Сведения об образовательной организации

ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Немкова И.Н., Толтыгина Д.
Россия, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
irochka_n@mail.ru

В рамках стабилизации экономики России, когда лозунг «поднять экономику любой ценой» уходит в прошлое, наступило время стать одной из стран заинтересованных в реализации идей устойчивого развития.

При рассмотрении психологических аспектов взаимодействия человека с природой возникает острая проблема, лежащая не столько в области новых открытий и разработки современных технологий, сколько в изменении поведения человека. Глобальный характер экологических проблем и их проявление в каждом регионе вызвали необходимость развития экологической грамотности и воспитания экологической ответственности, как обязательной составной части подготовки будущих специалистов и общества в сфере экологической безопасности и устойчивого развития [1]. Инструментом осуществления этих задач может и должно выступить образование и расширение экологической просветительской деятельности.

Эколого-просветительская деятельность осуществляется с целью:

1) обеспечения поддержки идей экологической безопасности широкими слоями населения;

2) содействия решению региональных экологических проблем;

3) участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

Основными направлениями эколого-просветительской деятельности являются:

- работа со средствами массовой информации;

- рекламно-издательская деятельность, направленная на распространение информации об акциях и мероприятиях, посвящённых экологической тематике;

- создание кино- и видеопродукции;

- экологические экскурсии и познавательный туризм;

- тематические занятия, организация конкурсов, викторин, экологических акций, клубов и кружков в образовательных учреждениях.

Эколого-просветительская деятельность входит в число основных задач, возложенных на экологические центры и заповедники [2]. Одним из таких центров в г. Тамбове выступает Эколого-просветительский центр Института естествознания ТГУ имени Г.Р.Державина, который был создан в сентябре 2011 г. из числа наиболее активных студентов специальности «Экология и природопользование». Несмотря на свой «молодой возраст» на счету  Центра уже немало эколого-просветительских мероприятий. Каждый год совместно с общественной организацией ЭКА, Центр участвует в акции для жителей г. Тамбова по разделению твердых бытовых отходов на отдельные фракции, цель которой:

- привлечение большего числа горожан к экологическим проектам города;

- сортировка и переработка собранного мусора, как способ сохранения природных ресурсов;

- популяризация среди горожан идеи раздельного сбора мусора.

Центр выступил инициатором проведения фестиваля гражданских экологических инициатив «Экогрин». Фестиваль проводился Центральной городской библиотекой им. Н.К. Крупской. Партнёрами конкурса выступили экологический научно-образовательный центр ТГУ имени Г.Р. Державина, а также региональное отделение Российской экологической партии «Зелёные». Конкурсные номинации:

  • Публичное выступление «Город твоего завтра».
  • Компьютерный проект «Чистый взгляд» (мультимедийные проекты, буктрейлеры).
  • Экологический постер «Экофокус» (эмблема, фото, плакат).
  • Уличный PR «Меняется МИР – меняемся МЫ» (флэшмобы и т.д.).

С целью привлечения к движению экологического просвещения студентов других специальностей [3], в ряде акций Центра, активное участие принимают иностранные студенты.

Для выявления эффективности роста личной ответственности за экологическую безопасность окружающей среды в рамках такой работы мы провели анкетирование среди иностранных студентов Медицинского института ТГУ имени Г.Р.Державина. В опросе приняли участие 100 студентов, из 12 стран: Кения, Свазиленд, Индия, Зимбабве, Камерун, Замбия, Ботсвана, Гана, Намибия, Нигерия, Тунис, Марроко. Вопросы анкеты представлены в таблице 1.

В результате анализа полученных данных мы выяснили, что в учебные планы образовательных учреждений каждой страны включены экологические дисциплины. Актуализация полученных знаний студентами является основой эколого-просветительской работы среди населения. Жители участвуют в акциях по посадке деревьев, в работе экологических клубов, организуют конференции по проблемам экологической безопасности, устраивают выставки на тему «Охрана окружающей среды».

Таблица 1

Анкета

Les ?tudiants, on vous demande de r?pondre ? quelques questions sur les activit?s environnementales.

1. Enseigne-t-on dans votre pays dans les ?tablissements d’enseignement scondaires ou sup?rieurs les mati?res qui sont li?es ? ?cologie et ? la protection de l’environnement ? (Si la r?ponse est positive, dites quelles sont ces mati?res)

2. Faut-il enseigner l’?cologie aux ?tablissements d’enseignement scondaires ou sup?rieurs? (Donnez vos arguments!)

3. Quelles activit?s ?cologiques enteprend-on dans les ?tablissements d’enseignement scondaires ou sup?rieurs de votre pays?

4. Avez-vous particip? aux activit?s ?cologiques dans votre pays? (Si la r?ponse est positive, dites quelles sont ces activit?s)

5. Avez-vous particip? aux activit?s ?cologiques en Russie? (Si la r?ponse est positive, dites quelles sont ces activit?s)

6. Quelle est votre attitude aux actions ?cologiques? (Donnez vos arguments!)

L’information personnelle:

7. Le pays, l’ann?e d’?tude

8. L’?ge

9. Le sexe

 

DEAR STUDENTS,

1.Do you teach environmental subjects in school in your country? (If so, what is this subject called?)

2.Do you think that it is reasonable to study ecology in educational institutions? (Explain your answer)

3.What activities focusing on ecology are held in educational institutions in your country?

