Сведения об образовательной организации

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Антонова Ольга Владимировна (г. Оренбург, Россия)

 

Современное общество предъявляет ряд требований к человеку. Для того, чтобы он мог чувствовать себя комфортно в обществе, ему необходимо обладать определенными знаниями в области общеобразовательных предметов, знать общепринятые правила поведения и корректировать его в соответствии с этими правилами и ситуацией, уметь использовать информационную среду для решения задач, обладать умением переноса навыков и умений, полученных в одной сфере на использование их в другой. Необходимость решения нестандартных научных и технологических задач делает особенно актуальными такие качества человека, как оперативность и эвристичность мышления, воля и воображение, самостоятельность и смелость решений, целеустремленность, инициативность и т.п. Эти качества не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Решению этих проблем может в полной мере помочь изучение иностранного языка. Изучая этот предмет в высшем учебном заведении, мы не ставим целью получение будущем специалистом только лингвистических умений и навыков.

 С другой стороны, в студенческом возрасте стремление узнать как можно больше об окружающем мире, как правило, ярко выражено. Иностранный язык обладает уникальной возможностью не оставлять равнодушным к себе ни одного человека. Источники на иностранном языке дают возможность получения дополнительных сведений. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития будущих специалистов, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.

Большая роль в этом относится потенциалу изучаемых предметов и дисциплин, к их межпредметной связи. На необходимость осуществления межпредметной связи в вузе, как дидактического условия повышения качества знаний студентов и роли обучения в развитии диалектического мышления будущих специалистов.

Подходы к определению сущности дидактической категории межпредметных связей и их видов весьма многообразны. Научные позиции исследователей в понимании сущности межпредметных связей и классификации их видов определяются такими факторами, как конкретные педагогические задачи исследования, решение которых осуществляется на основе межпредметных связей; изучаемые аспекты проблемы межпредметных связей и уровни их решения; используемые научные методы выделения конкретных связей.  Разрабатываются комплексные критерии их выделения, используются элементы системного анализа данного феномена. Системный подход направлен на раскрытие многоаспектности и полу-функциональности межпредметных связей в обучении, что сопряжено с широким использованием поэлементного анализа структуры учебного предмета и структуры процесса обучения (его содержания, методов, форм организации). Такой анализ выступает как метод определения сущности и видов межпредметных связей. Исходя из общности структуры учебных предметов и структуры процесса обучения, которые являются объективными основаниями классификации межпредметных связей, можно выделить три их основных типа: содержательно-информационные, операционно-деятельностные и организационно- методические. Каждый учебный предмет – это дидактически переработанная система научных знаний, которая включает сведения и из смежных научных областей. Любой структурный элемент учебного предмета служит основой межпредметных контактов в процессе обучения.

Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной и внеучебной деятельности: на обобщающих и комплексных семинарах, практических занятиях, лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных факультативах, конференциях, в работе студенческих научных обществ и т. п. Характер учебной деятельности будущих специалистов и обучающей деятельности преподавателей при этом будет различным (индивидуальный, групповой или коллективный). При отсутствии полностью скоординированных рабочих программ межпредметные связи реализуются в практике обучения по-разному: в соответствии с требованиями новых рабочих программ вуза («программные» связи), на уровне расширенного (по инициативе преподавателей) использования взаимосвязей учебных предметов или во всей системе учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения.

Межпредметная связь в логически завершенном виде представляет собой выраженное во всеобщей форме, осознанное отношение между элементами структуры различных учебных дисциплин. Таким отношением может быть новое знание, которое сформировалось благодаря усвоению связей между знаниями из разных предметов. Это знание по своему содержанию и способу формирования в учебном познании носит межпредметный характер.  Таким отношением может быть и новое обобщенное умение, сформированное в результате усвоения связей между способами учебно- познавательной деятельности, применяемыми в разных предметах. Новое умение является межпредметным, поскольку может использоваться в разных учебных дисцциплинах при оперировании общими для них межпредметными знаниями (например, умения устной и письменной речи, расчетно-измерительные, художественно-изобразительные, графические, обобщенные умения мыслительной деятельности и др.). Таким отношением могут быть и новые, обобщенные на межпредметной основе, аксиологические, ценностные аспекты знаний, которые формируют идейно-нравственное сознание будущего специалиста. Эффективность формирования межпредметных знаний, умений и ценностных отношений студентов определяется способами осуществления межпредметных связей в процессе обучения (методическими приемами, методами учебной работы, условиями организации учебного процесса и т. п.): в преподавании, в их усвоении студентами и применении в новых познавательных ситуациях.

Известно, что прочностью обладают лишь знания, включенные в систему и активно применяемые при усвоении новых вопросов. Индивидуальный подход к студентам возможен лишь на основе учета интересов будущих специалистов к другим предметам. Привлечение знаний студентов по другим предметам позволяет организовать их самостоятельную учебную работу.

Межпредметные связи всемерно содействуют всем функциям обучения: формированию системы научных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, мировоззренческих убеждений будущих специалистов.

Как принцип обучения, межпредметные связи предъявляют особые требования по всем компонентам процесса обучения. В формировании задач обучения предмету, учебной теме, задач практических занятий необходимо отражать применение, развитие, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных студентами при изучении других предметов. В содержании учебного материала важно выделить вопросы, изучение которых требует опоры на ранее усвоенные в других предметах знания, отметить вопросы, которые получат развитие в последующем обучении другим предметам. В методах обучения межпредметные связи усиливают творческий поиск в применении знаний, полученных в других курсах. Это активизирует мышление студентов, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам, к разным теориям и системам понятий. Принцип межпредметности нацеливает на формулировку проблем, вопросов, задач, заданий для студентов, ориентированных на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Систематическое использование межпредметных связей обеспечивает расширение дидактических материалов и средств наглядности за счет учебников, таблиц, приборов, карт, кинофильмов, муляжей и других пособий из других учебных предметов. В организации обучения возникает потребность в комплексных формах – комплексных обобщающих уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях, имеющих межпредметное содержание, требующих коллективного решения межпредметных учебных проблем, вопросов в сочетании с индивидуальными заданиями с учетом познавательных интересов и склонностей учащихся в разных предметных областях. Межпредметные связи требуют координации деятельности преподавателей смежных дисциплин, изучения учебных программ по родственным предметам, взаимопосещения уроков и т. п. Первостепенное значение, поэтому имеет выявление основных линий систематизации учебного материала разных предметов с помощью межпредметных связей.

Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений студентов устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена

важнейшая развивающая функция обучения иностранному языку.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании иностранного языка, и, наоборот, - идущие из иностранного языка в другие учебные предметы. Формирование общей системы знаний будущих специалистов, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных

функций межпредметных связей. Формирование цельного научного

мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.

Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов. Усиливая системность знаний студентов, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно- воспитательного процесса.

Разделы