Сведения об образовательной организации

ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ 

Голубев А.А., Кулюкин Н.И.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
mariana_g@mail.ru

В условиях морально-психологической нестабильности общества, что естественным образом неблагоприятно отражается на жизнедеятельности воинских коллективов, с особой остротой возникает вопрос о разграничении пределов компетентности медицинских, воспитательных, командных и правоохранительных органов при анализе конкретных случаев нарушения регламентированного поведения у военнослужащих. При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психической патологии или же отражают психические особенности молодого возраста, дефекты воспитания, либо обусловлены чисто ситуационными моментами.

На первом этапе эмпирического исследования был проведен анкетный опрос. Анкета была разработана таким образом, чтобы наиболее объективно осветить рассматриваемую проблему. В анкетном опросе приняло участие 34 офицера. Среди них 14 офицеров занимает должность командиров рот (начальники курса) и 20 – командира взвода (курсовые офицеры)

В ходе опроса был обнаружен большой опрос мнений о наиболее важных и значимых психологических характеристиках, учитываемых при построении офицерами своей воспитательной работы.

Каждому опрошенному было предложено проранжировать представленные психические качества личности, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы. 23,2 % опрошенных на первое место ставят темперамент, 40,6 % - дисциплинированность и статус в воинском коллективе. Уровень личностной тревожности на первое место поставили 5,9 % респондентов и 17,4 % ответили, что в большинстве случаев работают интуитивно. Особенности проявления акцентуаций как первостепенный фактор были отмечены 5,9 % опрошенных. Столько же респондентов отметили для акцентуаций второе место. 11,8 % офицеров поставили их на третье место. На четвертое, пятое и шестое места особенности проявления акцентуаций как фактора проведения индивидуальной воспитательной работы, поставили по 5,9 % опрошенных. Остальные 11,8 % отметили, что учитывать акцентуации вообще не следует.

Интересно отметить, что из числа опрошенных лишь 46,4 % указали, что они вообще знают о существовании такое понятия, как акцентуация. Однако в то же время меньше половины из них (17,4 % от общего числа респондентов) при рассмотрении понятия «акцентуация характера» выбрало правильную трактовку, что свидетельствует о весьма поверхностном представлении о предмете обсуждения. При этом 52,2 % опрошенных считают, что такой специалист, как заместитель командира роты по работе с личным составом, должен обладать акцентуированными чертами.

Тридцать четыре процента респондентов считает, что проявления акцентуаций характера являются причинами конфликтов в воинских подразделениях.  В то же время 29 % офицеров указывают, что менее 25 % курсантов, находящихся в их подчинении, обладают акцентуированными чертами. 17,4 % считают, что этими чертами обладает от 50 до 70 %  личного состава и лишь 5,9 % респондентов считают, что в их подразделениях служит более 75 % акцентуантов.

Как наиболее часто встречающиеся акцентуации у курсантов были отмечены: демонстративный тип – 40,6 % опрошенных, тревожный тип – 29 %, педантичный – 17,4 %, эмотивный и шизоидный – по 11,8 % респондентов, и 5,9 % офицеров указали, что встречались с застревающим типом акцентуаций.

Как наиболее необходимые методы, используемые в индивидуально-воспитательной работе с акцентуированными курсантами, отмечались следующие методы:

-         положительный пример – 40,6 % респондентов;

-         тактичный повседневный контроль и индивидуальные поручения – по 23,2 % респондентов;

-         внушение и убеждение – по 17,4 %;

-         поощрение, стимулирование инициативы и упражнения в преодолении трудностей и нерешительности – по 11,8 %;

-         стимулирование адекватной самооценки – 5,9 %.

При этом никто не отметил метод наказания.

34,8 % респондентов отметили, что для выявления акцентуированных курсантов они использовали (или использовали бы) наблюдение, 29 % - беседу, 17,4 % - комплексно беседу и наблюдение и по 5,9 % опрошенных отметили экспертное заключение и тесты-опросники.

Таким образом, проведенный опрос позволяет сделать вывод о том, что знания офицеров-воспитателей по интересующей проблеме практически полностью отсутствуют. Это послужило поводом для проведения дальнейших исследований.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Обследованию было подвергнуто 186 курсантов, из них 102 человека – курсанты специальности «Организация морально-психологического обеспечения войск». Для каждого респондента был построен личностный профиль, характеризующий индивидуальные проявления явных и скрытых акцентуированных черт. Данные опроса после их первичной обработки были сгруппированы в выборки испытуемых с различными типами акцентуаций.

Результаты проведенного исследования позволили отметить, что среди курсантов более 50 % опрошенных имеют ярко выраженные акцентуации.

При этом, если среди курсантов прочих специальностей этот показатель составил 51 %, то среди курсантов-«психологов» он равен 70,1 %. Наиболее часто встречаемый тип акцентуаций – гипертимный – 31 и 43 % соответственно. Гипертимы общительны, повышенно словоохотливы. На жизнь при любых ситуациях смотрят оптимистично. Зачастую недисциплинированы, не терпят власти над собой. Они характеризуются постоянным (или частым) пребыванием в приподнятом настроении в сочетании с высокой активностью, жаждой деятельности, что может приводить к неадекватности поведения, а в патологии – к неврозу навязчивых состояний.

