Сведения об образовательной организации

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Григоров С.Ю., Федюнин Д.П.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
mariana_g@mail.ru

Российские Вооруженные Силы исторически сложились как многонациональные. До недавнего времени межнациональные отношения в воинских коллективах особого беспокойства не вызывали. Большинство конфликтов не носили национальной окраски. Теперь же обстановка изменилась. С вступлением России в новое тысячелетие и проведением реформ в Вооруженных Силах было замечено усложнение взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей. В связи с этими обстоятельствами и возникла необходимость в обобщении и систематизации опыта, накопленного войсковыми и флотскими командирами и офицерами воспитательной работы по профилактике и предупреждению конфликтов между военнослужащими на национальной основе.   

Для анализа состояния проблемы по интересующим нас вопросам в ВУНЦ ВВС «ВВА» был проведен комплексный анкетный опрос среди офицеров, курсантов специального факультета и курсантов, представляющих Российскую Федерацию.

В анкетном опросе офицеров приняло участие 18 человек. Среди них 7 человек офицеров занимает должность командира роты (НК), 9 - командира взвода (КО), 2 - другие должности, но в прошлом также имели опыт работы с личным составом.

В процессе опроса было выявлено: что 42 % опрошенных офицеров встречались со случаями проявления межнациональных конфликтов в своем подразделении и 58 % с данной проблемой не сталкивались. 66 % респондентов считает, что воспитанию лучше «поддаются» русские военнослужащие, 44 % считает, что воспитательные воздействия эффективных для всех в одинаковой степени. В вопросе о методах воздействия на подчиненных, 33 % офицеров ответили, что представители другой национальности воспринимают только метод «принуждения», в то же время 34 % опрошенных указали, что всё зависит от каждого конкретного военнослужащего и 33 % считает, что это не так. 42 % офицеров-воспитателей при постановке задач не учитывают национальность подчиненных, говоря при этом, что все военнослужащие равны, 28 % респондентов имеют другое мнение и учитывают национальность своих подчиненных, и 30 % считают, что все зависит от характера поставленной задачи.

50 % опрошенных офицеров используют индивидуальные способы воспитания к каждому военнослужащему, 24 % используют одинаковые способы воспитания и к русским военнослужащим, и к представителям другой национальности. И у 26 % эти способы различны. Однако назвать их респонденты отказались.

18 % опрошенных офицеров в своей практике пытались отказаться от прохождения службы в своих подразделениях представителями других национальностей, 82 % респондентов таких попыток не предпринимали. 70 %  опрошенных считают, что русские военнослужащие и военнослужащие других национальностей во время хозяйственных работ должны выполнять одну задачу, а не каждый свою, 12 % так не считают и 18 % указывают, что всё зависит от характера поставленной задачи. У 94 % офицеров, участвовавших в опросе, военнослужащие различных национальностей размещаются все вместе, у 6 % офицеров военнослужащие различных национальностей размещаются отдельно. У 42 % офицеров за время службы не было проблем с исполнительностью  военнослужащих неславянской национальности, у 28 % такие проблемы встречались,  и у 30 % опрошенных были проблемы с исполнительностью конкретных иностранных военнослужащих, а не представителей всей национальной группы.

Следует отметить, что 30 % офицеров поддерживают политику государства по предоставлению возможности обучения в военных вузах иностранным гражданам, 46 % такую политику не поддерживают и 24 % не видят другого выхода.

Анализируя проведенное с офицерами-воспитателями исследование, можно сделать вывод, что обучение иностранных курсантов в подразделениях с российскими военнослужащими не приводит к трудностям. В основном офицеры-воспитатели легко находят подход к данным военнослужащим. В подразделениях к этой категории военнослужащих командиры предъявляют требования такие же, как и к остальным подчиненным, они не пользуются ни какими привилегиями и также не считаются угнетенными.

В анкетном опросе курсантов приняло участие 104 человека. Среди них 24 человека представители других национальностей, 80 человек русских военнослужащих, из которых 40 человек инженерной специальности и 40 курсантов штабной специальности (в дальнейшем  «штабисты»).

В процессе опроса было выявлено: 100 % курсантов иностранных государств считают, что в подразделении должны быть установлены дружеские отношения между военнослужащими различных национальностей. У 97,5 % курсантов инженерных специальностей такое же мнение и 2,5 % так не считают. 80% курсантов-штабистов поддерживают мнение большинства, 15 % так не считают и  5 % затрудняются ответить.

