Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И ОСОБЕННОСТЯХ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ ФСИН РОССИИ

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И ОСОБЕННОСТЯХ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ ФСИН РОССИИ

Гиренок Галина Анатольевна (Самара, Россия)

 

Переход на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания, в центре внимания которой находится конкретный студент или курсант с его потребностями, интересами и способностями, дал импульс разработке подходов к отбору содержания профессионально-ориентированного компонента  обучения иностранным языкам. Профессиональный контекст обеспечивает обучаемым определённое преимущество, поскольку «содержательная составляющая представляет как бы единую для носителей разных языков подкультуру (профессиональную культуру, например, юриста), которая в свою очередь является составной частью общей культуры индивида» [Поляков 2001: 42].

Являясь одним из главных средств межкультурного и межличностного общения, иностранный языкпозволяет учащимся не только  углубить свой запас знаний по выбранной специальности, но и получить представление о культуре и языковых картинах мира других народов, сформировать билингвальные и бикультурные навыки самостоятельного обучения, самоконтроля и самосовершенствования. Возможность приобретения нового знания, в сущности, является одним из источников мотивации изучения иностранного языка.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля, желание постоянно совершенствоваться в выбранной профессии, поиск путей и способов приобретения нового знания способствуют повышению качества образовательного процесса  в системе высшего профессионального образования. Несмотря на всё многообразие критериев, под качеством образования принято понимать определённый уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального и физического развития, который достигается обучаемыми на определённом этапе в соответствии с планируемыми  целями, а ткже степень удовлетворения ожиданий участников учебного процесса от предоставляемых вузом образовательных услуг.

На сегодняшний день во всех вузах страны, включая ведомственные вузы ФСИН России, происходит  модернизация образовательного процесса. Основной путь реформирования образования тесно связан с развитием инновационных процессов, внедрением интерактивных технологий, нацеленных наформирование у обучающихся способности осваивать новый опыт и приобретать новые знания.

Не вызывает сомнения тот факт, что стратегия модернизации содержания высшего профессионального образования предполагает разработку и реализацию нового, целостного подхода к общему образованию, который базируется на выработке и экспериментальной проверке новых идей и технологий обучения и воспитания.

Всё вышесказанное в большей степени можно отнести к процессу преподавания иностранных языков в вузах, посколькукоренным образом изменился социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам. Ускоренное развитие международных контактов во всех сферах общественной жизни ставит перед высшим образованием задачу развития личности, желающей и способной  участвовать не только в межкультурной коммуникации, но и решать профессиональные задачи, опираясь на знание иностранного языка. В настоящее время иностранный язык выполняет активную функцию языка-посредника на международной арене делового общения, в силу чего обучение студентов и курсантов языку направлено на активизацию способности к самоопределению в быстроменяющихся условиях действительности, к самостоятельному и осознанному личностному росту в условиях профессионального становления.

Время диктует необходимость знания и владения иностранным языком как важным компонентом успешной карьеры. Поэтому иностранный язык в профессиональной деятельности сотрудников УИС занимает особое место и входит в число обязательных дисциплин. В настоящее время компетентность наших выпускников наряду со знаниями, полученными по остальным предметам во многом определяется умением пользоваться иностранным языком в конкретной научно-исследовательской и практической деятельности, а также в целях установления контактов и международного общения. Таким образом, обучение направлено наформированиевысокого уровня коммуникативной компетенции, который позволил бы выпускнику практически пользоваться иностранным языком.

При этом не следует забывать, что содержание учебной дисциплины «Иностранный язык»  в Самарском юридическом институте, как и других учебных дисциплин гуманитарного цикла, имеет значительный потенциал для формирования важнейших качеств будущих сотрудников УИС. Этот потенциал заключается в том, что в процессе его преподавания наиболее полно можно реализовать определённые педагогические условия:

- актуализация коммуникативных знаний и умений, имеющих межличностную и межкультурную направленность;

- организация речевого взаимодействия между курсантамив ситуациях аутентично-проблемного характера,иноязычной коммуникативной направленности;

- использование языкового материала, подчиняемое задачам индивидуального речевого замысла, межкультурной и профессиональной направленности.  

