Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ И БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ И БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 

Ерошенкова Е.И.
Россия, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
eroshenkova@bsu.edu.ru

Системе высшего образования в современных условиях принадлежит особая роль в воспитании личности молодого поколения россиянин – ответственных граждан, высококлассных профессионалов, преданных своей стране патриотов. Известно, что воспитание личности начинается в семье, продолжается в учебных, трудовых и иных коллективах, происходит при взаимодействии с неформальными сообществами, под влиянием СМИ и т.д. В период «поздней юности» (17 – 22 года) воспитание личности обучающегося осуществляется всем укладом студенческой жизни, единым воспитательным пространством, социокультурной развивающей средой вуза.

Как известно, в содержательном отношении воспитание обучающихся в организациях высшего образования реализуется через разнообразие видов и направлений деятельности. К наиболее важным из них относятся: духовно-нравственное воспитание; гражданско-патриотическое воспитание; правовое воспитание, профилактика асоциальных экстремистских проявлений в студенческой среде; культурно-эстетическое воспитание, профессиональное и трудовое воспитание, развитие творческого потенциала обучающихся; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.

В содержании воспитательной деятельности вуза присутствует инвариантная и вариативная составляющие. Первая предстает как неизменный набор магистральных направлений, обязательных воспитательных задач и адекватных этим задачам видов деятельности. Среди них чаще всего выделяют: контроль посещаемости занятий и текущей успеваемости; индивидуальную работу со студентами; организацию текущей деятельности студентов; развитие культуры здорового образа жизни; привлечение студентов к конференциям, научным семинарам; работу с органами самоуправления; участие в университетских, факультетских мероприятиях; формирование корпоративной культуры в группе; профориентационную работу; участие студентов в жизни местного социума, волонтерство; работу со студентами, проживающими в общежитии; работу с родителями и др. Реализация данных направлений достигается всем укладом жизни коллектива вуза, его морально-психологической атмосферой, силой воспитательного воздействия преподавателей и кураторов академических групп, их компетентностью в области методики воспитательной работы со студентами.

Вторая составляющая воспитательной деятельности вуза, – вариативная - определяется спецификой предметной подготовки будущих специалистов, сложившимися традициями, опытом воспитательной работы, особенностями социокультурной среды, в которой осуществляется процесс воспитания. Вариативность содержания вузовского воспитания проявляется, когда речь идет о конкретной личности студента, его реальном уровне воспитанности. Вариативность содержания профессионального воспитания будущих учителей, юристов, менеджеров и т.д. также имеет существенные отличия, проявляющиеся в своеобразии специфики избранной студентами профессии, форм работы, культивируемых в рамках конкретных институтов, факультетов и т.д.

В содержании профессионального воспитания студентов выделяют мировоззренческие и профессионально ориентированные идеи, ценности профессии, этические и правовые нормы, умения и навыки, необходимые для развития личности воспитанника, в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми жизнью и профессией. Определение содержания профессионального воспитания неизбежно сопряжено с осмыслением социального заказа - совокупности общественных ожиданий и стандартов, которым должен соответствовать выпускник вуза. К сожалению, личность будущего специалиста сегодня зачастую не соответствует общественным ожиданиям и потому нуждается в целенаправленном развитии. Таким образом, содержание профессионального воспитания должно ориентироваться на завтрашний день, в зону ближайшего развития личности студента, предлагая будущему специалисту заведомо более сложные (по отношению к его актуальным возможностям) виды и сферы профессионально развивающейся деятельности [1, с. 286].

Содержание воспитания – это всегда совокупность целесообразных идей, воплощенных в конкретном наборе сфер, видов и форм деятельности, это целенаправленное самодвижение воспитанника к заданному эталону, идеальному образцу, это сочетание многих позитивных факторов и обстоятельств, задающих устойчивую логику развития будущего специалиста, ориентирующих в его профессиональное и социальное завтра.

Профессиональное воспитание будущего специалиста в период обучения в вузе осуществляется в единстве учебной, воспитательной, научно-исследовательской, учебно-профессиональной, профессионально-практической деятельности, при осуществлении профессионально-ценностного взаимодействия обучающихся со значимыми Другими. Одним их таких значимых Других в профессионально-личностном становлении будущих специалистов, по-нашему мнению, является куратор академической группы, способный максимально эффективно оказать влияние на формирование профессионально-ценностных ориентаций, личностного потенциала обучающихся.