46 % иностранных военнослужащих считают, что религия в значительной степени влияет на взаимоотношения между военнослужащими различных национальностей, 31 % считает, что влияет, но не значительно и 23 % указывают, что религия не оказывает никакого влияния. Схожи по своим ответам оказались и ответы курсантов инженерных специальностей – 42 % считают, что религия дает большой вклад во взаимоотношения между военнослужащими, 37,5 % уверены, что она оказывает незначительное влияние и 20 % считают, что она вообще никак не влияет на взаимоотношения. Иным образом на этот вопрос ответили курсанты-штабисты: 35 % считают, что религия влияет на взаимоотношения в коллективе, 42,5 % уверены, что она влияет в незначительной степени и 22,5 % склонны думать, что религия не влияет на отношения в подразделение.

Отвечая на вопрос о взаимоотношениях в многонациональном воинском коллективе, 50 % иностранцев ответили, что комфортно себя чувствуют в таком коллективе, 50 % вообще не видят разницы между коллективами одной национальности и смешанном коллективе. 32,5 % «инженеров» комфортно себя чувствуют в многонациональном воинском коллективе, 62,5 % не видят значительной разницы в каком коллективе проходить службу и 5% чувствуют себя дискомфортно в данном положении. Иные показатели по этому вопросу были получены у курсантов-штабистов. Только 10 % комфортно себя чувствуют в многонациональном воинском коллективе, 42,5 % не видят особой разницы и 47,5 % испытывают дискомфорт в многонациональном воинском коллективе.

Продолжая рассматривать взаимоотношения в воинских коллективах, видим, что 21 % курсантов иностранных государств считают, что отношения в коллективе складывались бы лучше, если бы все были одной национальности, 29 % опрошенных с этой проблемой не сталкивались и 50 % так не считают. Проводя анализ ответов российских военнослужащих, видим, что 25 % курсантов-инженеров считают, что отношения складывались бы лучше, если все были одной национальности, 27,5% с этим не сталкивались и 47,5 % считает, что это мнение неверно. Ответы курсантов-штабистов в очередной раз отличаются от других респондентов – 65% считает, что отношения складывались бы лучше, если все были одной национальности, 25 % с такой ситуацией не сталкивались и только 10 % так не считают.

Анализируя взаимоотношения между национальностями, можно отметить, что 46 % военнослужащих иностранных государств хорошо относятся к своим сослуживцам другой национальности, 50 % считает, что все зависит от конкретно от каждого представителя и только 4 % безразлично относятся к представителям других национальностей. Почти одинаково ответили курсанты инженерной специальности и курсанты-штабисты: по 20 % из них безразлично относятся к представителям других национальностей, обе группы участвующие в исследовании имеют низкий показатель по уровню неприязни к нероссийским военнослужащим – это 2,5-5%. Несколько выше показали свое хорошее отношение к представителям другой национальности курсанты-инженеры, 17,5 % которых хорошо относятся к данным представителям, тогда как у «штабистов» этот показатель составил только 5 %. И обе группы анкетируемых набрали большинство ответов в пункте «все зависит от каждого представителя».

В вопросе о причинах возникновения конфликта 72 % иностранных курсанта считает, что большинство конфликтов между военнослужащими различных национальностей – это межличностные, 16% считает, что это не так и видят в этом национальные аспекты, 12% просто затрудняются ответить.

Почти аналогично между собой ответили на этот вопрос курсанты-штабисты и курсанты-инженеры. По 57,5 % из них считают, что большинство конфликтов – межличностные. 32,5% «штабистов» считают, что это не так, в свою очередь инженеры дали такой ответ только в 20 % ответов. Затруднились с ответом на вопрос 22,5 % «инженеров» и 10 % «штабистов».

Обрабатывая анкеты, можно было обратить внимание на то, что 100% курсантов иностранных государств ведут себя естественно в присутствии представителей других национальностей. 90 % курсантов-инженеров ведет себя естественно в присутствии других национальностей, 10 % этой же группы стараются покинуть данную компанию. 87,5 % курсантов-штабистов тоже ведут себя естественно в данной компании, 10 % пытаются покинуть данный коллектив и 2,5 % показывают свою неприязнь.

На вопрос «Есть ли у вас друзья другой национальности», 96 % курсантов иностранных государств ответило, что «есть», 20 % ответило что «нет» и 5 % ответило, что «есть хорошие товарищи, но не друзья. На этот же вопрос 75 % инженеров ответило, что «есть», 2 0% ответило, что «нет» и 5% указало, что есть хорошие товарищи, но не друзья. 45% курсантов-штабистов ответили, что имеют друзей другой национальности, у 22,5% таких друзей нет и у 32,5% есть хорошие товарищи, но не друзья.

100 % иностранных курсантов одинаково относятся ко всем национальностям. Среди российских военнослужащих инженерной специальности наблюдается, что помимо 95 % курсантов которые одинаково относятся ко всем национальностям, есть 5 % военнослужащих, которые негативно относятся к представителям ислама. В ответах курсантов-штабистов видно, что 37,5 % негативно относятся к представителям ислама и только 62,5 % относятся одинаково ко всем национальностям.

