Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Шаталов М.А., Мычка С.Ю.
Россия, Воронежский экономико-правовой институт
amista2007@rambler.ru

Проблема профессионального воспитания будущих специалистов в настоящее время обусловлена активной модернизацией системы российского образования, интеграцией отечественного образования с мировым образовательным пространством. Данные процессы отражаются на всех уровнях профессионального воспитания, в том числе в системе среднего профессионального образования, и являются приоритетными в условиях проводимой государственной образовательной политики российской Федерации.

«Профессиональное воспитание» как понятие стало активно применяться в последнее десятилетие прошлого века. Постепенно оно стало играть одну из ведущих ролей при решении проблем и задач организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Однако в научной литературе до сих пор однозначно не определена сущность дефиниции, как «профессиональное воспитание».

Конечно, в рамках данного исследования невозможно в полной мере охватить проблему профессионального воспитания студентов в системе среднего профессионального образования, однако, рассмотрим основной алгоритм организации профессионального воспитания будущих специалистов. Так, в процессе обучения необходима организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности [1]. Для этого необходимо внедрение следующих операций:

- применение в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов среднего звена, разработка специализированных курсов и пр.);

- наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (проведение опросов, тестирования студентов, преподавателей);

- наличие элементов системы воспитательной работы в области  гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания (систематическое проведение тематических бесед, встреч, вечеров, круглых столов и т.п. с целью повышения профессионального воспитания, в т.ч. с точки зрения нравственного аспекта);

- научно-исследовательская работа (организация деятельности различных научных студенческих кружков с целью расширения знаний и развития научного мышления в рамках будущей профессии и пр.);

- деятельность по формированию и упрочнению традиций образовательного учреждения (проведение различных праздничных мероприятий, выпуск студенческих газет и т.п.);

- культурно-массовая и творческая деятельность (проведение студенческих конкурсов, фестивалей, КВН);

- спортивно-оздоровительные мероприятия (пропаганда ведения здорового образа жизни);

- организация психолого-консультативной и профилактической работы (работа по адаптации первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании, ВИЧ-инфекций и др.);

- система поощрений за внеучебную работу (грамоты, премии и т.п.).

Таким образом, при внедрении в образовательный процесс и реализации данных условий в рамках профессионального воспитания будущих специалистов, у студентов формируется так называемый профессиональный «скелет», помогающий становлению обучающихся как личности, так и будущих профессионалов (рисунок 1).

Рисунок 1. Направления реализации ресурсов социально-педагогического сопровождения

Нельзя не отметить, что профессиональное воспитание также зависит от проведения самостоятельной работы студентами в рамках реализации программы подготовки специалистов среднего звена, т.к. данные процессы позволяют организовать и скоординировать студентов как будущих специалистов.

При реализации студентами самостоятельной работы необходимо решение следующих задач [2]:

- систематизация и закрепление полученных теоретических и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к зачетам и экзаменам.

Профессиональное воспитание – это последовательное движение студента как личности к выбранной им же самим цели. Результатом данного движения является получение системы профессиональных ценностей и идеалов будущим специалистом, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в социальном плане, формирующих будущего специалиста. При этом существует ряд задач [3] профессионального воспитания будущих специалистов в системе среднего профессионального образования (таблица 1).

Таблица 1

Основные задачи профессионального воспитания студентов

Сфера деятельности

Основные задачи

Когнитивная

Усиление профессиональной направленности среды образовательного учреждения, формирование профессиональных ценностей и идеалов будущих специалистов

Обогащение нравственно-эстетического кругозора студентов, их духовных потребностей и интересов

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетического кредо будущих специалистов

Эмоциональная

Развитие эмоциональной отзывчивости, эмфатических способностей студентов

Обогащение эмоциональной сферы студентов, их нравственно-эстетических чувств

Деятельно-практическая

Включение студентов в профессиональную деятельность, процесс творческой реализации

 

Усвоение этикета, профессиональных норм и привычек, здорового образа жизни студентов

Таким образом, практическая работа будущих специалистов, поведение, общение являются важной составляющей нравственно-эстетического отношения к реальности, базисом профессиональной воспитанности. При этом сформированные качества в стенах учебного заведения не только помогут адаптироваться к профессии, но и свободно находиться в трудовом коллективе, ощущая свою значимость и компетентность.

Литература

1. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология . 2011. №3.

2. Баутин В.М., Шаталов М.А. Интеграция как императив модернизации системы профессионального образования// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2014. С. 13-16.

3. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Использование метода «кейс-стади» в системе среднего профессионального образования // Смальта. 2014. № 5. С. 113-115.

Разделы