Сведения об образовательной организации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НЕЯЗЫКОВЫ ВУЗАХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НЕЯЗЫКОВЫ ВУЗАХ

Титова Оля Зокировна (Самара, Россия)

 

Современное общество XXI века уже не приемлет отказа от использования компьютерных и интернет технологий в рабочем процессе и повседневных делах. Каждый день современного студента сопровождается в
той или иной степени использованием  новейших гаджетов, ноутбуков, в которых есть доступ к интернету, поскольку общество XXI века является информационным и высокотехнологичным. Интернет постепенно выходит на первое место среди других средств распространения и обмена информацией.

Совершенно очевидно, что необходимо максимально использовать широчайшие возможности интернет-ресурсов в современных образовательных технологиях, так как перед каждым преподавателем стоит вопрос оптимизации процесса обучения, формирования у студентов устойчивого мотива к изучению предмета. Именно интеграция Интернета в учебный процесс с сохранением традиционных средств обучения – наиболее оптимальный вариант.

В настоящее время государственная политика России в области образования базируется на общенациональных социально-экономических и  гуманитарных целях развития страны с учетом использования практики мирового сообщества, историко-культурных и образовательных традиций государства. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, формирования правовой культуры, выработку у специалистов широкой и целостной системы фундаментальных знаний, навыков и способности самостоятельного творческого мышления.

Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными 
системами иностранных государств, международными органами и 
неправительственными организациями объясняет необходимость изучения иностранного языка и его применение в профессиональной деятельности будущих сотрудников УИС.

Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразные информационные ресурсы: веб-страницы всех газет мира на английском языке, словари, страноведческие сайты, энциклопедию Британика, а так же программы и технологии, позволяющие общаться с носителями языка.

С помощью Интернета можно решать разнообразные дидактические задачи: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать письменную речь, увеличивать словарный запас. Кроме того, интернет-ресурсы способны оказать значительную помощь в вопросах формирования коммуникативной и информационной компетентности студентов [Амирова 2013: 160-161].

Согласно образовательным стандартам нового поколения, информационная компетенция вошла в перечень базовых компетенций, которые обеспечат готовность выпускника вуза быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда современного информационного общества.

При изучении иностранного языка в условиях отсутствия естественной языковой среды формирование информационной компетенции становится особенно актуальным. Под информационной компетенцией мы понимаем совокупность готовности и потребности использовать современные источники информации, что предполагает формирование следующих умений:

  1. находить необходимую информацию посредством различных информационных источников, включая современные мультимедийные средства и глобальную сеть Интернет.
  2. определять степень достоверности, новизны и важности полученной информации;
  3. обрабатывать информацию в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
  4. архивировать и сохранять информацию;
  5. использовать информацию для широкого спектра задач (создание презентаций, блогов, онлайн дневников, видеороликов) [Лысенко 2012: 358].

Несомненно, информационная и коммуникативная компетенции соотносятся между собой. Коммуникативная компетенция рассматривается как основная, так как именно она лежит в основе развития информационной компетенции. Развитие коммуникативных умений происходит в тесной связи с информационными умениями, готовностью к решению проблем как на родном, так и на иностранном языке.

Согласно образовательному стандарту, к коммуникативным умениям выпускника вуза относится создание текстов разных функциональных типов на родном и иностранном языках. Среди информационных умений наиболее важны умения обработки и оценки информации. Без таких умений найденная информация будет бесполезна.

Следует отметить, что не все студенты обладают в достаточной мере указанными компетенциями. Совершенно очевидно, что их нужно целенаправленно формировать.

Следует отметить, что в настоящее время умение быстро находить в Интернете нужную информацию ценится высоко и всячески поощряется. Например, компания Яндекс проводит специальные соревнования – Открытый кубок России по поиску в Интернете. Д. Рябов рассматривает информационные умения в контексте информационного поведения личности [Рябов 2009: 111] и анализирует поведение по следующим показателям:

-                   выбор источника информации;

-                   регулярность обращения к нему;

-                   объем времени, затрачиваемый на потребление информации;

-                   действия, обусловленные влиянием полученной информации.

Э.С. Матосов [Матосов 2009: 121] рассматривает информационно-коммуникационную компетенцию в четырех аспектах:

  1. в аспекте познавательной деятельности,
  2. в аспекте коммуникативной деятельности,
  3. в технологическом аспекте,
  4. в сфере социальной деятельности.

Информационная компетенция в сфере познавательной  деятельности включает знание основных этапов системно-структурного анализа, владение основными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, обобщения, выявления причинно-следственных связей. Компетенция в сфере коммуникативной деятельности включает знание современных средств коммуникации и каналов связи; владение основными средствами телекоммуникаций, знание этических норм общения.

