Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Ольга Витальевна Черная  (Одесса, Украина)


В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Успешность     обучения иностранных студентов, уровень полученной профессиональной подготовки в значительной степени зависит от их социальной адаптации в стране пребывания. Перед принимающей стороной стоит задача обеспечения оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса их приспособления к новому образу жизнедеятельности.

Трудности социальной адаптации обусловлены культурным шоком, возникающим у них по приезде в другую страну, чему способствуют как индивидуально-личностные характеристики студентов-иностранцев (знание ментальности, концептуальных схем, сценариев поведения, речевых актов, социокультурных норм, лингвистического этикета и прагматического аспекта), так и особенности социокультурного контекста социальной адаптации в вузе как совокупности социальных и культурных факторов (жизненного, межкультурного социального взаимодействия), характеристики учебной (интегрированное обучение неродному языку, организация учебного процесса, социально-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки) и внеучебной деятельности, определяющие ее содержание в стране обучения.

Протекание адаптационных процессов в стране обучения у студентов-иностранцев исследователи этой проблемы характеризуют как « острые» и «сложные» (М.И.Иванова, А.И.Сурыгин, Н.А. Титкова и др.). Студенты- иностранцы проходят следующие три уровня социальной адаптации: высокий – полное принятие условий среды (языка, обычаев и т.д.); средний – частичное принятие условий среды, выраженное в согласии принять обязательные нормы при сохранении элементов собственной культуры; низкий – обособление или отказ от принятия ценностей, норм и правил другой культуры.

Трудности и неудачи, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы в процессе социальной адаптации в новой стране, носят социопрагматический характер. Социопрагматические неудачи являются результатом влияния социальных правил другой культуры на коммуникативное поведение в ситуации, где более подходящими являются правила другой культуры.

Процесс формирования социопрагматической компетентности студентов-иностранцев в вузе – это социально-педагогическое явление, в которое включены студенты, руководители вуза, кураторы, преподаватели, представители органов студенческого самоуправления, в том числе осуществляющие деятельность в студенческом общежитии.

Под социопрагматической компетентностью нами понимается умение достигать поставленной цели в иноязычной культуре своими действиями в соответствии с социокультурными условиями деятельности.

Анализ ряда исследований позволяет выделить следующие факторы, оказывающие влияние на культуру студентов-иностранцев в социокультурной среде  другой страны.

  1. Степень сходства или различия между культурами, определяющаяся такими индексами культурной дистанции, как  язык, религия, структура семьи, климат, пища и одежда (Fiimham A., Bochner S., 1986).
  2. Особенности культуры, к которой принадлежит студент-иностранец. Например, ритуализированность поведения культуры стран юго-востока проявляется в сильном беспокойстве студентов-иностранцев из этих стран по поводу правильности их поведения (Diggs N, Murphy B.,1991).
  3. Особенности страны пребывания. Считается, что для плюралистических обществ характерна большая толерантность по отношению к культурному разнообразию, чем для монистических. Однако, в рамках данной работы, указанный фактор проявляется, прежде всего, в том, насколько качественно организована деятельность по принятию студентов-иностранцев. И в этом отношении, они находятся в более выгодных условиях в сравнении с другими категориями иностранцев.

Вместе с тем, рассмотрение факторов оказывающих влияние на процесс адаптации, было бы неполным без учета индивидуально-личностных характеристик студентов-иностранцев.

 

Индивидуальные различия. Не требует доказательства тот факт, что высокоинтеллектуальные студенты-иностранцы адаптируются быстрее. При этом следует заметить, что в науке предпринимались попытки выделить тип личности с общечеловеческими ценностями, который практически не испытывает трудностей при контакте с другой культурой. Для таких людей был введен специальный термин – «overseas» (Kealey D.J., Ruben B.D.,1983).  

Готовность к переменам.  В большинстве случаев, мотивы пребывания за границей у студентов-иностранцев достаточно специфичны и ориентированы на цель – получение диплома или ученой степени, которые могут обеспечить им карьеру и престиж. Ради этих целей студенты в определенной степени готовы на преодоление трудностей пребывания в другой стране.

Индивидуальный опыт. Установление и наличие личных дружеских отношений с представителями другой культуры в качестве социальной поддержки будут способствовать более быстрому преодолению  трудностей и соответственно достижению планируемого результата.

Обобщение анализа исследований в области взаимоотношений между культурами в целом, и таких понятий как адаптация и культурный шок, в частности, позволяет говорить о том, что студенты-иностранцы поставлены перед необходимостью овладения не только новым языком и знаниями о культуре, но также умением видеть ситуации с точки зрения носителей культуры, их видения мира. При этом отсутствие универсальных правил и наличие более или менее определенных особенностей в каждой культуре является для студентов-иностранцев проблемой.

Формирование социопрагматической компетентности в условиях вуза происходит посредством расширенного и углубленного освоения другой культуры и погружения студентов-иностранцев в реальные ситуации социального взаимодействия. Во внеучебной деятельности проводятся экскурсии, национальные  и конфессиональные праздники, олимпиады, фестивали, конкурсы, встречи с выпускниками вуза, с представителями науки, работа в общежитии, тренинги межкультурной толерантности  с целью приобретения дополнительных знаний и умений, усвоения отношений  и паттернов поведения, необходимых для достижения успеха в другой социокультурной действительности своими действиями.

Все преподаватели, работающие в вузе, имеют достаточно четкие представления о факторах, осложняющих процесс социальной адаптации студентов-иностранцев  в вузе. Вместе с тем необходимо разрабатывать более точную систему оценки социопрагматической компетентности и диагностических методов, позволяющих определить уровни ее сформированности у студентов-иностранцев.

Необходимо реализовать деятельностно-рефлексивный метод, включающий рефлексивный анализ студентами – иностранцами собственного поведения и деятельности, ведение рефлексивного дневника, оценивающего уровень сформированности социопрагматической компетентности. Проведение уточняющих бесед со студентами – иностранцами позволяет говорить о значительном влиянии высокой академической успеваемости и особых условий (наличие родственников и друзей на старших курсах вуза, в стране проживания) на более успешные результаты при социальной адаптации.

Необходима дальнейшая разработка содержания процесса формирования социопрагматической компетентности студентов-иностранцев в вузе.

Разделы