Сведения об образовательной организации

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ* 

Шаршов И.А., Борзых И.Н.
Россия, Тамбовский государственный университет им.Г.Р. Державина
silans@mail.ru

*Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 15-36-01032 а1

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. В силу сложившихся исторических особенностей российское образование выступает не только как «фактор воспроизводства кадров», но как фундамент их профессионального воспитания.

В отечественной педагогике профессиональное воспитание появилось в литературе в начале 60-х гг., когда вышла монография А.П. Веселова «Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования» (1961 г.). Речь в этой работе шла, в основном, о профессиональной подготовке рабочих в профессионально-технических училищах [1]. В дальнейших публикациях профессиональное воспитание понималось как формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих производительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором [2]. В 1978 г. опубликована монография Н.Н. Дьяченко, посвященная профессиональному воспитанию молодежи, где данная проблема рассматривалась как составная часть образования в целом. Главная его задача, по определению автора, состоит в формировании профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда. Это возможно, если формировать у молодежи сознательное отношение к выбору профессии, устанавливать профессиональную пригодность молодых людей к тому или иному виду трудовой деятельности, изучать содержание профессий, обеспечивать молодежь информацией о потребностях предприятий и регионов в профессиях разного типа [3].

Рассмотрим особенности профессионального воспитания студентов вуза, от уровня нравст­венной и эстетической культуры, широты интересов и гражданской пози­ции которых напрямую зависят результаты дальнейшего развития российской молодежи и российского общества, в целом. Профессиональное воспитание студентов – сложная, многоаспектная социокультурная и психолого-педагогическая проблема современного высшего профессионального образования. Профессиональное воспитание в этом ключе можно определить как систему мер и способов воздействия воспитателя и формирования у воспитанников определенных профессиональных качеств специалиста (В.В. Кутузов); воспитание профессиональной рефлексии (О.А. Леонова); формирование способности к профессионально-творческому саморазвитию [4]; целостное психолого-педагогическое явление, обусловленное совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационно-педагогических условий и факторов, в которых осуществляется подготовка будущего специалиста к реализации им ответственных социальных функций [5]. 

Сводная таблица определений и целей профессионального воспитания студентов 

Определения и цели

профессионального воспитания

Автор и

год публикации

Авторское дополнение с учетом современных целей высшего образования

Формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих производительности труда и удовлетворенности

профессиональным выбором.

А. А. Дворовенко, 1974.

 

Формирование индивидуальных качеств студентов – будущих специалистов, исходя из требований общества и государства.

Формирование профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда; сознательное отношение к выбору профессии.

Н.Н. Дьяченко, 1978; А.П. Беляева, 1989; В.И. Белов, 1984.

Необходимо взаимодействие и соучастие студентов.

 

Формирование отношения к профессии, подготовка к решению педагогических проблем в школе (профессиональное воспитание будущего учителя).

С.Б. Елканов, 1989.

 

 Высокая социальная активность, стремление к поиску нового и способность нахождения нестандартных решений профессиональных и жизненных задач.

Специально организованный и контролируемый процесс приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности.

Управление обстоятельствами, способствующими формированию у учащихся профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля.

Формирование отношения к себе как субъекту деятельности (включая оценку собственных возможностей, способностей, склонностей, мотивов и профессиональных ценностей), к другим (как представителям профессиональной общности и коллегам в конкретном деле), к профессии (как средству достижения жизненных ценностей, самовыражения и самоутверждения).

Б.С. Патралов, Н.Ф. Гейжан, 1994; В.Т. Лисовский, 1999; С.В. Рачина, 1997.

 

 

Отстаивание интересов общности, развитие субъектности, способности к самоуправлению.

 

Перестройка самосознания учащегося с психологической позиции школьника, ученика на позицию специалиста, включенного в профессиональные отношения. Изменение направленности общих и частных самооценок субъекта деятельности, перестройка мотивации с приоритета «мне интересно» на «я способен».

М.И. Иванюк, 1981; Н.Ф. Гейжан, 1981, 1995; И.И. Иванова, 2001.

 

 Перестройка самосознания с психологической позиции студента-объекта на позицию специалиста-субъекта;  перестройка мотивации с приоритета «я хочу» на «я сделаю», «я изменю».

