Сведения об образовательной организации

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ 

Столяров А.В.
Россия, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
stolya-aleksei@mail.ru

Военные вузы России (военные академии, военные университеты, военные институты) занимают особое место в системе высшего образования Российской Федерации (РФ). Основным предназначением военных вузов является выполнение кадрового заказа по подготовке квалифицированных специалистов для силовых структур (ведомств). В настоящее время в военных вузах осуществляется подготовка специалистов для Вооруженных Сил РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ и других силовых ведомств, при этом учитывается специфика этих силовых ведомств.

Независимо от дальнейшего предназначения выпускника военного вуза общей целью современного военного образования является подготовка высококлассного компетентного военного специалиста (офицера), формирование у него качеств гражданина-патриота своего Отечества, способного быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и реалиям жизни и способного выполнить возложенную на него задачу, согласно штатного предназначения и занимаемой должности [1].

Формирование этих качеств у будущих офицеров происходит в стенах военных вузов в процессе подготовки  специалистов. Условно процесс подготовки военных специалистов в стенах военных вузов можно разделить на следующие виды деятельности [2]:

- учебную деятельность;

- воспитательную деятельность;

- служебную деятельность.

Учебная деятельность в военном вузе включает в себя проведение учебных занятий под руководством преподавательского состава и самостоятельной работы курсантов.

Основными видами учебных занятий в военном вузе являются [3]:

для обучающихся по программам высшего образования - лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы;

для обучающихся по программам среднего профессионального образования - лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, групповые занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа обучающихся, консультации, практика, выполнение курсовых работ (проектов, задач) и выполнение выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа является частью учебной деятельности курсантов по освоению основной профессиональной образовательной программы и организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Воспитательная деятельность в военном вузе подразумевает собой организацию и осуществление воспитательной работы с курсантами.

Задачами воспитательной работы в военно-учебном заведении являются формирование и развитие у обучающихся (курсантов) [3]:

- чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооруженных Сил РФ и готовности к защите Отечества;

- дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства;

- мировоззренческой позиции военнослужащего Вооруженных Сил РФ на основе лучших военных традиций;

- профессионально важных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;

- трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;

- общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и другими видами деятельности военно-учебного заведения, отражает интересы военно-профессиональной подготовки обучающихся.

В процессе служебной деятельности курсант обучается на практике выполнять особые обязанности военной службы. Обязательно в учебном плане предусматривается время для несения гарнизонной, комендантской и караульной служб в гарнизоне.

В процессе подготовки военного специалиста в военном вузе данные виды деятельности (учебная, воспитательная и служебная) взаимно дополняют друг друга:

- в процессе учебной деятельности преподаватели в ходе организации процесса обучения курсантов организуют и проводят воспитательную работу, которая входит в воспитательную деятельность;

- в процессе служебной деятельности курсант обучается на практике выполнять особые обязанности военной службы, а также с ним параллельно организуется воспитательная работа (например, в ходе несения гарнизонной и караульной службы начальник караула и помощник начальника караула по воспитательной работе организуют систематическую воспитательную работу, направленную на поддержание боевого духа личного состава караула).

Таким образом, можно сказать, что в процессе подготовки курсантов в военном вузе учебная, воспитательная и служебная деятельность взаимосвязаны и осуществляются ежедневно, независимо от вида деятельности курсанта (учебный процесс, несение службы в различных видах нарядов, выполнение хозяйственных работ, обслуживание вооружения и военной техники).

Литература

1. Макарова Л.Н., Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров. Тамбов, 2005.

2. Столяров А.В.Особенности организации подготовки офицеров в военных учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Вып. 7 (87). С.119 – 123.

3. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Разделы