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая в свою очередь должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Тип информационных проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. В  реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения,  этапность,  количество участников.

         Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе основная часть выходит за пределы аудитории. В этом плане, проектные работы могут представлять  одну из наиболее важных форм самостоятельной подготовки учащихся, что особенно важно для  неязыковых вузов, учитывая их достаточно ограниченный объем аудиторных занятий. 

         В качестве примера организации самостоятельной работы учащихся: предлагаются темы проектных работ для студентов, изучающих французский язык: «Notre-Dame de Paris» и  «le Louvre».

Подготовка темы «Notre-Dame de Paris» можно осуществить по следующим направлениям (на выбор между 4-5 студентами):

1)    описание архитектурных особенностей и местоположение данного исторического памятника в Париже;

2)    краткие исторические данные о соборе;

3)    произведение В.Гюго «Собор Парижской богоматери» (идейный замысел, характеристика основных персонажей, описание собора в произведении);

4)    стихи и музыкальные произведения, посвящённые собору (можно с аудиозаписями, например, с отрывками из мюзикла «Собор Парижской богоматери)

Тему «le Louvre» можно разрабатывать по таким направлениям:

1)    история строительства Лувра (кем, когда, с какой целью);

2)    современный архитектурный облик Лувра (с чьим именем связаны изменения в архитектуре Лувра);

3)    планировка залов музея и наиболее известные картины и скульптуры Лувра;

4)    писатели и поэты, в произведениях которых представлен Лувр

Контроль и оценка выполнения проектных заданий целесообразнее осуществлять в аудитории в форме докладов, презентации иллюстративных слайдов,  видео и аудиозаписей и.д.  В отдельных случаях контроль и оценку выполнения проектной  работы возможно реализовывать и без обсуждения в группе в аудитории, т.е. она оценивается непосредственно самим преподавателем.  Выбор формы контроля во многом зависит от конечной цели проблематики проектной работы.

         Выполнение проектных работ во внеаудиторное время с использованием исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных) активизирует  научное, креативное  мышления учащихся.

         Метод проектов получил признание среди педагогов и как один из эффективных методов развития критичности мышления. Так, Е.Н. Полат подчёркивает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического мышления [Полат 2000:43]. Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание студентов и преподавателя, предоставляет студентам право выбора, развивает мышление и рефлексию. Студенты становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им. Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, потому что данный вид деятельности нацелен также и на самостоятельный поиск новых решений и информации.

Проектная методика, в целом, характеризуется коммуникативной направленностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, их личной ответственностью за продвижение в обучении. Важно, что учащиеся с удовольствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы.  Метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринуждённую обстановку и условия для развития личности. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт  условия для  сбалансированного развития основных физиологический и психологических функций учащихся.  Как отмечают преподаватели,  студенты учатся продуктивно и свободно, без принуждения, испытывая радость. Кроме того, самостоятельная работа над проектом сочетается с созданием языковой базы у обучаемых и помогает развить умение работать с большими объёмами информации, приобретаются навыки исследовательской работы.

Итак, в данной работе мы изучили модель использования проектной методики как формы самостоятельной работы студентов  в вузе. В ходе реализации целей данного проекта мы пришли к следующим выводам: Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на достижение реальных практических результатов. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания студентов из разных областей при решении одной проблемы и дает возможность применить полученные знания на практике. Метод проектов, в силу своей дидактической сущности, позволяет решать задачи формирования коммуникативной компетенции. Метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного характера обучения, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). В осуществлении проектной методики при организации самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям присутствуют 2 основных направления:

Во-первых, это исследовательская деятельность, в ходе которой расширяется образовательный кругозор студентов, возрастает познавательный интерес к стране изучаемого языка, естественным становится участие в диалоге культур.

Во-вторых, проект предусматривает изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов. Студенты  демонстрируют уровень владения ИЯ.

Литература:

  1. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. – ИЯШ, 2004, №1;
  2. Мартемьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка в 7 классе. –ИЯШ, 2002, №4;
  3. Плешанова Д.Л. Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода. –Сб. материалов научной конференции «Чтения Ушинского», выпуск 2/научн.ред. О.С.Егорова/, Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006;
  4. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования.-М., 2000 г.;
  5. Сокова Г.А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7-ом классе. –ИЯШ, 2002, №4
Разделы