Сведения об образовательной организации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ И КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ И КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Левина О.И.
Россия, Мезенский педагогический колледж
olgalevina1811@yandex.ru

Воспитательное значение иностранного языка состоит в развитии у обучающихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Учителям иностранных языков не только важно глубоко знать и осознавать такие качества как интернационализм, патриотизм, гражданственность, принимать человеческие ценности, прямо или косвенно вытекающие из них, но и уметь находить пути их воспитания на занятиях и в повседневной жизни [1].

Развивающий и воспитывающий потенциал урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у обучающихся интереса и уважения к истории, культуре страны изучаемого языка;
  • воспитание этики общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
  • развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
  • развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций обучающихся [2].

Воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться, прежде всего, через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Очень важно донести до обучающегося, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям [3]. Но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.

Преподаватели иностранного языка нашего колледжа успешно используют информационно-коммуникационные, проектные технологии, краеведческий материал на уроке и во внеурочной деятельности для воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну и любви к своей малой родине.

Уже второй год со студентами 4-ого курса отделения иностранных языков мы работаем над проектом «Журнал в колледже». Сначала мы знакомились с прессой Германии и России, рубриками молодёжного журнала "JUMA" разных лет издания, читали различные заметки и статьи из немецких газет и журналов. Мы подробно изучили номера журнала «Maulwurf», который издаётся уже на протяжении 10 лет учащимися школы имени Шиллера в г. Оффенбах на Майне – побратиме г. Орла. Особый интерес студентов вызвали статьи с фотографиями о пребывании немецких школьников в нашем городе и дневниковые записи орловских учеников во время дружеского визита в Оффенбах.

Мы пришли к единому мнению, что у нас тоже есть много интересного, о чём мы могли бы рассказать на страницах газеты или журнала, тем более, что наш колледж в 2013 году отпраздновал свой 30-летний юбилей. Так возникла идея создания журнала на немецком языке «GOOD' OK».

Начали мы с того, что наметили рубрики нашего журнала, определили ответственных за подготовку материалов, выбрали главного редактора (Акомёлкова Дарья) и технического редактора журнала (Рыбина Татьяна), распределили обязанности среди корреспондентов, связались с нашими выпускниками, которые обучаются за рубежом и просмотрели огромный фотоархив отделения иностранных языков колледжа.

Главная статья журнала была посвящена истории создания нашего колледжа, поэтому несколько занятий мы провели в музее колледжа, познакомились с материалами газеты «Филин», издаваемой в нашем учебном заведении.

Редколлегией журнала «GOOD' OK» был проведён конкурс «Лицо на обложку», в котором принимали участие студенты, преподаватели и выпускники отделения иностранных языков (далее ИЯ). Из большого количества представленных на конкурс фотографий жюри выбрало снимок студентки 3 курса Федорищевой Екатерины, что сохранялось в тайне до момента презентации журнала, которая состоялась в торжественной обстановке в последний день проведения Недели кафедры ИЯ в колледже.

Важное место в журнале отводится отделению иностранных языков колледжа, изучению немецкого языка, тесным связям с выпускниками, которые часто являются нашими гостями на различных мероприятиях и конкурсах, творчеству студентов отделения ИЯ, празднованию Рождества в Германии.

Большой интерес вызвал конкурс детских фотографий преподавателей кафедры ИЯ, в который живо включились и преподаватели, и студенты, пытаясь рассмотреть сквозь время и годы знакомые черты своих любимых преподавателей.

Всем присутствующим понравился литературный конкурс «Русские поэты на немецком языке». Студенты и преподаватели, и не только те, кто изучает немецкий язык, внимательно слушали, как прекрасно звучат знакомые стихи русских поэтов на немецком языке и безошибочно узнавали авторов и цитировали строчки оригиналов. Победителей всех конкурсов ждали памятные призы.

Презентация журнала прошла успешно, в торжественной обстановке. Нашими гостями в этот день были преподаватели и студенты отделения ИЯ, выпускники 2008 и 2010 гг. специальности «Немецкий язык». Выпускница 2008 г. Кожинова Ксения выступила перед собравшимися, рассказала на немецком языке немного о себе, прочитала стихотворение собственного сочинения «Liebeserkl?rung der deutschen Sprache» («Объяснение в любви немецкому языку»). Все с огромным интересом смотрели и слушали видеописьма наших выпускников из Франции и Китая.

Отдельные страницы были посвящены нашему любимому г. Орлу, отзывам наших студентов о поездках в Германию и во Францию в 2012 году. Особенно понравилась нашим гостям эмблема отделения ИЯ «Der Fremdsprachenplanet», выполненная студенткой 4 курса Рыбиной Татьяной.

Следующий номер журнала тоже был посвящен 30-летнему юбилею нашего учебного заведения. Особое внимание мы уделили интервью с преподавателями отделения иностранных языков. На страницах журнала мы рассказали о семи чудесах Орловщины, нашем родном городе Орле, о талантливых студентах и выпускниках колледжа, Олимпийских играх 1980 г. в Москве и 2014 г. в Сочи. Большой интерес читателей нашего журнала привлекли: конкурс детских фотографий преподавателей, гороскоп на новый календарный год, репортажи наших выпускников и преподавателей о поездках во Францию, Германию, Великобританию и США.

Огромная работа была проведена студентами под руководством преподавателя ИЯ Левиной О.И. по изданию журнала колледжа. Как отмечали все члены редколлегии: «Это было сложно, но очень увлекательно!» Студенты смогли проявить свои лучшие творческие способности, о которых некоторые даже и не подозревали, сплотились, выполняя каждодневную кропотливую работу, смогли почувствовать огромную ответственность за результаты совместного труда, испытать поддержку товарищей и преподавателей, почувствовать гордость за студентов и выпускников колледжа.

Преподавание иностранного языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности обучающихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

Литература

  1. Ратнер Ф.Л. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе преподавания иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. №11.
  2. Гатыжская А.В., Фокина С.Г. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Enjoy English» // Иностранные языки в школе. 2014. №2.
  3. Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного образования // Иностранные языки в школе. 2012. №6.
Разделы