Эффект присутствия в профессиональном воспитании личности другого человека, как правило, значимого Другого, в объективном мире индивидуума В.А. Петровский определил как феномен «отраженной субъектности», одной из форм которой можно считать идентификацию. Переживая тождество с другим человеком (например, с куратором академической студенческой группы в системе «куратор – профессия - студент»), субъект переживает его личностные ценности как свои. Обращение к категории «ценность» позволяет использовать ее в характеристике не только субъект-объектных, но и субъект-субъектных отношений. В рамках субъект-объектных отношений речь идет о том, что в процессе деятельности куратор предъявляет будущим специалистам ценности, содержащиеся в социальном и профессиональном опыте, культуре, искусстве; способствует формированию у них установки на потребление, освоение, интериоризацию этих ценностей через собственную деятельность, обеспечивая тем самым переход ценностей из объективного состояния – в субъективное, во внутренний план самой личности воспитанника. В рамках же второй системы - субъект-субъектной – происходит обмен ценностями между субъектами деятельности, неизбежно ведущий к духовному, культурному, профессиональному обогащению, к нравственно-эстетическому развитию всех взаимодействующих сторон, к раскрытию каждым субъектом своего собственного Я, своей творческой и личностной индивидуальности.

Субъект – объект - субъектное взаимодействие куратора и студента носит профессионально-ценностный характер, где основными субъектами этого взаимодействия являются сами обучающиеся и куратор, а объектом – профессиональная деятельность с ее целями, ценностями, содержанием и средствами осуществления.

Профессионально-ценностное взаимодействие куратора и студентов возможно при ориентации куратора на профессиограмму специалиста конкретной специальности и направления подготовки, а также на модель личности выпускника университета, которая обычно рассматривается как совокупность профессиональных, общекультурных компетенций и профессионально и социально-значимых личностных качеств, обеспечивающих ему успешное выполнение задач, возникающих в профессиональной и социальной деятельности.

Ориентация куратора на профессионально-ценностное взаимодействие со студентами возможна при установлении доброжелательного психологического контакта, включении эмоционально-ценностного опыта каждого из партнеров взаимодействия, при опоре на положительное в личности, на доверительность, объективность, активность. Все это обеспечит безопасность личностного проявления субъектов воспитания и будет способствовать их самоактуализации и личностно-профессиональному росту.

Стремление к личностно-профессиональному росту, вершинам своего «акме», становлению и развитию профессионализма, индивидуальности каждого студента в группе является, на наш взгляд, результатом профессионально-ценностного взаимодействия куратора и будущего специалиста. При этом отметим, что профессионализм личности – это качественная характеристика субъекта труда, отражающая уровень развития профессионально значимых качеств, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.

Роль профессионально-ценностного взаимодействия будущих специалистов и куратора студенческой академической группы значительно возрастает, если он не ограничивается аудиторными встречами со студентами, но и продолжает взаимодействие с ними во внеаудиторной деятельности, дифференцированно оказывает воспитательное влияние. При этом необходимо учитывать, что любая Встреча в системе «Человек - Человек» может стать событием для развития личности (В.В. Василькова, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмова, А.М. Павлова, А.Г. Пашков, И.Р. Пригожин, Я.И. Свирский, Х. Хакен и др.) Поэтому, на наш взгляд, в профессиональном воспитании центральное место принадлежит взаимодействию куратора и студентов как «встрече» их ценностных устремлений. В рамках этой «встречи» куратор студенческой группы упорядочивает проблемные ценностные смыслы будущих специалистов, обогащает и наполняет их сознание ценностными значениями, активно осмысливает, трансформирует, отбирает ценности культуры и будущей профессии, предлагает их воспитанникам, оказывая тем самым определенное воздействие на мировоззрение, нравственную позицию и ценностные ориентации обучающихся.

Профессионально-ценностное взаимодействие куратора и студентов связано также с воспитанием чувства долга и ответственности обучающихся за глубокое овладение специальными профессионально важными знаниями, с формированием творческого, ценностного отношения к профессиональной и общественной деятельности. При организации куратором воспитательных мероприятий профессиональной направленности особенно важно приведение в действие эмоционального отклика студентов. Этого можно достичь при проведении таких мероприятий их на высоком уровне так, чтобы влияние содержания усиливалось субъектностью, активностью самих студентов, а также разнообразием, нешаблонностью форм и методов воспитательной работы.

При организации профессионально-ценностного взаимодействия взаимодействии важнейшее значение имеет использование куратором таких методов, как: проблемные, игровые, эвристические, исследовательские; активные методы, метод примера, убеждения, «ситуаций успеха», ситуаций конформизма, неопределенных и ориентирующих ситуаций, рассмотрения противоположной позиции, «подтверждающей стратегии», «воспоминания горького прошлого»; интерпретации различных точек зрения, позиций, поведения; апелляции к мнению большинства; рефлексивного анализа деятельности; проигрывания ролей и воспитывающих ситуаций; написания эссе, сочинений; анализа убеждающих сообщений и их проблематики; применения дискуссий, тренингов, формирующих методик и т.д.

