ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НЕЯЗЫКОВЫ ВУЗАХ
Титова Оля Зокировна (Самара, Россия)
Современное общество XXI века уже не приемлет отказа от использования компьютерных и интернет технологий в рабочем процессе и повседневных делах. Каждый день современного студента сопровождается в
той или иной степени использованием новейших гаджетов, ноутбуков, в которых есть доступ к интернету, поскольку общество XXI века является информационным и высокотехнологичным. Интернет постепенно выходит на первое место среди других средств распространения и обмена информацией.
Совершенно очевидно, что необходимо максимально использовать широчайшие возможности интернет-ресурсов в современных образовательных технологиях, так как перед каждым преподавателем стоит вопрос оптимизации процесса обучения, формирования у студентов устойчивого мотива к изучению предмета. Именно интеграция Интернета в учебный процесс с сохранением традиционных средств обучения – наиболее оптимальный вариант.
В настоящее время государственная политика России в области образования базируется на общенациональных социально-экономических и гуманитарных целях развития страны с учетом использования практики мирового сообщества, историко-культурных и образовательных традиций государства. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, формирования правовой культуры, выработку у специалистов широкой и целостной системы фундаментальных знаний, навыков и способности самостоятельного творческого мышления.
Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными
системами иностранных государств, международными органами и
неправительственными организациями объясняет необходимость изучения иностранного языка и его применение в профессиональной деятельности будущих сотрудников УИС.
Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразные информационные ресурсы: веб-страницы всех газет мира на английском языке, словари, страноведческие сайты, энциклопедию Британика, а так же программы и технологии, позволяющие общаться с носителями языка.
С помощью Интернета можно решать разнообразные дидактические задачи: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать письменную речь, увеличивать словарный запас. Кроме того, интернет-ресурсы способны оказать значительную помощь в вопросах формирования коммуникативной и информационной компетентности студентов [Амирова 2013: 160-161].
Согласно образовательным стандартам нового поколения, информационная компетенция вошла в перечень базовых компетенций, которые обеспечат готовность выпускника вуза быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда современного информационного общества.
При изучении иностранного языка в условиях отсутствия естественной языковой среды формирование информационной компетенции становится особенно актуальным. Под информационной компетенцией мы понимаем совокупность готовности и потребности использовать современные источники информации, что предполагает формирование следующих умений:
Несомненно, информационная и коммуникативная компетенции соотносятся между собой. Коммуникативная компетенция рассматривается как основная, так как именно она лежит в основе развития информационной компетенции. Развитие коммуникативных умений происходит в тесной связи с информационными умениями, готовностью к решению проблем как на родном, так и на иностранном языке.
Согласно образовательному стандарту, к коммуникативным умениям выпускника вуза относится создание текстов разных функциональных типов на родном и иностранном языках. Среди информационных умений наиболее важны умения обработки и оценки информации. Без таких умений найденная информация будет бесполезна.
Следует отметить, что не все студенты обладают в достаточной мере указанными компетенциями. Совершенно очевидно, что их нужно целенаправленно формировать.
Следует отметить, что в настоящее время умение быстро находить в Интернете нужную информацию ценится высоко и всячески поощряется. Например, компания Яндекс проводит специальные соревнования – Открытый кубок России по поиску в Интернете. Д. Рябов рассматривает информационные умения в контексте информационного поведения личности [Рябов 2009: 111] и анализирует поведение по следующим показателям:
- выбор источника информации;
- регулярность обращения к нему;
- объем времени, затрачиваемый на потребление информации;
- действия, обусловленные влиянием полученной информации.
Э.С. Матосов [Матосов 2009: 121] рассматривает информационно-коммуникационную компетенцию в четырех аспектах:
Информационная компетенция в сфере познавательной деятельности включает знание основных этапов системно-структурного анализа, владение основными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, обобщения, выявления причинно-следственных связей. Компетенция в сфере коммуникативной деятельности включает знание современных средств коммуникации и каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций, знание этических норм общения.
Технологическая компетенция включает знание автоматизированных технологий информационной деятельности, умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи.
П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [Сысоев, Евстигнеев 2010] считают, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся зависит не только от умения общаться на иностранном языке, но и от умения общаться посредством сервисов и служб сети Интернет.
Однако, как показывает практика, обучаемые зачастую не могут найти актуальную научную информацию в англоязычном Интернете, не различают источников научной и научно-популярной литературы, некорректно редактируют текст и т.д.
Поиск англоязычной информации занимает много времени. Более того, методически неграмотное построение работы обучающихся в сети Интернет
ведет к формированию ложных стереотипов о культуре страны изучаемого языка. В этой связи насущной необходимостью в настоящее время является создание учебных Интернет-ресурсов, под которыми мы понимаем текстовые, аудио- и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.
М.А. Бовтенко описывает компьютерную лингводидактику, которая является «областью лингводидактики, изучающей теорию и практику использования компьютеров в обучении языку» [Бовтенко 2005: 7]. Ученый проводит тщательный анализ дидактического материала, в зависимости от этапа работы выделяя презентационные, тренировочные, тренировочно-контролирующие, контролирующие и комплексные компьютерные учебные материалы. М.А. Бовтенко описывает несколько типов программ, эффективность которых для изучения языка доказана практически:
- обучающие программы, в которых студент выполняет упражнения;
- «офисные программы», предназначенные для работы с документацией (текстовые процессоры, базы данных, электронные таблицы);
- библиотечные программы, позволяющие работать с информацией (библиотечные каталоги, программы просмотра данных);
- «домашние» программы (игры);
- программы для самостоятельного изучения языка (self-study package);
- программы, предназначенные для практического использования без акцента на изучение языка (программа деловой переписки Lingua write);
- инструментальные программы, позволяющие преподавателю создавать компьютерные дидактические материалы, ориентированные на конкретные группы обучающихся;
- комплексные программы (редактор текста со встроенной программой проверки орфографии; справочные программы по языку – словари и энциклопедии).
Среди учебных компьютерных материалов автор выделяет:
- компьютерные пособия на основе существующих учебных пособий и комплексов – печатных аудио / видеокурсов;
- учебные комплекты, компонентом которых является компьютерный учебный материал или программа;
- печатные пособия, включающие задания с использованием материалов компьютерных программ и ресурсов Интернета;
- печатные учебные пособия, включающие поиск в Интернете;
- печатные комплексы открытого типа, в структуру которых входит веб-сайт, на котором обновляется содержание учебного курса.
Принимая решение об использовании того или иного ресурса в образовательных целях, необходимо провести его оценку, руководствуясь наиболее значимыми требованиями к образовательным Интернет-ресурсам. Содержание сайтов должно удовлетворять дидактическим принципам:
- научности содержания;
- адаптивности;
- интерактивности;
- систематичности;
- интегрированности в учебный процесс;
- наглядности;
- доступности;
- нацеленности на аудиторию;
- ориентации на индивидуальную и групповую работу.
Важно понимать, что использование Интернет-ресурсов на занятиях не должно становиться самоцелью, каждый преподаватель обязан четко понимать для чего, когда и в каком объеме ему нужно использовать ресурсы глобальной сети. Только тогда можно будет говорить о целесообразности и эффективности использования Интернет-ресурсов для формирования информационной и коммуникативной компетенций.
Список литературы