Остальные виды акцентуаций распределись следующим образом:

- прочие специальности: экзальтированный – 12 %, дистимный и циклотимный – по 4 %;

- курсанты-«психологи»: демонстративный – 12 %, экзальтированный – 4,9 %, циклотимный – 3,7 %, застревающий – 2,4 %, эмоциональный, педантичный и тревожный – по 1,2 %.

Одной из частных задач исследования явилось сравнение количественных и качественных характеристик акцентуаций среди курсантов-«психологов». Была обнаружена следующая, достаточно интересная, закономерность. Количество акцентуантов на 1, 2 и 3 курсе распределились в диапазоне 82, 62 и 60 % соответственно. Таким образом, можно предположить, что действительно с возрастом проявления акцентуаций имеют тенденцию к сглаживанию. На момент проведения исследования курсанты 3-го года обучения имели в своем составе 52 % гипертимов и по 4 % тревожных и экзальтированных акцентуантов.

 Для курсантов 2-го года обучения также характерно доминирование гипертимной акцентуации – 50 % опрошенных. Помимо этого здесь есть представители экзальтированного и демонстративного типа – 8 и 4 % соответственно.

Наибольшее разнообразие акцентуаций мы видим среди курсантов 1-го курса. Снова «лидируют» гипертимы – 32 %, вслед за ними демонстративные, склонные к проявлению эгоцентризма, экстравагантные курсанты, в патологии склонные к психопатии истерического типа – 26,4 %. Значительно м?ньшими долями представлены другие типы: циклотимный – 8,8 %, застревающий 5,8 %, экзальтированный, педантичный и тревожный – по 2,9 %.

Кроме того, в ходе исследования была сделана попытка оценить степень взаимосвязи между наличием акцентуированных черт характера и уровнем адаптации курсантов к военной службе.

Для достоверной оценки организации индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции исследуемых групп была выдвинута статистическая гипотеза о том, что доля лиц, имеющих высокий уровень адаптации, среди акцентуантов не больше, чем в группе без акцентуаций. Для проверки данной гипотезы в настоящем исследовании применялся критерий Фишера. Критические значения критерия были установлены для принятых в психологии уровней статистической значимости в 0,05 и 0,01 – 1,64 и 2,31 соответственно. Расчет эмпирического значения показал, что оно находится в зоне незначимости, что говорит о необходимости признания сформулированной ранее гипотезы. Аналогичным образом была оценена достоверность распределения удовлетворительного уровня адаптации среди акцентуированных и неакцентуированных курсантов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень адаптации к военной службе не имеет достоверной связи с уровнем выраженности акцентуаций характера.

Однако расчет критерия Крускала-Уоллиса позволил установить определенную тенденцию в распределении исследуемого признака. Обратило на себя внимание соответствие у курсантов гипертимного типа акцентуаций  высокому уровню адаптации, а у испытуемых демонстративного типа – низкому уровню адаптации. В группе педантичных и экзальтированных курсантов также отмечаются низкие показатели личностного адаптационного потенциала, что, по-видимому, связано со сниженными возможностями компенсации в силу характерной для представителей данных типов эмоциональной ригидности в первом случае и повышенной энергетической истощаемости во втором.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. Акцентуированные личности не являются ненормальными, иначе в противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону [1]. В связи с этим, нельзя не упомянуть также и об отношении, существующем между акцентуациями характера и одаренностью. Здесь надо исходить из того факта, что в не резко выраженной форме те или другие психопатичные особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты.

На основании полученных в исследовании результатов предлагаются психолого-педагогические рекомендации, основанные на выявленной в исследовании специфике отношений. Они могут быть адресованы как профессорско-преподавательскому составу ввузов для оптимизации учебного процесса, продуманной организации общения с курсантами, так и командно-воспитательскому составу воинской части для предотвращения конфликтных ситуаций, повышения конструктивности общения и рационального управления психологическим климатом в воинской группе.

Активным типам акцентуации характера (гипертимный, истероидный) рекомендуется уход в отвлекающую деятельность, защищающую от негативных эмоциональных переживаний, или помогающую их разрядить, либо конструктивный поиск решения проблемы. Поддержка окружающих может выражаться в том, чтобы помочь людям этого типа в анализе обстановки и поиске какого-либо рода деятельности, в которой он может реализовать себя, в создании условий благоприятного перехода к ней.

Представителям эпилептоидного типа важно знать, что свойственные им бурные и зачастую агрессивные реакции на различные ситуации могут только усугубить состояние напряженности. Поэтому можно рекомендовать уход в отвлекающую деятельность, как наиболее эффективную форму поведения. Окружающим важно знать, агрессивное поведение эпилептоидного типа является лишь мощной и кратковременной разрядкой отрицательных эмоций, поэтому не стоит обижаться на него и «раздувать» конфликт.

Лицам чувствительного типа (лабильный, сенситивный) полезно использовать свою повышенную чувствительность в целях предвидения и предотвращения конфликтных ситуаций. Если фрустрация все же наступила, важно не накапливать внутри себя негативные переживания, что может только усугубить состояние фрустрации и привести к депрессии, а найти для себя отвлекающее дело. Людям этого типа целесообразно оценивать жизнь более оптимистично, не зацикливаться на неприятностях [2].

Литература

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1989.

2. Коваленко Е.А. Особенности общительности при различных типах акцентуаций характера: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007.

Разделы