ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА МИРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Литвинович В.Г.
Республика Беларусь, Минский государственный лингвистический университет
litvyn@yandex.ru
Общечеловеческие ценности – основа всего цивилизованного мира, идеалов, которые на протяжении многих веков пытается добиться человечество, а сами же ценности именно та основа, которая даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу. Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с воспитанием у учащихся молодёжи общечеловеческих ценностей [1]. Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему воспитания ценностей, идеалов, как центральную в третьем тысячелетии.
Гражданские ценности формируют гражданское общество, правовое поведение, социальную активность, общественное поведение. Формула цели воспитания может быть представлена следующим образом; человек + член общества + личность + гражданин. Гражданское воспитание рассматривается как основывающийся на общечеловеческих ценностях и понятиях гражданственности комплексный процесс, формирующий понимание того, как функционирует демократическое государство и гражданское общество, и последовательно воспитывающий ответственности и обязанностями, вытекающими из жизни в общности с другими людьми.
Человечество в своем развитии прошло огромный путь, сочетающий эволюцию и революции, в которых изменения касались не только социальных установок, но и духовных предпочтений, и, тем не менее, современной цивилизации свойственны вечные предпочтения, передаваемые из поколения в поколение, которые без преувеличения можно назвать достижениями человечества.
Социальный статус гражданина Мира – это осознание того, что ты являешься не только членом непосредственно окружающего тебя общества, но и представителем национальности, гражданином страны и субъектом мировой цивилизации в целом [2].
Организация Объёдинённых Наций совместно с молодёжными группами, организациями частного сектора и неправительственными организациями по всему миру разработала опрос «Мой мир», который затрагивает вопросы построения лучшего будущего нашей планеты. В опросе «мой мир» людям по всему миру предлагается ответить на вопросы о том, что больше всего влияет на их жизнь.
Опрос «Мой мир» является дополнением к Целям развития тысячелетия (ЦРТ), которые продолжают объединять действия международного сообщества по борьбе с бедностью и улучшению экономического положения населения планеты. В опросе предлагалось ответить на вопросы о том, что больше влияет на вашу жизнь. Опрос «Мой мир» проводится анонимно. Его участники должны лишь указать свой пол, возраст и страну для того, чтобы обеспечить обработку данных по регионам. Обработанные данные будут предоставлены мировым лидерам. В результате опроса будут определены шесть главных проблем, которые больше всего влияют на жизнь людей во всём мире.
Цель опроса «Мой мир» стать доступным для обычных граждан, чтобы привлечь их к участию в процессе построения программы развития после 2015 года, а также представить совместную инициативу ООН и гражданского общества – интернет-платформу «Мир, который мы хотим», площадку, на которой простые граждане и другие заинтересованные лица принимают участие в более серьёзных и интерактивных дебатах о мире после 2015 года.
Результаты опроса «Мой мир» будут переданы Группе высокого уровня Генерального секретаря по изучению программы действий в области развития на период после 2015 года перед совещаниями в Монровии, Джакарте и Нью-Йорке. Предполагается, что Группа рассмотрит результаты глобального опроса, прежде чем представить свой окончательный доклад Генеральному секретарю ООН.
Все желающие приняли участие в опросе «Мой мир» вплоть до 2015 года. Результаты опроса будут переданы Генеральному секретарю ООН и другим мировым лидерам. Координаторами этой инициативы при поддержке партнёров по всему миру являются Программа развития ООН, Кампания тысячелетия ООН, Институт по вопросам развития зарубежных стран и Фонд развития всемирной компьютерной сети.
ООН и её партнёры приглашали граждан по всему миру принять активное участие в опросе и присоединиться к процессу обсуждения мира, в котором мы хотим жить после 2015 года. В рамках кампании «Мой мир» ООН призывал проголосовать за будущие приоритеты в сфере развития.
Концепция развития на период после 2015 года должна быть глобальной, сбалансированной, универсальной и приемлемой для всех. Об этом заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая в поддержку кампании «Мой мир». Её суть сводится к тому, что граждане всего мира могут поделиться с ООН своим видением повестки дня в сфере развития после 2015 года.
В Минском государственном лингвистическом университете в опросе «Мой мир» приняло участие 226 студентов. В таблице 1 представлены результаты опроса
ТАБЛИЦА 1
1 |
Доступное и качественное образование |
167 студ. 1 место |
2 |
Равенство между мужчинами и женщинами |
37 студ. 13 место |
3 |
Повышение количества рабочих мест |
34 студ. 7 место |
4 |
Политические свободы |
70 студ. 11 место |
5 |
Доступ к телефонной связи и Интернету |
45 студ. 12 место |
6 |
Повышение уровня здравохранения |
155 студ. 2 место |
7 |
Защита от преступности и насилия |
145 студ. 3 место |
8 |
Доступная питательная пища |
78 студ. 9 место |
9 |
Надёжное энергоснабжение домов |
26 студ. 16 место
|
10 |
Поддержка нетрудоспособных лиц |
72 студ. 10 место |
11 |
Честное и эффективное правительство |
98 студ. 6 место |
12 |
Охрана лесов, рек и океанов |
109 студ. 5 место |
13 |
Действия, предпринимаемые в области изменения климата |
28 студ. 15 место |
14 |
Отсутствие дискриминации и преследований |
116 студ. 4 место |
15 |
Улучшение транспортной системы и качества дорог |
35 студ. 14 место
|
16 |
Доступ к чистой воде и улучшение санитарных условий |
93 студ. 8 место |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА «МОЙ МИР»
студентов Минского государственного лингвистического университета по шести более значимых для них глобальных проблем
№ |
Проблемы |
Кол-во студентов |
Место |
1 |
Доступное и качественное образование |
167 |
1 |
2 |
Повышение уровня здравохранения |
155 |
2 |
3 |
Защита от преступности и насилия |
145 |
3 |
4 |
Отсутствие дискриминации и преследований |
116 |
4 |
5 |
Охрана лесов, рек и океанов |
109 |
5 |
6 |
Честное и эффективное правительство |
98 |
6 |
Привлечение учащейся молодёжи со стороны мирового сообщества к глобальному опросу показывает, что их мнение принимается во внимание при принятии решений, касающихся их жизни в современном обществе и формирует их как социально активных граждан Мира.
Литература
1. Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Прокудин Ю.П., Терехина Т.А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 6 (74). С. 185-192.
2. Литвинович В.Г. Формирование субъектной позиции студента в контексте идей культуры мира // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2014. С.328-331.