Сведения об образовательной организации

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА МИРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА МИРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Литвинович В.Г.
Республика Беларусь, Минский государственный лингвистический университет
litvyn@yandex.ru

Общечеловеческие ценности – основа всего цивилизованного мира, идеалов, которые на протяжении многих веков пытается добиться человечество, а сами же ценности именно та основа, которая даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с воспитанием у учащихся молодёжи общечеловеческих ценностей [1]. Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему воспитания ценностей, идеалов, как центральную в третьем тысячелетии.

Гражданские ценности формируют гражданское общество, правовое поведение, социальную активность, общественное поведение. Формула цели воспитания может быть представлена следующим образом; человек + член общества + личность + гражданин. Гражданское воспитание рассматривается как основывающийся на общечеловеческих ценностях и понятиях гражданственности комплексный процесс, формирующий понимание того, как функционирует демократическое государство и гражданское общество, и последовательно воспитывающий ответственности и обязанностями, вытекающими из жизни в общности с другими людьми.

Человечество в своем развитии прошло огромный путь, сочетающий эволюцию и революции, в которых изменения касались не только социальных установок, но и духовных предпочтений, и, тем не менее, современной цивилизации свойственны вечные предпочтения, передаваемые из поколения в поколение, которые без преувеличения можно назвать достижениями человечества.

Социальный статус гражданина Мира – это осознание того, что ты являешься не только членом непосредственно окружающего тебя общества, но и представителем национальности, гражданином страны и субъектом мировой цивилизации в целом [2].

Организация Объёдинённых Наций совместно с молодёжными группами, организациями частного сектора и неправительственными организациями по всему миру разработала опрос «Мой мир», который затрагивает вопросы построения лучшего будущего нашей планеты. В опросе «мой мир» людям по всему миру предлагается ответить на вопросы о том, что больше всего влияет на их жизнь.

Опрос «Мой мир» является дополнением к Целям развития тысячелетия (ЦРТ), которые продолжают объединять действия международного сообщества по борьбе с бедностью и улучшению экономического положения населения планеты. В опросе предлагалось ответить на вопросы о том, что больше влияет на вашу жизнь. Опрос «Мой мир» проводится анонимно. Его участники должны лишь указать свой пол, возраст и страну для того, чтобы обеспечить обработку данных по регионам. Обработанные данные будут предоставлены мировым лидерам. В результате опроса будут определены шесть главных проблем, которые больше всего влияют на жизнь людей во всём мире.

Цель опроса «Мой мир» стать доступным для обычных граждан, чтобы привлечь их к участию в процессе построения программы развития после 2015 года, а также представить совместную инициативу ООН и гражданского общества – интернет-платформу «Мир, который мы хотим», площадку, на которой простые граждане и другие заинтересованные лица принимают участие в более серьёзных и интерактивных дебатах о мире после 2015 года.

Результаты опроса «Мой мир» будут переданы Группе высокого уровня Генерального секретаря по изучению программы действий в области развития на период после 2015 года перед совещаниями в Монровии, Джакарте и Нью-Йорке. Предполагается, что Группа рассмотрит результаты глобального опроса, прежде чем представить свой окончательный доклад Генеральному секретарю ООН.

Все желающие приняли участие в опросе «Мой мир» вплоть до 2015 года. Результаты опроса будут переданы Генеральному секретарю ООН и другим мировым лидерам. Координаторами этой инициативы при поддержке партнёров по всему миру являются Программа развития ООН, Кампания тысячелетия ООН, Институт по вопросам развития зарубежных стран и Фонд развития всемирной компьютерной сети.

ООН и её партнёры приглашали граждан по всему миру принять активное участие в опросе и присоединиться к процессу обсуждения мира, в котором мы хотим жить после 2015 года. В рамках кампании «Мой мир» ООН призывал проголосовать за будущие приоритеты в сфере развития.

Концепция развития на период после 2015 года должна быть глобальной, сбалансированной, универсальной и приемлемой для всех. Об этом заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая в поддержку кампании «Мой мир». Её суть сводится к тому, что граждане всего мира могут поделиться с ООН своим видением повестки дня в сфере развития после 2015 года.

В Минском государственном лингвистическом университете в опросе  «Мой мир» приняло участие 226 студентов. В таблице 1 представлены результаты опроса

         ТАБЛИЦА 1

1

Доступное и качественное образование

167 студ.                              1 место

2

Равенство между мужчинами и женщинами

37 студ.                                13 место

3

Повышение количества рабочих мест

34 студ.                                7 место

4

Политические свободы

70 студ.                                11 место

5

Доступ к телефонной связи и Интернету

45 студ.                                12 место

6

Повышение уровня здравохранения

155 студ.                                2 место

7

Защита от преступности и насилия

145 студ.                               3 место

8

Доступная питательная пища

78 студ.                                 9 место

9

Надёжное энергоснабжение домов

26 студ.                                 16 место

 

10

Поддержка нетрудоспособных лиц

72 студ.                                  10 место

11

Честное и эффективное правительство

98 студ.                                  6 место

12

Охрана лесов, рек и океанов

109 студ.                                 5 место

13

Действия, предпринимаемые в области изменения климата

28 студ.                                  15 место

14

Отсутствие дискриминации и преследований

116 студ.                                4 место

15

Улучшение транспортной системы  и качества дорог

35 студ.                                  14 место

 

16

Доступ к чистой воде и улучшение санитарных условий

93 студ.                                   8 место

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА «МОЙ МИР»

студентов Минского государственного лингвистического университета по шести более значимых для них глобальных проблем

Проблемы

Кол-во

студентов

Место

1

Доступное и качественное образование

167

1

2

Повышение уровня здравохранения

155

2

3

Защита от преступности и насилия

145

3

4

Отсутствие дискриминации и преследований

116

4

5

Охрана лесов, рек и океанов

109

5

6

Честное и эффективное правительство

98

6

Привлечение учащейся молодёжи со стороны мирового сообщества к глобальному опросу показывает, что их мнение принимается во внимание при принятии решений, касающихся их жизни в современном обществе и формирует их как  социально активных граждан Мира.

Литература

1. Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Прокудин Ю.П., Терехина Т.А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 6 (74). С. 185-192.

2. Литвинович В.Г. Формирование субъектной позиции студента в контексте идей культуры мира // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2014. С.328-331.

Разделы