Технологическая компетенция включает знание автоматизированных технологий информационной деятельности, умение выявлять основные этапы и операции в технологии решения задачи. 

П.В. Сысоев и М.Н. Евстигнеев [Сысоев, Евстигнеев 2010] считают, что уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся зависит не только от умения общаться на иностранном языке, но и от умения общаться посредством сервисов и служб сети Интернет.

Однако, как показывает практика, обучаемые зачастую не могут найти актуальную научную информацию в англоязычном Интернете, не различают источников научной и научно-популярной литературы, некорректно редактируют текст и т.д.

Поиск англоязычной информации занимает много времени. Более того, методически неграмотное построение работы обучающихся в сети Интернет
ведет к формированию ложных стереотипов о культуре страны изучаемого языка. В этой связи насущной необходимостью в настоящее время является создание учебных Интернет-ресурсов, под которыми мы понимаем текстовые, аудио- и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

М.А. Бовтенко описывает компьютерную лингводидактику, которая является «областью лингводидактики, изучающей теорию и практику использования компьютеров в обучении языку» [Бовтенко 2005: 7]. Ученый проводит тщательный анализ дидактического материала, в зависимости от этапа работы выделяя презентационные, тренировочные, тренировочно-контролирующие, контролирующие и комплексные компьютерные учебные материалы. М.А. Бовтенко описывает несколько типов программ, эффективность которых для изучения языка доказана практически:

-                   обучающие программы, в которых студент выполняет упражнения;

-                   «офисные программы», предназначенные для работы с документацией (текстовые процессоры, базы данных, электронные таблицы);

-                   библиотечные программы, позволяющие работать с информацией (библиотечные каталоги, программы просмотра данных);

-                   «домашние» программы (игры);

-                   программы для самостоятельного изучения языка (self-study package);

-                   программы, предназначенные для практического использования без акцента на изучение языка (программа деловой переписки Lingua write);

-                   инструментальные программы, позволяющие преподавателю создавать компьютерные дидактические материалы, ориентированные на конкретные группы обучающихся;

-                   комплексные программы (редактор текста со встроенной программой проверки орфографии; справочные программы по языку – словари и энциклопедии).

Среди учебных компьютерных материалов автор выделяет:

-                   компьютерные пособия на основе существующих учебных пособий и комплексов – печатных аудио / видеокурсов;

-                   учебные комплекты, компонентом которых является компьютерный учебный материал или программа;

-                   печатные пособия, включающие задания с использованием материалов компьютерных программ и ресурсов Интернета;

-                   печатные учебные пособия, включающие поиск в Интернете;

-                   печатные комплексы открытого типа, в структуру которых входит веб-сайт, на котором обновляется содержание учебного курса.

Принимая решение об использовании того или иного ресурса в образовательных целях, необходимо провести его оценку, руководствуясь наиболее значимыми требованиями к образовательным Интернет-ресурсам.  Содержание сайтов должно удовлетворять дидактическим принципам:

-                   научности содержания;

-                   адаптивности;

-                   интерактивности;

-                   систематичности;

-                   интегрированности в учебный процесс;

-                   наглядности;

-                   доступности;

-                   нацеленности на аудиторию;

-                   ориентации на индивидуальную и групповую работу.

Важно понимать, что использование Интернет-ресурсов на занятиях не должно становиться самоцелью, каждый преподаватель обязан четко понимать для чего, когда и в каком объеме ему нужно использовать ресурсы глобальной сети. Только тогда можно будет говорить о целесообразности и эффективности использования Интернет-ресурсов для формирования информационной и коммуникативной компетенций.

 

Список литературы

  1. Амирова Е.А. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей //Вестник ВолГУ. 2013. Вып. 11. Серия 9. С. 160-163.
  2. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика. М.: Флинта: Наука, 2005. 216 с.
  3. Лысенко Н.Е. Развитие информационной компетенции студентов посредством учебных интернет-ресурсов на русском и английском языках //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарный и социальные науки. 2012. № 5. С. 358-366.
  4. Матосов Э.С. Формирование ИКТ-компетенций в непрофильном вузе. Информатика и образование. 2009. № 5. С. 121.
  5. Рябов Д.А. Аудитория как объект информационного и образовательного воздействия средств телекоммуникации //Информатика и образование. 2009. № 3. С. 111.
  6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранным языкам с использованием новых информационно-комуникационных Интернет-технологий. Ростов н/Д: Феликс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 182 с.
Разделы