Сведения об образовательной организации

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Зимовина О.А., Извеков И.Н.
Россия, Международный инновационный университет
zimovina@mail.ru

В нашем исследовании мы исходим из понимания толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.

В отношении каждого объекта окружающей среды толерантность проявляется по мере формирования субъективного представления о безопасности данного объекта, будь то отдельный индивид или социальная группа. В соответствии с этим мы выделяем основные функции толерантности:

- гуманитарная - направлена на формирование ценностных ориентаций и интересов субъекта;

- идентификации - выступает как способ приобщения себя к какой - либо группе, соотнесение своей позиции с групповыми, порождает способность к рефлексии, стремление расширить информационное поле взаимодействия;

- социально-адаптивная - гармонизирует отношения субъекта с окружающей средой, позволяет реально оценивать свой субъективный потенциал, создавать базу для собственного саморазвития.

В воспитании толерантности мы учитываем следующие ее структурные компоненты: когнитивно-ценностный - выполняет миссию содействия формированию личности - значимой системы, ценностных ориентаций, характеризует качество мировосприятия и мироотношения; интегративный - обеспечивает признание значимости и самоценности как группы, гак и индивида; мотивационно-потребностный - состоит в формировании нравственного критерия «толерантность» с целью социальной адаптации.

Толерантность позволяет человеку в любых ситуациях не пойти против своей воли, не унизить собеседника и сохранить принцип свободы личности. Человек сознает толерантным себя тогда, когда он осознает свои действия. Основными направлениями воспитания толерантности являются: определение общих целей и конкретных задач воспитания; расширение представлений о культуре разных народов, о межнациональных отношениях, об образцах толерантного поведения; формирование установок толерантного сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных национальностей; организация научно-исследовательской деятельности в целях изучения проблем возникновения и функционирования механизмов толерантного поведения; развитие позитивного опыта культуры общения и др.

Технологические аспекты формирования толерантности могут быть реализованы через создание условий и учет направлений эффективности формирования толерантности. К таким условиям относятся: развитие гордости за свою культуру; включение во все аспекты обучения и воспитания полиэтнического материала. Развитие способности принятия и уважения различий; признание равноправия; признание общечеловеческих ценностей и др.

Для профессиональной деятельности различного рода направленности имеет межличностная толерантность. В соответствии с философскими и психологическими подходами межличностная толерантность студента понимается нами как его ценностное отношение, активная личностная позиция. В связи с этим мы считаем, что наиболее адекватной психолого-педагогической тактикой развития толерантности у студентов является фасилитативный подход, согласно которому основные усилия преподавателей должны быть сосредоточены на создании условий, наиболее благоприятных для: выработки  студентом собственной, самостоятельной и независимой позиции; естественного, рефлексивного и индивидуального развития межличностной толерантности студента во всех ее измерениях [1].

В изучении и формировании межличностной толерантности акцент делается на выделении факторов педагогического содержания. Важным педагогическим фактором развития межличностной толерантности у студентов вуза является наличие информационной среды, позволяющей студенту осознать сложность и многомерность мира человеческих отношений, неизбежность различий между людьми и недопустимость унижения человека, попавшего в критическую ситуацию.

Толерантное взаимодействие невозможно без активного творческого диалога между людьми. При этом сам диалог, как любое взаимодействие между людьми, является лишь началом для развития взаимопонимания. Образ человека диалогичного формируется в духовно развивающем межличностном общении, в процессе которого проявляется «абсолютная эстетическая нужда» человека «в другом», «в видящей, помнящей, собирающей и объединяющей активности другого, которая одна может создать его внешне законченную личность…» (М.М. Бахтин). Разделяя идею М.М. Бахтина, современные психологи (Л.Ф. Вязникова, А.М. Лобок, А.К. Маркова и др.) считают, что важнейшим качеством «диалогичного человека» является его готовность к взаимопониманию.

«Диалогичный человек», каковым должен быть студент, не может подминать под себя позицию другого. Его задача состоит в том, чтобы понять природу этой другой позиции. Только понимая природу позиции своего оппонента, студент способен вступить с ним  в диалог. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что следующим педагогическим фактором развития межличностной толерантности студента вуза является наличие диалогического взаимодействия в системах «преподаватель – студент», «студент – студент», «студент – группа», позволяющего студенту иметь собственную позицию, признавать право другого мыслить иначе и на этой основе выстраивать собственную линию поведения. [2, 3]

Ведущая роль в сложном процессе развития межличностной толерантности у студентов отводится преподавателю. Анализ исследований по проблемам развития толерантности в образовательном процессе вуза (Л.В. Головатая, П.Ф. Комагоров, Л.И. Рюмшина, Е.А. Сургодеева, Г.У. Солдатова, П.Л. Степанов и др.) показывает, что современный преподаватель должен осознавать, что для воспитания межличностной толерантности у студентов необходимо не только иметь знания о целях, способах и методах обучения, но и связывать их с определенной системой своих профессиональных ценностей и жизненных смыслов.

Все это обусловливает необходимость рассматривать толерантность преподавателя не просто как его личностное  качество, а как определенное требование к нему, как принцип его деятельности. Таким образом, еще одним педагогическим фактором развития межличностной толерантности студента вуза является педагогическая толерантность преподавателя как личностное качество и принцип его деятельности.

Организуемый в условиях вуза образовательный процесс, направленный на развитие у студентов межличностной толерантности, должен, прежде всего, обеспечить: накопление у студентов и преподавателей информации, которая бы способствовала приращению нового знания о сущности феномена «межличностная толерантность»; инициацию поиска инвариантных образовательных идеалов и ценностей на всех ступенях обучения студентов и др.  Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что существенным педагогическим условием развития межличностной толерантности студента является формирование у него современного представления о роли данного феномена как интегративного качества личности, подлежащего развитию в ходе обучения, воспитания  и саморазвития [3, c. 180].

Вместе с тем, развитие межличностной толерантности студента невозможно без наличия аналогичного качества личности у преподавателя вуза. Воспитывая межличностную толерантность у студента как личностно значимую для него ценность, преподаватель должен проявлять ответственное отношение к личному поведению, как одному из основных условий формирования межличностной толерантности в себе самом. В связи с этим, важным педагогическим условием развития межличностной толерантности у студентов является обеспечение процесса развития межличностной толерантности у  преподавателей вуза  как инструментальной ценности.

К предпосылкам успешного развития межличностной толерантности мы относим: наличие у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности; принятие преподавателем студента как существа целостного,  рефлексирующего, способного к саморазвитию и осуществлению ценностно-осмысленного личностного выбора на основе собственного мнения, уважая при этом право другого воспринимать и мыслить иначе; методическую грамотность преподавателя, его готовность реализовать педагогический процесс на базе гуманистически-ориентированных форм, методов, приемов и средств.

Литература

1. Зимовина О.А. Педагогический аспект воспитания толерантности студентов в вузе. //Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов. 2011. С. 178-183.

2. Обучение толерантности /под ред. Г.Л. Бардиер. СПб, 2005.

3. Зимовина О.А. Педагогические технологии воспитания толерантности в условиях гуманизации образования. Сочи, 2012.

Разделы