Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКИ 

Боева Е.М.
Россия, Мезенский педагогический колледж
mkmezpk@mail.ru

Основная цель современной профессиональной школы - не только получение студентом определенного набора знаний, но и формирование у него готовности к активной, творческой жизнедеятельности в условиях неопределенности на рынке труда, что связано с профессиональным самоопределением как процессом расширения психолого-педагогического пространства личности в связи с выбором жизненного пути.

Анализ исследований показал, что профессиональное самоопределение – это процесс и результат поиска и приобретения человеком профессии, которая удовлетворяла бы его условиям, содержанием труда, соответствовала индивидуальным особенностям [1]. В процессе профессиональной подготовки у студентов постепенно меняется самосознание, они приобретают разнообразные практические умения, представления о нормах внутрипрофессионального общения, формируется профессионально окрашенный образ общества и мира в целом [2].

На наш взгляд, процесс профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа не может быть успешным без включения будущего педагога в разнообразную профессионально-педагогическую деятельность, дающую возможность получить знания о себе, требованиях к специалисту в данной области, приобрести умения и навыки педагогической деятельности. В качестве такой деятельности студентов педагогического колледжа выступает психолого-педагогическая практика, которая является не только этапом профессиональной подготовки, но и средством профессионального самоопределения студентов.

На основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования можно выделить следующие задачи психолого-педагогической практики студентов педагогических колледжей:

  • изучать педагогическое мастерство учителя-наставника;
  • овладевать средствами педагогической диагностики возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
  • совершенствовать культуру педагогической деятельности.

В ходе практики студенты выполняют разнообразные виды деятельности:

  • знакомятся с учителем, особенностями организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • осваивают педагогические формы индивидуального взаимодействия с учениками, учатся самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
  • учатся проводить и анализировать диагностические методики, приобретая начальный опыт ведения исследовательской работы по изучению возрастных и индивидуальных особенностей ученика, формированию условий развития его личности [3].

Результатом практики является сформированность как профессиональных компетенций (проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов; формирование педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений), так и общих компетенций (понимание сущности и социальной значимости будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса; организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества; осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач; использование информационно-коммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности; умение работать в коллективе и команде, строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, регулирующих ее).

От того, как пройдет практика в образовательном учреждении, во многом зависит дальнейшая профессиональная судьба студента, его желание стать учителем. В связи с этим для прохождения психолого-педагогической практики студентов мы стараемся подбирать образовательные организации, в которых работают инициативные, увлеченные своим делом педагоги. Основной базой прохождения психолого-педагогической практики является школа № 32 г. Орла. В ходе практики студенты в сотрудничестве с педагогами-наставниками, такими, как Е.М. Боева, Т.В. Семенова, Т.Н. Шварева знакомятся с особенностями организации образовательно-воспитательного процесса в классе и приобретают навыки индивидуального взаимодействия с учениками.

По завершении практики студенты осуществляют рефлексию, целью которой является выявление сложностей в процессе прохождения практики. Наблюдение за студентами в процессе работы и анализ качества выполнения ими отдельных видов деятельности позволили нам выяснить, что они затрудняются в проведении в доступных формах исследований, связанных с изучением личностных качеств учащихся и класса; составлении психолого-педагогической характеристики класса и личности ученика на основе использования комплекса научных методов диагностики; формулировке выводов и обобщений на основе полученных данных.

При оценивании деятельности практикантов учитывается эффективность самостоятельной работы, творческий подход к практике, качество отчетной документации и трудовой дисциплины, участие в конференции по итогам практики.

Рассмотренный вид практики помогает выявить возможности и проблемы студентов и, несомненно, влияет на формирование профессиональных компетенций выпускника педагогического колледжа.

Литература

1. Волкова О.А. Педагогические условия и средства профессионального самоопределения будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2000.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н / Д, 1996.

3. Коровина О.С. Факторы и условия профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей: дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2001.

Разделы