Формирование чувства верности Конституции, уважения к своей профессии, убежденности в необходимости постоянного повышения своего профессионального мастерства.

Х.Х. Лойт, Е.Д. Проценко, В.П. Сальников, А.В. Стремоухов, Э.В. Суслин, В.И. Хальзов, 1996;

В.П. Давыдов, 1996; А.В. Буданов, И. А. Латкова, 1997; А. А. Федотов, 1999; Ю.В. Богомолов, 1999; А.С. Боровых, 2000.

Необходимо для повышения общественной значимости профессии и высшего образования, в целом

 

Формирование отношения к труду; отношения к людям в процессе труда; отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

Формирование отношения к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных, экономических и нравственных.

A.M. Кузьмин, 1999; В.А. Шуваев, 2000.

 

Условия для роста профессионального мастерства, нравственного, духовного и физического развития специалиста.

Двусторонний процесс подготовки студентов к жизни и профессионально-трудовой деятельности.

Н.Н. Долгих, 2001.

 

 Двусторонний процесс профессионального воспитания студентов подразумевает также учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в жизни общества).

Процесс формирования источников профессиональной активности, направленной на освоение содержания и методов профессиональной деятельности.

В.Д. Провоторов, 2001.

 

Следует учитывать процесс профессиональной адаптации к учебно-профессиональной деятельности, взаимодействию в коллективе

Субъектное становление специалиста.

Н.М. Борытко, 2002.

Ответственность за свои действия

Специально организованная целенаправленная совместная деятельность сотрудников факультетов, курсов, других субъектов и курсантов (слушателей) с учетом влияния общества, государства, их институтов и учреждений, обеспечивающая создание условий для развития и саморазвития личности, отвечающей потребностям будущей профессии и общества.

Взаимодействие субъектов воспитания с целью формирования и развития профессионально-важных качеств и выработки стремления к самосовершенствованию в интересах решения служебных задач.

В.В. Анциферов, 2002; С.Л. Рыков, 2002; М.А. Демина, 2003.

Диалектика процессов воспитания и самовоспитания; управления и самоуправления.

Формирование, подготовка и развитие профессионально ориентированного сотрудника, обладающего государственно-правовым мировоззрением, способностями к разностороннему развитию и владеющего устойчивыми навыками исполнения должностных обязанностей.

«О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в ОВД РФ»: решение Коллегии МВД России, 2003.

…обладающего социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке.

Развитие профессионального сознания будущего специалиста.

Т.Н. Гущина, 2004; Е.Е. Чудина, 2004.

Профессионально-личностное саморазвитие.

Формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда: обогащение профессиональных ценностей, формирование отношения к профессии и представителям профессиональной общности, к коллегам по работе, осознание и оценка себя как будущего субъекта деятельности (в том числе своих знаний, умений, способностей), относящихся к себе как к профессионалу.

Ч.М. Бурханов, 2004

Воспитание толерантности, уважения к идеям и мнениям других людей, учет их интересов и уважительное отношение к образу жизни, поведению людей, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящее за нормы требований законов.

Тем самым, профессиональное воспитание студентов вуза рассматривается нами как сознательно организованный процесс, в котором студент выступает как субъект собственного развития, самопознания, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется присвоение личностью духовно-нравственных, профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, истории, литературе, психологии. Образованность вне общей культуры превращает личность в хранилище знаний об окружающем мире [6, с.19-20].

Проблема профессионального воспитания сегодня является достаточно актуальной. Исходя из сущности рассматриваемого явления, мы формулируем гипотезу, что использование студенческого самоуправления в вузе позволит повысить эффективность данного процесса, тем самым обеспечив конкурентоспособность выпускников.

Литература

  1. Веселов А.П. Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразовании. М., 1961.
  2. Дворовенко А.А. Отношение учащихся к профессии и задачи профессионального воспитания // Труды лаборатории социально-педагогических проблем профессиональной ориентации учащейся молодежи. Кемерово, 1971. Вып.1., с. 85-94.
  3. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание молодежи. М., 1978.
  4. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: дис. … докт. пед. наук. Белгород, 2005.
  5. Репринцев А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. Курск, 2001.
  6. Салов С.М. Мониторинг профессионального воспитания будущего педагога как условие повышения эффективности образовательного процесса вуза: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2006.
Разделы