При этом формы взаимодействия куратора и будущих специалистов могут быть самыми разнообразными: от традиционных кураторских часов до различных тренингов, дискуссий, круглых столов, деловых и ролевых игр, творческих отчетов, экскурсий, деятельности профессионально ориентированных отрядов, экспедиций и т.д.

С учетом всего вышесказанного, в организации профессионально-ценностного взаимодействия куратора и студентов можно выделить четыре цикла, ориентированных на достижение целей профессионального воспитании обучающихся.

Первый цикл – знакомство в общих чертах с будущей профессией. Оно осуществляется в течение первого семестра. В этот период куратор знакомит студентов с университетом, его службами, организует встречи первокурсников с профессорско-преподавательским составом, во время которых профессора и доценты рассказывают им о традициях факультета и его задачах в подготовке кадров, раскрывают особенности избранной обучающимися специальности и направления подготовки. Многое о будущей профессии студенты узнают, слушая курс «Введение в специальность». С помощью преподавателя, читающего этот курс, куратор проводит в группе беседы об особенностях будущей профессии, о личностных качествах, которыми должен обладать каждый, кто избрал ее, организует встречи с заслуженными работниками в этой области, проводит экскурсии на предприятия (в школы и внешкольные воспитательные учреждения), учитывая специфику профессиональной подготовки. Главная задача этого цикла – сформировать у обучающихся положительное отношение к профессии, вызвать у них потребность к овладению необходимыми компетентностями.

Второй цикл – овладение знаниями общих и специальных дисциплин, формирование на их основе профессионально значимых компетенций и соответствующих качеств личности. В течение этого времени куратор способствует созданию благоприятных условий для успешного овладения студентами группы необходимыми знаниями; организует взаимодействие с библиотекой, кафедрами, преподавателями с целью обеспечению студентов учебной литературой, программами, консультациями; осуществляет систематический контроль за учебой; способствует включению обучающихся в различные виды социально и профессионально значимой практики, формирующей профессиональные умения и личностно-профессиональные качества.

Третий цикл – совершенствование профессиональной воспитанности и проверка действенности личностных качеств будущего специалиста в ходе производственной практики. Куратору необходимо принять самое активное участие в подготовке обучающихся к практике: хорошо проанализировать степень теоретической подготовки каждого студента, сложившиеся в группе межличностные отношения, пожелания студентов (кто с кем хотел бы быть в одной группе) и с учетом всего этого высказать свои соображения методистам и руководителю практики по вопросу распределения студентов по предприятиям, школам и др.

В ходе практики куратору целесообразно побывать у студентов своей группы на рабочих местах и лично убедиться в уровне их профессиональной подготовки.

Четвертый цикл – заключительная проверка готовности к работе в процессе стажерской практики и государственных экзаменов. В этот период куратор усиливает контакт с методистами, которые руководили практикой на прежних этапах и которые руководят стажерской практикой, а также с факультетским руководителем практики; организует студентов своей группы на подготовку выставки «Чему мы научились?» по итогам всех видов практик, на которую представляются фотоматериалы, самодельные наглядные пособия, методические доклады, лучшие наработки, портфолио, документация по проведению практики и др. Все это дает представление о степени подготовки обучающегося к предстоящей профессиональной деятельности [2, с. 198].

Чтобы иметь более полное представление о теоретической подготовке студентов к работе по специальности, куратор посещает курсовые и государственные экзамены в своей группе, изучает все записи, сделанные им и другими кураторами (если в этой группе кураторство переходило от одного преподавателя к другому) в электронном дневнике куратора (специфика Белгородского государственного национального исследовательского университета).

Успешно решить задачи профессионально-ценностного взаимодействия со студентами в разрезе всех указанных выше циклов куратору поможет хорошее знание им своих функциональных задач, а также умелое их сочетание в своей повседневной воспитательной деятельности.

Таким образом, профессионально-ценностное взаимодействие куратора академической группы и студентов осуществляется в рамках профессионального воспитания в вузе и направлено на осмысление личностно- и социально-значимой ценности будущей профессии, оказание содействия будущим специалистам в выстраивании стратегии их профессионального и личностного роста, что требует систематической и комплексной воспитательной деятельности всех структурных подразделений университета.

Литература

1. Репринцев А.В Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. …д-ра пед. наук. Курск, 2001.

2. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. Куратору студенческой группы: от теории к практике. Белгород, 2009.

Разделы