4.Did you participate in any ecological activities in your country? (If so, in which activities?)

5.Did you participate in any ecological activities in Russia, or in Tambov? (If so, in which activities?)

6.How do you relate to the holding of such activities? (Explain your answer)

INFORMATION ABOUT THE RESPONDENT: COUNTRY, COURSE, AGE

7.Age.

8.Sex.

9.Occupation:

a)                  School pupil

b)                  Studying at a vocational training institution

c)                   University student

d)                  Attending courses under supplementary education

 

Уважаемые студенты …..

1. Преподают ли в школах, колледжах, университетах вашей страны экологические дисциплины? (если да, как называется это предмет?)

2. Считаете ли вы целесообразным изучение экологии в образовательных учреждениях? (аргументируйте свой ответ)

3. Какие мероприятия экологической направленности проводятся в учебных заведениях вашей страны?

4. Участвовали ли вы в экологических акциях в вашей стране? (если да, то в каких?)

5. Участвовали ли вы в экологических акциях в России, в Тамбове? (если да, то в каких?)

6. Как вы относитесь к проведению таких мероприятий? (аргументируйте свой ответ)

Данные о респондентах: страна, курс, возраст

7. Возраст.

8. Пол.

9. Род занятий: а) учащийся школы б) учащийся профессионального среднего учебного заведения в) студент вуза г) обучающийся в системе дополнительного образования

 

 

В образовательных учреждениях этих стран дисциплины экологической тематики имеют разное название (таблица 2).

Таблица 2

Название экологической дисциплины

Страны

Дисциплины

1.Гана

Экологические

исследования

Environmental studies

Экология

Ecology

 

 

2.Намибия

Экологические

исследования

Environmental studies

Экология

Ecology

Агрокультура

Agriculture

Естественные исследования

Natural studies

3.Индия

Экологические

исследования

Environmental studies

 

 

 

4.Зимбабве

Экологические

исследования

Environmental studies

 

 

 

5.Камерун

 

Экология

Ecology

 

 

6.Кения

Экологические

исследования

Environmental studies

 

 

 

7.Свазиленд

Экологические

исследования

Environmental studies

 

 

 

8.Замбия

Экологические

исследования

Environmental studies

Экология

Ecology

Агрокультура

Agriculture

Естественные исследования

Natural studies

9.Ботсвана

Экологические

исследования

Environmental studies

 

Агрокультура

Agriculture

Естественные исследования

Natural studies

10.Нигерия

 

Экология

Ecology

 

 

11.Тунис

Экологические

исследования

Environmental studies

Экология

Ecology

 

Естественные исследования

Natural  studies

12.Марокко

 

Экология

Ecology

 

Естественные исследования

Natural studies

На вопрос о целесообразности участия в экологических мероприятиях, мнения студентов разделились. Из общего числа 13% опрошенных студентов не придают этому большое значение. Для них неважно состояние окружающей их среды и отношение людей к тому, как изменяется качество элементов биосферы. 87% респондентов считают важным построение гармоничных отношений между человеком и природой, видят необходимость расширения круга изучаемых проблем экологической направленности, и проведение эколого-просветительской работы среди учащихся, студентов и населения. Эти студенты сами принимали участие в такой работе, а также имеют большое желание продолжать участие в данных мероприятиях и на территории России.

Сравнительный анализ ответов респондентов об их участии в эколого-просветительской работе на территории России и в тех странах, из которых они приехали, представлен на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Участие в эколого-просветительской деятельности

иностранных студентов в своей стране

 

Рисунок 2. Участие в эколого-просветительской деятельности

иностранных студентов в г. Тамбове

Акции и мероприятия, которые проводятся на родине иностранных студентов, аналогичны мероприятиям, проводимым в нашем городе. Это акции по озеленению улиц, парков и скверов, по сортировке твердых бытовых отходов, эко-акции по уборке парковых территорий от опавшей листвы и мусора, форумы и конференции, посвященные проблемам экологической безопасности. Студенты из Намибии с гордостью рассказали о проводимых ежегодных неделях, посвященных эколого-просветительским мероприятиям, акциям и конкурсам.

Сравнительный анализ эколого-просветительской деятельности иностранных студентов в рамках работы Центра и в стране проживания выявил желание участвовать в таком роде деятельности, но отсутствие должного количества проводимых мероприятий в нашем городе.

С целью повышения эффективности экологического просвещения считаем целесообразным разработку акций, конкурсов, фестивалей, издание рекламной продукции, организацию клубов и тематических занятий, ориентированных на студенческую возрастную категорию [4, 5]. В проводимых мероприятиях следует уделять большее внимание не теоретическим знаниям, а практической природоохранной деятельности, привлекать средства региональных бюджетов (ценные призы, стажировки и т.п.) для повышения мотивации участников.

Литература

  1. Немкова И.Н. Социально-экологическая культура студентов – ноосферный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2013. Т.18. Вып. 3. С. 1115-1118.
  2. Маринченко А.В. Приоритет экологическому образованию. М., 2008.
  3. Немкова И.Н., Ершова Н.Б. Социально-экологическая подготовка специалиста средствами иностранного языка // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2012. С. 177-182.
  4. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Голушко Т.К., Немкова И.Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. Тамбов, 2005.
  5. Макрова Л.Н., Немкова И.Н. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов // Безопасность жизнедеятельности. 2007. № 3. С. 31-38.
Разделы