Рассматривая взаимоотношения между национальностями при несении службы отметим, что 50 % курсантов других национальностей не стараются поменяться в наряде, 50 % считает, что все зависит от личности того, с кем поставили. 52,5 % русских курсантов инженерных специальностей не стараются поменяться в наряде, 10 % считают, что все зависит от национальности и у 37,5 % все зависит от личности того, с кем поставили в наряд. 7,5 % «штабистов» стараются поменяться в наряде, 30 % таких попыток не предпринимают, 7,5 % считает, что все зависит от национальности и большинство – 55 % что все зависит от личности того, с кем поставили.

В вопросах об исполнительности можно обратить внимание, что 92% курсантов-иностранцев считают, что указания командира необходимо выполнять одинаково быстро, точно и со старанием независимо от его национальности, 8% затрудняются ответить. 90 % курсантов-инженеров считают, что указания командира необходимо выполнять быстро, независимо от его национальности, 10 % так не считают. На этот же вопрос курсанты-штабисты дали следующие ответы: 80 % считают, что указания командира необходимо выполнять быстро, независимо от его национальности, 10 % так не считают и 10 % затрудняются ответить.

96 % курсантов-иностранцев не считают, что более сложную работу должны выполнять представители других национальностей, 4 % считают, что данное мнение верно. Аналогичным образом на этот вопрос ответили представители инженерных специальностей - 97,5 % считает, что это мнение неверно и только 2,5% считают это высказывание верным, если они младше. Незначительно отличаются ответы курсантов-штабистов - 15% считает, что более сложную работу должны выполнять представители других национальностей, 77,5 % так не считает и 7,5 % считают это верно, если военнослужащие младше.

Рассматривая вопрос о патриотизме, следует отметить, что 76 % военнослужащих других государств готовы отдать свою жизнь ради благополучия своей страны, не раздумывая; 24 % сделают, это если не будет другого выхода. Почти одинаковые ответы на этот вопрос имеют российские курсанты. 50 % из них считают, что способны отдать свою жизнь на благо Родины, не раздумывая, по 32,5-55% считают, что сделали бы это, если бы не было другого выхода, 15% курсантов инженерных специальностей скорее не станут этого делать и 2,5% уверены, что так не поступят. Отрицательных ответов у курсантов-штабистов меньше, по 7,5% считают, что, скорее всего, так не поступят.

50 % иностранных курсантов комфортно себя чувствуют, проходя службу с российскими военнослужащими, 8 % испытывают дискомфорт и 42 % не видят разницы с кем служить. При этом 76 % данных курсантов считают, что российские военнослужащие их недолюбливают, 24% этого не замечали. 64 % ответивших положительно на предыдущий вопрос считают, что недолюбливают всех иностранцев и 36 %, что недолюбливают представителей конкретно их государства.

68 % иностранных курсантов легко подчиняются русскому командиру, 8 % это делают с неохотой и 24 % легко, если он старше по возрасту.

38 % представителей других национальностей могут «открыть душу» офицеру-воспитателю, если он другой национальности, 12 % не могут этого сделать и 50 % затрудняются ответить.

84 % курсантов иностранных государств считают, что взаимоотношения в воинском коллективе в большей степени зависят от качества работы офицера-воспитателя и лишь 16 % так не считают. 82,5% курсантов-инженеров тоже считают, что взаимоотношения в воинском коллективе в большей степени зависят от качества работы офицера-воспитателя, 16% так не считают, 7,5% затрудняются ответить. Почти аналогично ответили курсанты-штабисты – 77,5 % считают, что взаимоотношения в воинском коллективе в большей степени зависят от качества работы офицера-воспитателя, 17,5% так не считают, 5% затрудняются ответить.     

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Российские военнослужащие инженерной специальности хорошо относятся к военнослужащим другой национальности, легко входят в контакт с данным контингентом, не испытывают неприязни к иностранным курсантам, считают их своими товарищами и членами своего коллектива.

У курсантов штабной специальности данные показатели несколько ниже: среди них есть представители, которые негативно относятся к иностранным курсантам и не поддерживают политику государства по предоставлению военных учебных заведений для обучения. Однако данную точку зрения поддерживает небольшая часть респондентов, большинство все же положительно относятся к иностранным курсантам и поддерживают с ними дружеские отношения.

Рассматривая самих курсантов иностранных государств, видно, что данные военнослужащие комфортно себя чувствуют в «стенах» академии, легко вступают в контакт и взаимодействие с русскими военнослужащими, не проявляют негативного отношения к русским командирам, быстро и четко выполняют их указания. Практически не вступают в конфликты на национальной почве.

Подводя общий итог по проведенному исследованию, можно сказать, что в данном учебном заведении созданы все условия для обучения и воспитания военнослужащих всех национальных групп, а так же ведется воспитательная работа, направленная на формирования у военнослужащих чувства интернационализм и дружбы народов. 

Разделы