Сведения об образовательной организации

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ К СЛУЖБЕ В ВОЙСКАХ КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ К СЛУЖБЕ В ВОЙСКАХ КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 

Забавников В.Н., Мартьянов А.В., Усков Д.А.
Россия, Военный учебно-научный центрВоенно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
mariana_g@mail.ru

Профессионализм офицера-воспитателя– это его реализованная способность, направленная на максимально полное соответствие требованиям (запросам) военной службы и конкретных руководителей (командования). Профессиональная готовность офицера-воспитателя к службе в войсках отражает уровень развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, которые обеспечивают успех предстоящей психолого-педагогической деятельности. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием стремления расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания и способности к систематической деятельности.

Профессиональная готовность – определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии.  

В Большой современной педагогической энциклопедиипрофессиональная готовность определяется как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей специалиста, обеспечивающих успешный переход к умелой организации профессиональной деятельности. В структуре профессиональной готовности выделяются следующие составляющие: мотивационная (отношение к профессиональной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков), волевая (умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном); умственная (достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов в избранной сфере профессиональной деятельности), коммуникативная (наличие контекстного общения с различными категориями людей) [1].

По мнению, Р.В. Овчаровой, профессиональная готовность может определяться по таким параметрам, как 1) планирование - умение организовывать свою профессиональную деятельность в соответствии с ее целью; 2) контроль-умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью; 3) мотивация - умение находить скрытые свойства предметов, закономерностей и свойств окружающего мира  и использовать их; 4) уровень развития интеллекта – умение слушать и понимать других людей, логически и аналитически мыслить [2].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков в структуре профессиональной готовности специалиста выделяют пять блоков профессионально-важных качеств:

 1. Личностно-мотивационный. Профессионально-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к профессиональной деятельности, желание или нежелание принимать выполнять функциональные обязанности в соответствии с предназначением.

2. Понимание и принятие задач профессиональной деятельности и задач – знание и понимание задач, поставленных специалистом, желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании профессиональной деятельности и способах ее выполнения. Этот блок профессиональной готовности отражает уровень профессиональных знаний и умений, способностей обучать и воспитывать подчиненных.

4. Информационный блок профессиональной готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации, умение ориентироваться в многообразии и противоречивости различных сведение и источников в процессе работы с личным составом.

5. Управление деятельностью. Профессионально-важные качества  этого блока обеспечивают планирование, контроль и оценку специалистом своей деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию [3].

Таким образом, профессиональная готовность военного специалиста к практической деятельности– сложное структурно-системное образование, которое охватывает различные стороны психики специалиста. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, обобщенные знания и представления, определенные профессиональные  навыки, способности человека. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру.

Рассматривая профессиональную готовность в контексте психологического измерения, следует обратить внимание на позицию специалистов в области военной психологии. По мнению А.Г. Караяни, И.В. Сыромятникова,  основными показателями профессиональной готовности офицера-воспитателя к работе с личным составом являются [4]:

- психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;

- знание требований, определяющих порядок организации и проведения воспитательной работы в воинской части;

- знание и соблюдение этических норм деятельности;

- самостоятельность в применении различных методов и средств воспитательной работы;

- владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

- умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;

- полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.

Профессиональная готовность характеризует функциональный настрой психики офицера и его мотивационно-смысловой сферы на выполнение поставленной задачи. Они во многом определяют потенциальную возможность и уровень реализации профессиональной подготовленности военнослужащего в конкретных условиях [5].

Л.М. Королев выделяет в структуре профессиональной готовности офицера-воспитателя четыре подструктуры профессионально-важных качеств: морально-политические, военно-профессиональные, социально-психологические и физические качества. Особое место в структуре профессиональной готовности офицера он отводит мотивам [6].

Мотивы занимает важное место в структуре  психологии личности, оказывая существенное влияние на поведение и поступки человека.  По определению мотив это внутреннее побуждение к активности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В основе любого действия или поступка лежит мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» (побуждают) и направляют активность человека, обусловливая его мотивацию.

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение; в другом – как совокупность мотивов; в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; в четвертом – как психическая регуляция конкретной деятельности, как действие мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Мотивация – сложный процесс перевода внешних воздействий объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Ее образуют различные виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, ориентации. Мотивы формируют мотивационно-ценностную структуру профессиональной деятельности военнослужащих, представляющую взаимосвязанную совокупность их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, обеспечивающих определенную направленность мотивов и деятельности личности.

Мотивационная готовность – это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности.

Мотивационная готовность будущего офицера-воспитателя к профессиональной деятельности в войсках– это смысл, который воспитательная работа и будущая военно-служебная деятельность имеет значение не вообще, а для конкретного курсанта. Если она не имеет смысла ценности, т.е. подготовка и участие в ней не воспринимается для него как значимое, необходимое, то это свидетельствует о неготовности к этой работе с точки зрения ценностной ориентации. Он может знать, как и зачем необходимо организовывать воспитательную работу в подразделении, уметь решать многие практические задачи, но не хотеть этого делать.

Высокому уровню готовности офицера-воспитателя к будущей профессиональной деятельности в войсках соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Направленность офицера-воспитателя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение высоких результатов – необходимое условие ответственного подхода к организации, руководству и управлению воспитательной деятельностью. Показателями уровня мотивационной готовности в период обучения в вузе служат:

- интерес к освоению новых форм и методов обучения и воспитания;

- активность участия в организации мероприятий воспитательной работы во время обучения в вузе;

- стремление добиваться результатов в воспитании военнослужащих, выступать на собраниях, совещаниях, инструктивно-методических занятиях и семинарах;

- активное, заинтересованное участие в обсуждении результатов воспитательной работы;

- настойчивость в преодолении затруднений при решении воспитательных задач;

- активность в саморазвитии, стремление узнать, освоить больше, чем предла­гают учебные программы.

Показателем непосредственной мотивационной готовности личности выступает ее самореализованность. Именно через согласованность ее интересов с условиями и ролевыми требованиями профессиональной деятельности этот показатель характеризует ту часть структурных элементов мотивационной готовности личности (её интересов), которая реализуется в ролевых требованиях и условиях учебной деятельности, а также отражает полноту реализации профессиональных интересов, социальных ожиданий и притязаний личности в существующих условиях профессионального труда.

Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у будущего офицера формируется мотивационная готовность к военно-профессиональной деятельности. Эта готовность представляет собой целостную, относительно устойчивую систему психологических образований, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают его к деятельности, регулируют поведение.

Литература

  1. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2005.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2000.
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2001.
  4. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М., 2007.
  5. Колосов А.В. Формирование психологической готовности офицеров-выпускников командного профиля к практическому решению задач воинской деятельности. Информационный бюллетень Учебно-методического объединения (УМО) высших военных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям (выпуск № 3). М., 2007.
  6. Королев Л.М. Теория и практика психологического обеспечения военно-авиационной деятельности. Монино, 2002.
Разделы