Знание иностранного языка способствует формированию коммуникативной компетенциикурсантов ведомственного вуза ФСИН России. При этом мы опираемся на основные концептуальные принципы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе:

1)           принцип приоритета коммуникативной цели в обучении;

2)           сбалансированный подход к развитию всех видов речевой деятельности;

3)           принцип единства профессиональной деятельности и профессионального обучения;

4)           принцип контекстно-ситуативного побуждения к эвристической деятельности.

Всё это позволяет, наряду с основными целями, то есть, целями собственно обучения, реализовывать и другие цели образования, а именно: воспитательные и развивающие. В своей совокупности они позволяют определять и содержание, и методы, и принципы, и средства обучения [Бим 2001: 11].

Мы считаем, что изучение иностранного языка в ведомственном вузе ФСИН России является важным компонентом компетентностной модели выпускника, наличие которой стало обязательным показателем успешности любого вуза. Как мы уже отмечали, на занятиях по иностранному языку в Самарском юридическом институте ФСИН России формируется коммуникативная компетенция, являющаяся одним из главных компонентов компетентностной модели выпускника. Чем выше уровень развития данной компетенции у курсантов, тем более успешным и эффективным станет процесс обучения в вузе в целом. Справедливости ради следует сказать, что это относится не только к коммуникативной компетенции, но и к любой, входящей в компетентностную модель выпускника.

Чтобы повысить эффективность процесса обучения иностранному языку в ведомственном вузе ФСИН России, мы уделили много времени и внимания разработке учебной программы курса «Иностранный язык», которая, на наш взгляд,должна носить целенаправленный характер и максимально приблизиться к практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка в повседневном и профессиональном общении. В данном случае, критерием практического владения языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными  и относительно простыми  языковыми средствами  во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Всё это приводит нас к выводу о целесообразности разделения системы подготовки по иностранному языку на две большие группы – «общий язык» (Generallanguage) и «язык для специальных целей» (LanguageforSpecificPurposes). Они отличаются между собой тематикой и лексическим составом учебных текстов, приоритетом того или иного вида речевой деятельности, развитием навыков, необходимых для освоения соответствующего регистра речи. И в тоже время они связаны между собой наличием общих грамматических тем и необходимостью овладения сходными синтаксическими явлениями и базовыми речевыми навыками. Основные задачи общего этапа: развитие навыков и умений общения на материале произведений речи общепознавательной тематики, а также культурологического  и страноведческого характера. Основные задачи профессионального этапа: развитие навыков публичной речи; навыков, обеспечивающих устную и письменную коммуникацию профессионального характера, а также умение работать с литературой по специальности, делать сообщения и доклады по заданной теме, участвовать в дискуссиях по проблемам, связанных с профессиональной деятельностью.

Для формирования и развития коммуникативной компетенции все перечисленные навыки и умения необходимо сочетать с грамотно продуманной и спланированной самостоятельной подготовкой, которой на настоящем этапе развития системы образования в стране отводится едва ли не главное место. Самостоятельную подготовку мы рассматриваем как важный элемент саморазвития и самосовершенствования личности, затрагивающий не только профессиональную сферу деятельности человека, но и духовно-нравственную. Знания, умения и навыки, приобретённые в ходе самостоятельной работы неоценимы для повышения общего уровня профессиональной квалификации, создания условий для профессиональной мобильности и, как результат, успешного карьерного роста.

Литература

1. БимИ.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкого на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. С.11.

2. Поляков О.Г. Подготовка студентов-музыкантов к межкультурной коммуникации на занятиях по английскому языку как иностранному// Вестник  ТГУ, 2001. Выпуск 2 (22). С.42.

Разделы